Декабристы в литературе, истории и живописи XIX века. Интегрированное пространство в образовательной среде

Разделы: История и обществознание, Литература, МХК и ИЗО, Мастер-класс


Интерес к ушедшему времени всегда жил в искусстве слова всех веков и народов. Важнейшие события истории, которые нашли отражение в художественных текстах, учат читателя умению оценивать события и героев, их решения и поступки, способствует формированию чувства личной ответственности за всё, что происходит вокруг. Эстетические и нравственные уроки произведений на темы истории очевидны, особенно привлекательна их отличительная черта – они включают нас в бесконечный процесс жизни поколений. Серьезность постижения исторического произведения во многом определяется общей культурой читателя и готовностью воспринять события и характеры далекого времени. Тот, кто умеет ценить время, в которое он живет, быстрее поймет и оценит прошлое. Важное место заняла героическая тема в историческом развитии русской литературы. Значение её в познании прошлого нашей родины, в патриотическом воспитании юного поколения велико.

Презентация

Рассмотрим тему декабристов в литературе, истории и живописи XIX века. Целью нашего исследования является создание единого интегрированного пространства через урочную и внеурочную деятельность. Для этого нам потребуется:

  • воссоздать эпоху, оказавшую влияние на формирование взглядов декабристов;
  • показать благородство и героизм декабристов, раскрыть романтику творчества и дела декабристов, способствовать духовному и эмоциональному обогащению личности обучающихся;
  • развитие потенциала обучающихся, побуждение их к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Восстание на Сенатской площади состоялось 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге. Это было одно из первых хорошо организованных восстаний в Российской Империи и было направлено против укрепления власти самодержавия. Декабристы пропагандировали важный политический тезис той эпохи – отмена крепостного права.

К причинам декабрьского восстания 1825 года можно отнести следующие факторы:

  • Разница в устройстве социальной и политической жизни России и других стран. Русские люди, приехавшие из-за рубежа, желали перемен.
  • Новые либеральные образования во многих слоях населения. Особенно это касалось кадетских корпусов, где обучался будущий офицерский состав.
  • Устаревшее устройство Российского общества: крепостное право.
  • Ужесточение норм цензуры, введение новых законов, уменьшающих свободу слова.
  • Неправильная либеральная реформа, проведённая Александром I. Разочарование интеллигенции в справедливости и императорской власти.

Восстание декабристов 1825 года это было первое крупное народное движение. Его неудачи заключались в том, что оно носило во многом стихийный характер. Организация восстания была слабой, а вовлеченность масс в него практически не существовала. В результате только малочисленность декабристов повалила Императору в короткие сроки подавить бунт. Однако, это был первый сигнал, что в стране ведется активное движение против власти.

Идейными вдохновителями восстания декабристов были следующие люди:

  • Александр Муравьев – создатель союза
  • Сергей Трубецкой
  • Никита Муравьев
  • Иван Якушкин
  • Павел Пестель
  • Кондратий Рылеев
  • Николай Каховский

Император Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти по всем разрядам; только в отношении пяти приговорённых, поставленных вне разрядов, приговор суда был подтверждён (Каховский П.Г., Муравьев-Апостол С.И., Бестужев-Рюмин М.П., Пестель П.И., Рылеев К.Ф.). Суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил их повесить, «сообразуясь с Высокомонаршим милосердием, в сем самом деле явленным смягчением казней и наказаний, прочим преступникам определённых».

В соответствии с утверждённым порядком, предписывалось:

  • маршруты следования сохранять в тайне;
  • в Сибирь из Петербурга отправлять только по Ярославскому тракту, минуя Москву;
  • отправку производить не в один день, а группами по 2 — 4 человека через сутки, тайно и по ночам;
  • при каждом преступнике иметь 1 жандарма, а при группе — 1 фельдъегеря.

Декабрист Н. И. Лорер вспоминал об указаниях, полученных сопровождавшим его фельдъегерем: «…две ночи ехать, на третью ночевать, не позволять нам иметь ни с кем ни малейшего сообщения…»

Пока был жив Николай I, у декабристов не было надежд на амнистию. Только 26 августа 1856 года, в день своей коронации, Александр II издал манифест, позволявший декабристам (к этому моменту в живых остались 34 человека) вернуться из Сибири и проживать (под надзором полиции) везде, кроме Москвы и Петербурга.

Некоторые декабристы по приговору суда были сосланы в городок Ялуторовск, ныне Тюменской области, стараясь покаянием, милосердием и нравственной жизнью искупить совершенное перед Богом и людьми преступление. Особенно ярко их приверженность христианскому мировоззрению и образу жизни проявилась в устроении семьи, воспитании приемных детей, помощи горожанам.

Знакомясь с биографией Ивана Дмитриевича Якушкина, удивляешься тому, что человек, осужденный на ссылку, многолетнюю разлуку супругой и детьми, а значит переживающий личное семейное несчастие, оказался способным не только преодолеть выпавшие на его долю тяготы, но, желая искупить содеянное, использовать с пользой для людей, для города свои знания и умения. Он создал две очень значимые школы, чем оставил яркий след в истории нашего края.

«Культура исторична по своей природе, - утверждал в своей книге «Беседы о русской литературе» известный российский литературовед и культуролог Ю.М.Лотман. - Мы изучаем литературу, читаем книжки, интересуемся судьбой героев. Мы с удовольствием берем в руки роман, написанный сто, двести, триста лет назад, и мы видим, что герои его нам близки: они любят, ненавидят, совершают хорошие и плохие поступки, знают честь и бесчестие, они верны в дружбе или предатели — и все это нам ясно. Но вместе с тем многое в поступках героев нам или совсем непонятно, или — что хуже — понято неправильно, не до конца…ведь чтобы понимать смысл поведения живых людей и литературных героев прошлого, необходимо знать их культуру: их простую, обычную жизнь, их привычки, представления о мире и т.д. и т.п.». Следовательно, чтобы представить логику действий литературного героя 1-й трети XIX века, следует обязательно знакомиться с историческим контекстом данной эпохи.

Декабрист А.А.Муравьев-Апостол с глубоким основанием сказал о поколении декабристов: «Мы были дети двенадцатого года». Война 1812 года дала целому поколению русской дворянской молодежи тот жизненный опыт, который привел мечтательных патриотов начала XIX века на Сенатскую площадь. Литературный тип «лишнего героя» появился в русской литературе как отражение социально-политических процессов, происходивших в течение этих 12 лет. Поэтому страдающие от «русской хандры» (или по-английски «сплина») герои А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова не только биографичны своим создателям, но и вобрали в себя многие черты современников и друзей-декабристов этих писателей.

Так, например, в главном герое комедии Грибоедова «Горе от ума» отображены «всегда восторженная речь» В.Кюхельбекера, лицейского друга Пушкина; стремление высказывать без обиняков свое мнение, резкость суждений и нарочитое игнорирование «речевого приличия» Николая Тургенева; серьезность как норму поведения идеолога декабристов, поэта Рылеева; своеобразие личности и независимость от мнения других А.Бестужева, который в письме к Пушкину призывал: «Будь самим собою»; умение публично называть вещи своими именами и «греметь» на балу и в обществе Федора Глинки, поскольку именно в этом качестве он видел освобождение человека и начало преобразований. Один из активнейших и благородных людей эпохи декабрист Федор Глинка шел на бал как на кафедру - обличать и поучать – поэтому перед балом записывал: «Порицать

1) Аракчеева и Долгорукова,

2) военные поселения,

3) рабство и палки,

4) леность вельмож,

5) слепую доверенность правителям канцелярии».

Условная театральность монологов Чацкого напоминает ощущение декабристов себя на высокой исторической сцене, ведь поведение великого человека должно коренным образом отличаться от обыденной жизни пошлого человечества. Оно принадлежит Истории и будет изучаться философами, воспеваться поэтами. Отчетливо это чувство проявилось в словах самого молодого декабриста Александра Одоевского, которые он произнес, выходя из квартиры Рылеева на Сенатскую площадь: «Умрем, братцы, ах, как славно умрем!»

Но больше всего досталось Чацкому особенностей в поведении от друга Грибоедова - известного публициста и философа П.Я.Чаадаева. Чацкий, или в первоначальном написании Чадский, перенял от своего прототипа не только умение философа резко критиковать русскую действительность, за что и тот и другой были объявлены сумасшедшими, но и отказ к удивлению светского общества от блестящей карьеры. «Я нашел более забавным пренебречь этой милостью, чем получить ее», - писал в своем письме Чаадаев. Слова Чацкого: «Служить делу, а не лицам» -  по сути повторяют признание того же Чаадаева: «Меня забавляло выказать мое презрение людям, которые всех презирают». Таким образом, по манере держать себя и говорить мы воспринимаем Чацкого как декабриста, хотя он показан нам не на заседании «секретнейшего союза», а в бытовом окружении, в московском барском доме.

Литературные герои не только запечатлевали в себе образ передовых людей своего времени, но и романтическим поведением в свою очередь также влияли на поступки декабристов и их окружения. Таким влиянием сюжетов литературных произведений объясняется, поведение многих жен декабристов. Следовать за мужем на каторгу или сопровождать его на военной службе (а многие из декабристок - офицерские жены) было практически нормой. Но жертвенный порыв жен декабристов стал по сути политическим протестом против трагической участи их мужей. По мнению Ю.Лотмана, большое влияние на женщин того времени оказали поэтические произведения Рылеева: дума «Наталия Долгорукова» и поэма «Войнаровский», а также повесть С.Глинки о Наталии Долгорукой, дочери фельдмаршала Б.Шереметьева, в которых был создан стереотип поведения женщины-героини.

«Можно полагать, что именно дума «Наталия Долгорукая» оказала непосредственное воздействие на Марию Волконскую, - писал Лотман в своих «Беседах о русской литературе». - И современники, начиная с отца ее, Н. Раевского, и исследователи отмечали, что она не могла испытывать глубоких личных чувств к мужу, которого совершенно не знала до свадьбы и с которым провела лишь три месяца из года, протекшего между свадьбой и арестом. Отец с горечью повторял признания Марии Николаевны, «что муж бывает ей несносен», добавляя, что он не стал бы противиться ее поездке в Сибирь, если был бы уверен, что «сердце жены влечет ее к мужу».

Однако эти обстоятельства, ставившие в тупик родных и некоторых из исследователей, для самой Марии Николаевны лишь усугубляли героизм, а следовательно — и необходимость поездки в Сибирь. Она ведь помнила, что между свадьбой Н.Шереметевой, вышедшей за кн. И.Долгорукого, и его арестом прошло три дня. Затем последовала жизнь-подвиг. По словам Рылеева, муж ей «был дан, как призрак, на мгновенье». Н.Раевский точно
почувствовал, что не любовь, а сознательное стремление совершить подвиг двигало его дочерью».

Таким образом, русская литература создала представления о женском героическом поведении и моральных нормах декабристского окружения, требовавшие прямого воплощения их в реальной жизни.

Внеурочное же воплощение своих знаний, полученных на уроках литературы и истории, ребята могут дополнить вместе с учителем в недавно открывшемся в нашем городе мультимедийном музейном комплексе «Исторический парк города Тюмени». Воочию ощутить дух ушедшей эпохи романтических патриотов Отечества ребята смогут, посетив дома-музеи декабристов в нашем краю: дома-музеи А.Муравьева-Апостола и И.Якушкина в Ялуторовске, дом Фонвизина в Тобольске, дом-музей М.Нарышкина в Кургане. В них не только воспроизведен быт декабристов-переселенцев, но и собраны многочисленные сведения о том, как декабристы были верны своим жизненным принципам, на практике преобразовывая и культурно обогащая жизнь нашего края в 40-60-х годах XIX века.  

Список литературы

  1. Энциклопедия литературных произведений. – М.: ВАГРИУС, 1998.
  2. Литература: большой справочник для школьников и поступающих
  3. Русские писатели. Библиографический словарь (В 2 ч.) - М: Просвещение, 1990.
  4. Лотман Ю. «Беседы о русской литературе: Быт и традиции русского дворянства XVIII – начала XIX века», - Азбука-Аттикус. 2015.
  5. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. Пособие для учителя. М.» Просвещение»,1974.
  6. Литература. 8 класс.: учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006.
  7. https://istoriarusi.ru/imper/vosstanie-dekabristov-na-senatskoj-ploshcadi-1825.html