Интеграция истории и музыки в процессе патриотического воспитания

Разделы: История и обществознание


Традиционно в нашей школе проходит конкурс патриотической песни, посвященный Дню Победы. Идея фестиваля возникла неслучайно. Именно песня, героическая история страны способствуют формированию патриотизма, повышают престиж военной профессии, авторитета защитников Отечества. Фестиваль «Песня в солдатской шинели» способствует активизации патриотического воспитания учащихся в школе. Празднику предшествует большая совместная работа учителей музыки и истории. На уроках музыки учащиеся слушают музыкальные произведения, разучивают военно-патриотические песни; на уроках истории знакомятся с военной историей, а творческий коллектив учителей и учащихся старших классов разрабатывают программу праздника.

Ключевые слова и фразы: обучение истории, музыка, патриотизм, игровые задания и приемы, развивающая и воспитательная деятельность.

Пояснительная записка

Цели:

  • воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную до войны, в годы войны, после войны;
  • знакомство учащихся с героическим историческим прошлым нашей страны через творчество авторов и композиторов военных песен;
  • развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством исполнения, слушания и анализирования музыкальных произведений.

Оборудование урока: мультимедиа, компьютер, аудиозаписи.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Работа над музыкальными произведениями
  3. Итог урока
  4. Выставление оценок

Методы и приемы работы: анализ музыкальных произведений, опережающее домашнее задание: класс разбивается на группы для знакомства с музыкой, литературой, историей.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах, участие в учебном диалоге.

Место урока и количество часов: 1 час, урок проводиться в восьмых классах.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя истории: «Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на уроке, посвященном песням о Великой Отечественной войне. Наш урок проходит в преддверии 9 мая – Дня Победы. Этот праздник особо торжественный и памятный для нас. С каждым годом участников войны становиться все меньше и меньше и мы, новые поколения нашей великой страны, ни в коем случае не должны забывать о той страшной войне и какой ценой далась Победа».

II. Работа над музыкальными произведениями

Класс делится на три группы: историки, музыковеды и аналитики.

Первыми будут выступать  аналитики, которые должны:
а) определить (приблизительно) этап времени создания песни (до войны, во время войны, после войны) обосновать свой выбор;
б) определить род войск, о котором идет речь в песне;
в) попытаться объяснить с какими событиями, на их взгляд, связана песня;
г) поведать нам о своих впечатлениях от прозвучавшей музыки.

Затем выступают музыковеды, которые должны:

Раскрыть характер музыкального произведения:
а) определить эмоциональный фон произведения,
б) музыкальный образ данного произведения;
в) установить принадлежность данного произведения к легкой или серьезной музыке;
г) рассказать историю создания данного произведения.

После музыковедов выступают историки. Историки на прошлом уроке получили задание подготовить историческую справку об определенных этапах войны, связанных с музыкальными произведениями.

Учитель музыки: «Итак, ребята, давайте начнем. А начнем мы с песни, которая символизируется начало войны, эта песня  Священная война». Давайте послушаем ее».

После песни выступает группа аналитиков, которая высказывает свои мнения о чем эта песни, когда она могла быть написана и какие чувства вызывает.

Затем музыковеды дают справку о песне: стихи В.И.Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.

24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Вот как описывает историю создания «Священной войны» бывший редактор «Красной звезды», генерал-майор  Д.Ортенберг: «Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача, хотя за плечами был уже опыт «Героической красноармейской» и «Героического похода» - фронтовых газет на Халхин-Голе и на войне с белофиннами. Таким опытом располагал не только я, а и многие краснозвёздовцы, работавшие в редакциях тех газет вместе со мной.

Во фронтовых газетах «Героическая красноармейская» и «Героический поход» не бывало, кажется, ни одного номера без стихов. Вспомнив все это я вызвал Соловейчика.

— Добывайте срочно стихи… Получив от меня задание - непременно добыть стихи, - Соловейчик стал обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал… Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом. Без каких-либо предисловий Соловейчик сказал ему:

— Василий Иванович, газете нужны стихи…

— Когда?

— Не позже завтрашнего утра.

Стихи немедленно пошли в набор. А ночью, когда полосы уже были сверстаны, Соловейчик, испуганный, смущенный, вдруг докладывает:

— Только что звонил Лебедев-Кумач. «Известия» выпросили у него стихи, отданные нам… Не устоял… Что будем делать? В иное время я, наверное, распорядился бы в назидание «неустойчивому» автору снять его стихи. Не любили мы печатать «дубликаты». Нам больше нравилось, когда другие газеты перепечатывали наши материалы со ссылкой на источник. Но в ту ночь было не до амбиций. Да и стихи - замечательные.

 — Ничего, — ответил я. — Пусть идут в двух газетах.

Мог ли я и мои товарищи думать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с нею в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн».

В сердце ударила строка, вынесенная поэтом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. Но Лебедев-Кумач первым произнес их вслух» [1, c. 29].

Опубликованное газетами, звучавшее ежедневно по радио стихотворение Лебедева-Кумача не могло не привлечь внимания композиторов. Уже 27 июня в Музгизе была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку к которым написал композитор М.И.Блантер. А тремя днями позднее тем же издательством была принята к публикации еще одна песня на эти стихи Лебедева-Кумача. Музыку к ним написал художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А.В.Александров. Тираж ее был вдвое меньше, но именно этой песне и суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового и незабываемого военного времени. Скупые строки газетной хроники военных лет позволяют восстановить обстановку, в которой создавалась эта и другие песни[3, с 58].

Затем выступают историки, которые дают историческую справку о начале Великой Отечественной войны: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза и стала самой суровой проверкой боевых качеств Советской Армии и Военно-Морского Флота. Народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и ее союзников по фашистскому блоку. Наши Вооруженные Силы выполняли также нелегкую, но благородную миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения.

По своим масштабам и стратегическому значению четырехлетняя битва на советско-германском фронте стала главной составной частью второй мировой войны, так как основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией выпала на долю нашей страны. В исторических сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы Советские Вооруженные Силы нанесли врагу решающие поражения [4, с. 115].

Учитель музыки: Молодцы! Следующим объектом нашего исследования предлагаю сделать ещё одну очень известную военную песню «Катюша».

После песни выступает группа аналитиков, которая высказывает свои мнения, о чем эта песни, когда она могла быть написана и какие чувства вызывает.

Затем музыковеды дают справку о песне: Авторы «Катюши» композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский. Мелодия песни была написана композитором в 1938 году, однако слова для «Катюши» ограничивались первыми восьмью строчками. Но впоследствии Михаил Исаковский сочинил несколько вариантов продолжения песни. Тематику песни Михаил Васильевич Исаковский объяснил так: «Может быть, стоит сказать хотя бы вкратце, почему я включил в песню бойца-пограничника, которого Катюша любит и ждет, которому она дает наказ зорко беречь родную землю. Дело в том, что время тогда было все-таки тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, не только предчувствовали, но, в известной мере, уже переживали ее: ведь в 1938 году еще полыхало пламя войны в Испании, В том же году Красная Армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан, не очень спокойно было и на западных наших границах. Вот почему тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была самой важной, первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне». Впервые «Катюша» прозвучала в Колонном зале Дома союзов осенью 39-го. Первой исполнительницей песни стала двадцатидвухлетняя солистка Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого Валентина Батищева.

Затем историки дают справку о ракетно-реактивном комплексе «Катюша»: Катюша — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались Вооружёнными Силами СССР во время Второй мировой войны.

Учитель музыки: «Молодцы, ребята. И закончим мы наше занятие конечно же всем известной песней «День Победы».

После песни выступает группа аналитиков, которая высказывает свои мнения, о чем эта песни, когда она могла быть написана и какие чувства вызывает.

Музыковеды: В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.

Буквально за несколько дней до окончания конкурса В.Г.Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.

Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого, прослушивание песни вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Д.Тухманова, против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио.

Причина была в музыке и в её авторе. Поэт В.Г.Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие). А Давид Тухманов был молодым автором, известным лишь по эстрадным шлягерам. В те времена всю музыкальную политику государства определяло руководство Союза композиторов, то есть в основном весьма пожилые люди.

Возраст в 30 с небольшим лет считался ещё незрелым. По мнению руководства Союза композиторов, а также теле- и радионачальников, Тухманов никак не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба.

Хотя Д.Тухманов уже создал хиты «Последняя электричка», «Эти глаза напротив», «Белый танец», «Песенка про сапожника», и многие другие, никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола, у него ещё не было. И потому он, имея диплом профессионального композитора и написав три десятка популярных песен, только в 1973 году, с трудом, был принят в Союз композиторов.

Был и второй "минус" - в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы (в музыке - смещение ритмической опоры с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.) и элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир - ни на радио, ни на телевидении.

Некоторые из бывших начальников Гостелерадио, которые сейчас рассказывают о том, как они стали "крёстными отцами" песни «День Победы», на самом деле были теми цензорами, кто не пропускал песню в эфир. А без эфира песня как бы и не существовала.

Первым исполнителем песни «День Победы» был Леонид Сметанников. Он исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и "День Победы" был исполнен ещё раз - на "бис". После чего эту песню стала петь вся страна [5, с. 168].

«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.

Историки: Все попытки немецкого командирования деблокировать Берлин успеха не имели. Уничтожение берлинской группировки проходило в ожесточенный уличных боях. Штурм рейхстага стал важнейшим событием битвы за Берлин. 30 апреля над рейхстагом взвилось Знамя Победы. А 8 мая представители поверженной Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции.

Чтобы приблизить долгожданный час Победы, советские воины не остановились ни перед какими трудностями, стойко переносили все тяготы и лишения.

За один год и четыре месяца активных боевых действий третьего периода Великой Отечественной войны советские войска потеряли убитыми, умершими от ран и болезней, погибшими в катастрофах, попавшими в плен и пропавшими без вести 2 миллиона 560 тысяч воинов. 7 миллионов 325 тысяч бойцов и командиров вышли из строя в связи с ранениями и болезнью.

III. Итоги урока

Учитель музыки: с какими песнями, авторами и композиторами мы сегодня познакомились?

Учитель истории: опрос основных дат и событий прозвучавших на уроке.

Список литературы

  1. 1941-1945 // Советская музыкальная литература. Вып. 1: Учеб. пособие для муз. училищ.- М.: Музыка, 1972.- С. 25-31.
  2. 900 дней с винтовкой и песней // Гольденштейн М. Нас сдружила музыка. - Л.-М.: Советский композитор, 1977.- С. 34-47.
  3. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях: Кн. для учащихся 5-8 кл. ср. шк.- М.: Просвещение, 1988.- 288 с.
  4. Вторая мировая и Великая Отечественная (1939-1945) // Роузберри Э. Шостакович. - Челябинск: Урал-LTD, 1999.- С. 112-132.
  5. По-дружески да попросту // Минералов Ю. Так говорила держава: ХХ век и русская песня. - М.: Изд-во лит. ин-та им. А.М.Горького, 1995.- С. 161-170.
  6. Попов И.Е. Великая Отечественная война в советской музыке. - М.: Знание, 1970.- 48 с.