Тема урока: "Словари"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • использовать при выполнении заданий различные приёмы умственных действий;
  • создать условия для мотивации учения школьников,
  • формирование умения работать с материалом в новых условиях, выполнять задания творческого и поискового характера;
  • развивать у школьников способности к оценочной деятельности;
  • создать условия для формирования умений договариваться в совместной деятельности; излагать и аргументировать своё мнение;
  • развивать умения различать лексические группы слов (синонимы, антонимы, фразеологизмы, однокоренные слова);
  • формировать знания о необходимости словарей и правилах их использования.

Оборудование:

  • инвентарь для сценки;
  • портрет В.И.Даля;
  • словарь В.И.Даля в 4-х томах;
  • школьные словари синонимов, антонимов, фразеологизмов, орфографические словари и словари однокоренных слов;
  • текст о В.И.Дале по количеству учеников в классе;
  • карточки с заданиями для групп и для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Девизом сегодняшнего урока занятия будут слова Н.И.Пирогова «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». Как вы понимаете эти слова?

2. Актуализация знаний

(Выступают подготовленные дети и разыгрывают сценку)

Печник: Господин директор! Сделайте милость, обеспечьте меня шестью кочергами. Ходить с одной раскалённой кочергой по коридорам неудобно, да и не безопасно.

Директор: А ведь и правда, удобно, если у каждой печки будет стоять кочерга! Молодец, мысль хорошая! Пойду диктовать приказ машинистке о требовании дополнительного инвентаря на склад. (обращается к машинистке)

Итак, пишите. Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…

Автор: Но тут директор осёкся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке.

Директор: Что за чёрт. Не помню как пишется – пять коче… Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – понятно, а пять? Пять чего? Пять кочерги? Пять кочергов?

У.: Как вы думаете, как вышел из положения директор?

Дети: Не стал писать просьбу. Составил письмо иначе. Посмотрел в словарь.

3. Самоопределение к деятельности

У.: С помощью юридического отдела была составлена бумага такого содержания: «До сего времени наше учреждение, имея шесть печей, обходилось всего лишь одной кочергой. В силу этого, просьба выдать ещё пять штук».

А где найти ответ, как правильно пишется слово?

Д.: В орфографическом словаре.

У.: Верно. На взгляд, очень скучная книга. Но давайте познакомимся со словарями поближе. Для начала возьмите в руки и рассмотрите школьный орфографический словарь.

У.: Сегодня у нас будет работать справочное бюро. И если у вас возникнут вопросы, можете обратиться не только ко мне, но и в бюро. На уроке мы будем работать в парах и в группах. Давайте вспомним правила совместной деятельности.

4. Словарная работа

У.: Вставьте пропущенные буквы в слова: д…ревня, гор…д, ст…лица, (М,м)…сква, (Р,р)…сия, рус…кий, н…род.

У.: Выполните взаимопроверку, оцените друг друга.

У.: Как можно было проверить верность написания слов? Чем воспользоваться?

Д.: Словарём.

У.: Назовите новое слово, с которым мы познакомимся, последовательно соединив буквы, являющиеся орфограммами в именах существительных: ключ, берёза, солнце, добро, улов, север, срок, сидеть.

Д.: Человек.

У.: Какое слово не подходило по условию? Почему?

Д.: Сидеть, т.к. это глагол.

У.: Подберите родовое понятие к слову человек.

Д.: Живое существо.

У.: Верно. Но животные тоже живые существа. Чем человек от них отличается?

Д.: Умеет говорить, работать.

У.: Иными словами, человек обладает речью, умеет трудиться и …

Д.: Мыслить!

У.: А нам на уроке нужны такие умения, как умение трудиться, мыслить, говорить? Зачем? А ещё какие человеческие качества нам пригодятся?

5. Изучение нового материала

У.: Где можно найти правописание слова человек? Поработайте со словарём. Что можно сказать о правописании слова человек?

Д.: В слове три слога, ударный слог третий, безударный слог первый с гласной буквой е, безударный слог второй с гласной буквой о.

У.: Как вы осуществляли поиск?

Д.: Последовательность слов дана по алфавиту.

У.: Я прошла по школе и услышала такие слова: «клёво», «прикол», «круто», «кайф». Вы мне подскажете их толкование?

У.: Скажите, чтобы объяснить значение слова мне поможет орфографический словарь?

Д.: Нет, нужен толковый словарь.

У.: Самому известному автору словаря, который называется «Толковый словарь живого великорусского языка» вряд ли понравились бы слова, которые вы мне объясняли. Кто знает автора этого словаря? (Демонстрируется портрет В.Даля)

У.: У вас на листочках небольшая информация об этом человеке. Познакомьтесь с ней.

(На листочках дан текст:

В 17 лет В.И.Даль окончил кадетский корпус, а затем медицинский факультет. За свою жизнь он сменил много профессий: морской офицер, хирург, крупный чиновник. Всё это помогло ему в самой главной работе, которой он посвятил всю жизнь.
Чего только не собирают люди! Марки, книги, картины, открытки. А В.И.Даль собирал слова. Ради этого он исколесил всю Россию! В.И.Даль считал, что богатые сокровища русского языка должны быть собраны, объяснены. Он собрал более 200 тысяч русских слов, и не просто собрал, но и дал им толкование.

У.: Я попрошу помощников из справочного бюро найти толкование слов эрудит и эрудиция, а также прочитать информацию о собирателе слов. В конце нашего занятия мы будем чествовать лучших эрудитов.

В паре обсудите и подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие профессии сменил В.И.Даль?
  2. Чем он увлекался?
  3. Какое количество слов он собрал?
  4. Как полное имя В.И.Даля?
  5. В каком году появился словарь?
  6. В.И.Даль собирал только слова?

У.:  На какие вопросы вы не смогли дать ответ?

Д.: У нас даны только инициалы Даля, т.е. нельзя дать ответ на 4 вопрос. Нет пояснения на 5 и 6 вопрос.

У.: Попросим бюро дополнить нашу информацию. (Детям был дан более полный текст, с помощью которого они могут проинформировать остальных учащихся по 4,5 и 6 вопросам.)

У.: Попрошу справочное бюро дать толкование слов эрудит и эрудиция. (Дети зачитывают из толкового словаря объяснение.)

Кто, на ваш взгляд уже заработал баллы в свою копилку?

Какая пара, на ваш взгляд, была самой плодотворной и активной?

У.: Теперь я попрошу разбиться вас на группы. Возглавит каждую группу представитель из справочного бюро. Каждая группа получает листок с заданием, которое нужно выполнить. Ваша задача: продумать, каким воспользоваться словарём, чтобы это сделать.

1 группа

Объяснить значение выражений при помощи словаря:

Кот наплакал, как из ведра, считать ворон.

2 группа

Выбрать в каждой строке лишнее слово. Доказать, используя словарь.

Красный, алый, бирюзовый, кумачовый.

Шагать, нестись, идти, ступать.

Храбрый, отважный, смелый, умный.

3 группа

Выбрать в каждой строке лишнее слово. Доказать, используя словарь.

Гусеница, гусёнок, гусыня, гусиный.

Красный, краснеть, краска, красавица.

Чистюля, чистить, чистота, отчитаться.

4 группа

Выбрать в каждой строке лишнее слово. Доказать, используя словарь.

С…бака, к…рова, налев…, справ…

Д…ревня, пр…дс…дат…ль, вмест…, д…ректор

М…г…зин, слев…, к…ридор, м…лина

У.: Итак, к каким выводам вы пришли? Представляет свою работу 1 группа и т.д.

Скажите, ребята, одинаковыми ли словарями вам пришлось пользоваться? Какую роль выполняет каждый из них?

6. Закрепление изученного материала

У.: Задание для самопроверки. Прочитайте два столбика: один с высказываниями, а другой с видами словарей. Соедините стрелочками верное утверждение.

Высказывание

 

Вид словаря

Чтобы найти слова близкие по смыслу, надо воспользоваться

Словарь однокоренных слов

Чтобы объяснить значение слова, надо воспользоваться

Словарь фразеологизмов

Чтобы без ошибок написать слово, надо воспользоваться

Словарь антонимов

Чтобы объяснить значение устойчивого выражения, надо воспользоваться

Словарь синонимов

Чтобы найти родственные слова, надо воспользоваться

Орфографический словарь

Чтобы найти слова противоположные по значению, надо воспользоваться

Толковый словарь

У.: Выполните взаимопроверку. Оцените работу. У кого возникли сложности? Кому нужна помощь?

7. Самостоятельная работа

У.: Выберите одно из предложенных вам заданий по своему вкусу и выполните его. (Детям предлагается на выбор задание по одному из словарей.)

8. Рефлексия

У.: Ребята, а чья работа на уроке вам сегодня больше всего понравилась? Почему? Дадим слово нашему бюро. Кому мы можем сегодня дать звание «Эрудит»?
Поаплодируем нашим эрудитам.
У.: Оцените свой вклад в сегодняшнюю работу на уроке. (Дети знают критерии оценивания)

9. Итог урока

У.: Скажите, дети, что вы для себя узнали нового? Чем занимались? Пригодятся ли эти умения нам в жизни? Когда?

10. Домашнее задание

У.: Я хотела бы вернуться к высказыванию Н.И.Пирогова. Актуально ли оно было для нашего урока? Домашнее задание вам будет такое: найдите во фразеологическом словаре выражения связанные со словом:

  • 1 группа – глаз (око),
  • 2 группа – лоб,
  • 3 группа – рука (руки),
  • 4 группа – нос.

Дать объяснения каждому из фразеологизмов.

Использованная литература

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе(Часть 1: Основные группы уроков, методика): Практическое пособие для учителей нач.классов, студентов пед.  учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга»,  изд-во «Учитель», 2008.
  5. Пестова Г.А. Игра – путешествие в мир школьных наук. Классный руководитель. 2008, №8.