Нетрадиционные формы работы с детьми по физическому воспитанию

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время стала очень актуальной проблема  здоровья подрастающего поколения, так как обществу нужны активные, гармонично развитые, творческие личности.

Как правило, современного ребенка невозможно оторвать от телевизора и компьютера. Сегодня дошкольники мало занимаются спортом и играют в подвижные игры. Физическая нагрузка уменьшилась и потому, что некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребенка понимание важности здорового образа жизни. И главную роль в этом играет ДОУ.

Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально  осуществляется  на специально  организованных  физкультурных занятиях, но привычка действовать определенным способом  успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем  включены в целостный двигательный режим.

Планирование  двигательного режима в течении дня должно опираться на суточный объем необходимых для  дошкольников движений (в среднем 2–2,5 часа).

Воспитатель работает в тесном контакте со специалистом по физической культуре. Он планирует, организует и проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, гимнастику после сна), а также самостоятельную двигательную активность детей. Воспитатель следит за состоянием здоровья детей, заботится о соблюдении гигиенически норм в помещении и на участке, чистоте и сохранности физкультурного инвентаря и оборудования, оформляет в группе спортивный уголок, участвует в пропаганде здорового образа жизни среди родителей.

Двигательный режим в ДОУ включает в себя, на ряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и др.) нетрадиционные формы и средства - ритмическая гимнастика, стретчинг, игровой самомассаж и др.

Формы работы по физическому воспитанию и их место в режиме дня

Физкультурные занятия

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Активный отдых

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Задания на дом

Коррекционнаяработа

Индивидуальная работа с детьми

Образовательная
форма работы с
детьми, проводится
три раза в неделю

Утренняя гимнастика
Подвижные игры и
физические упражнения на прогулке.
Физкультминутки
Физические упражнения после дневного сна.
Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями

Детский туризм
Физкультурный досуг
Физкультурные
праздники.
Дни здоровья Каникулы

Проводится на прогулке

Форма работы с родителями

По плану специалиста

Проводится на прогулке

В настоящее время в практике работы дошкольных учебных заведений используют следующие нетрадиционные методы физического воспитания дошкольников:

Детская аэробика – это один из оздоровительных видов гимнастики. Слово «аэробика» произошло от греческих корней «aer» - воздух + «bios» - жизнь. «Аэробный» буквально переводится как «живущий на воздухе» или «использующий кислород». Следовательно, аэробика – комплекс упражнений, в которых дыхательные упражнения сочетаются с движениями тела. Данный вид физических упражнений в большей степени направлен на поддержание хорошего самочувствия, жизненного тонуса.

Виды детской аэробики:

  • «Зверобика» - аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям; развивает воображение и фантазию.
  • «Лого-аэробика» - физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений, речь ребенка.
  • «Игровой стретчинг» - это комплекс упражнений, способствующих повышению элостичности различных групп мышц. Для детей занятия игровым стретчингом могут стать эффективной формой совершенствования двигательных навыков, развить чувство ритма, выровнять осанку, снять закомплексованность. Эти занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в музыкальном сопровождении.

«Ритмическая гимнастика» – это комплекс танцевального характера, упражнения в котором выбираются в соответствии с ритмическими особенностями музыкального сопровождения. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. В нее входят: общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально.

«Игроритмика» – это упражнения согласованные с музыкой, музыкальные игры, которые являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей.

«Игрогимнастика» – это система строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

«Игротанцы» – это танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы объединенные игрой .

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления .

Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь .

«Креативная гимнастика» – это нестандартные упражнения, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим упражнениям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

«Фитбол-гимнастика». Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», применяемый в оздоровительных целях. В начале 1990-х годов использование ортопедического мяча плавно перешло на спортивную арену, и в настоящее время хорошо зарекомендовал себя в мире фитнеса. Мяч имеет форму шара, а шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам, вызывая ответную реакцию нервной системы, улучшая процессы в мышцах, в сухожильно-связочном аппарате.

Мячи могут быть разного размера и цвета. Теплые тона (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулирует иммунитет, укрепляет память, зрение, придает бодрость. Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, но ухудшают скоростно-силовые качества. Желтый и зеленый цвета тоже нормализуют сердечную деятельность, к тому же расслабляют, снимают напряжение, способствуют проявлению выносливости. Белый цвет уменьшает раздражение и напряжение.

Мячи обладают вибрационным воздействием на организм, возникающим при выполнении пружинящих покачиваний. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Легкое покачивание на фитболе улучшает отток  лимфы и венозной крови, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функции коры надпочечников.

Фитбол гимнастики в детском саду как средства физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста позволяет решать целый комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем дошкольника. 

Кинезиологическая гимнастика. Существует так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. Программа  «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисом в Центре группового обучения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения.

Ушу – это восточная система физических упражнений, направленная не только на достижение спортивных результатов, но и на укрепление здоровья. Однако, понимая техническую сложность многих разновидностей ушу, была начата разработка комплексов, доступных всем, особенно детям.

Хатха-йога – одна из составных частей йоги. Упражнения Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение.

Таким образом, использование нетрадиционных методов в работе помогает заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.