Молодёжные субкультуры: "за" или "против"?

Разделы: География, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (39,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: познакомить учащихся с понятием молодежной субкультуры и видами молодежных субкультур.

Задачи:

1) выяснить исходный уровень информированности учеников по проблеме «Молодежные субкультуры»;

2) повысить уровень информированности учащихся по проблеме «Молодежные субкультуры»;

3) создание психологический портрет представителей молодежных субкультур;

4) воспитать чувство толерантности к различным видам субкультур;

5) формировать представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе; формировать неприятие таких асоциальных явлений как отрицание общекультурных ценностей, цинизм, злоба, инфантилизм, агрессия, национализм, наркомания, сексуальная распущенность;

6) способствовать развитию нравственного самосознания;

7) учить детей размышлять над смыслом жизни, не бояться высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения;

8) помочь разобраться в многообразии современных молодёжных течений, выяснить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений, обозначить портрет современника.

Методы:

1) Обсуждение в группах;

2) Обучение практикой действий;

3) Дискуссия;

4) Коллективные групповые задания с элементами ролевой игры;

Ход мероприятия

1. Вступление

Добрый день, ребята!

2. Актуализация проблемы (мотивация проблемы)

Тема, которую мы с вами сегодня затронем на нашей секции поднята не спроста.

Все вы, рано или поздно, покинете школу, кто то после 9 класса, кто то после 11. Но всех вас ожидает в будущем встреча с новыми людьми, с совсем другим, уже не школьным коллективом. У вас появятся друзья – это могут быть люди с разными взглядами на жизнь, на многие вопросы. Чтобы лучше понять этих людей, и, понять, нужно ли вам их общество и их общение – вот для этого наша сегодняшняя тема. Можете сами её назвать, увидев 1 слайд. Тема работы нашей секции – «Молодёжные субкультуры: ЗА или ПРОТИВ?»

Сегодня мы постараемся разобраться в том, что несут молодежные субкультуры вам, молодым людям, для того, чтобы вы не оказались в опасных ситуациях, которые могут нанести вред вашему здоровью: физическому и моральному, разрушить вашу личность. Вы должны уметь отделить «хорошее» от «плохого», понимать, чему следует подражать, а чего следует опасаться.

3. Основная часть

Познакомимся с историей возникновения термина «молодёжные субкультуры».

3 слайд. В 1950 г. американский социолог Дэвид Райэмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры, как группы людей преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Дик Хэрбидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» писал – субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. В СССР для обозначения членов молодёжных  субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

4 слайд. Итак, молодёжная субкультура это культура определённого молодого поколения, обладающего общностью: стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

- Ребята, чем же отличаются друг от друга субкультуры? 5 слайд

  • Стилем одежды;
  • Поклонение различным жанрам музыки;
  • Манера поведения;
  • Определённый сленг;
  • Общественные убеждения

Когда и как возникли 1-е молодёжные субкультуры в России? 6 слайд

Всё началось с появления в 1950-е годы «стиляг» - эпатажной и контркультурной группы городской молодёжи. Они и стали символов первой волны неформалов. Одевались они стильно, за что и получили кличку «стиляги». Музыкальным пристрастием стиляг был «джаз», а затем «рок-н-ролл». Основное обвинение, которое предъявлялось им – это преклонение перед Западом. В конце 50-х годов появились КСПэшники. КСП – это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи). КСПэшник мог не писать стихов,и песен, не играть на гитаре, но он должен был присутствовать на вечерах постоянных для каждого клуба. Высоцкий, Окуджава тоже посещали КСП, но они не участвовали в жизни этих объединений.

С середины 60-х годов молодёжное движение приобретает важную составляющую – рок-музыку. Появляется советская  хипповская  субкультура под названием «Система». 7 слайд

Вскоре за хипповским движением возникает движение панков, имеющих более мощную социальную базу – молодёжь индустриальных центров.

Всплеск молодёжной субкультуры в СССР относится ко 2 половине 1980-х годов. Тогда начал рушиться «железный занавес». В страну начали массово проникать западные культурные реалии, ослабел идеологический контроль. Одной из ведущих субкультур того времени стали – металлисты – поклонники тяжёлого рока. Чаще всего металлистами становились выходцы из рабочей среды, учащиеся ПТУ. 8 слайд

В 1986 году существование неформальных групп было признано официально. Российские неформалы стремились копировать характер течений западной молодёжной культуры.

Во всем мире насчитывается более 70 молодёжных субкультур. Вот некоторые из них:

9 слайд

Все субкультуры можно разделить по их основной направленности: 10 слайд

Например:

  • музыкальные, сюда относятся поклонники различных стилей и жанров музыки; 
  • субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх;
  • субкультуры, выделяющиеся по стилю в одежде и поведению – имиджевые;
  • политические и мировоззренческие;
  • субкультуры хулиганов.

Каковы же причины объединения молодых людей в неформальные группы?

11 слайд

  • Нежелание быть как все
  • Одиночество
  • Непонимание в семье
  • Неуспеваемость в школе и отчуждение школьного коллектива
  • Желание утвердиться, привлечь к себе внимание
  • Дань моде
  • Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональны впечатлениях
  • Вызов обществу, возможность проявить протест
  • Идейные убеждения
  • Отсутствие интереса к чему либо и цели в жизни
  • Копирование образцов западной культуры
  • Способ развлечься

12 слайд

Работа в группах (дети получают задания)

Ребята, все вы разделены на команды. 4-е команды будут представлять какую-либо молодёжную субкультуру, 5-я команда – это эксперты, они выслушав ваши сообщения, выразят своё мнение по поводу вопросов «ЗА» или «ПРОТИВ».

У вас на столах лежат необходимые материалы, обсудите их в команде и подготовьте небольшое сообщение о данной молодёжной субкультуре по данному плану. Через 8-10 минут мы все их заслушаем.

Обсудите в группе и подготовьте сообщение о молодёжной субкультуре.

План ответа:

  • Почему данная субкультура так называется?
  • Какое это течение? (музыкальное, имиджевое, хулиганское, политическое и мировоззренческое, хобби и др. )
  • Идеология (философия) этой субкультуры
  • Описание внешнего вида и атрибутика
  • Что вам нравится в этом молодёжном течении?
  • Что отталкивает?

Выступление команд (25 мин) озвучивают презентацию.

Заключение

А теперь, слово экспертам. (Выступают эксперты)

Изучив многие аспекты этой темы, мы приведём аргументы, как в пользу молодёжных субкультур, так и против.

Молодежная субкультура - проявление свободы личности:

- Причастность к какому-либо неформальному объединению позволяет реализовать право человека на свободу самовыражения.

- Участие в неформальных объединениях - хороший способ найти новых друзей и единомышленников.

- Принадлежность к выбранной субкультуре дает подросткам и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал.

- Молодежные субкультуры помогают ребятам избавиться от комплекса неполноценности.

- Субкультура удовлетворяет юношескую потребность в поиске смысла жизни, новых ощущений и удовольствий.

- Молодежные субкультуры являются источником новых знаний. Учёные считают, что участие в молодёжных группах способствует социализации.

Молодежная субкультура - результат вседозволенности:

- Представители отдельных субкультур (гопники, скинхеды) переходят границы, установленные действующим законодательством.

- Поиск новых ощущений и попытка найти себя зачастую приводит к появлению вредных привычек.

- Эпатажный внешний вид, свойственный представителям многих субкультур, вызывает непонимание со стороны общества и провоцирует ссоры с родителями.

- Некоторые молодежные субкультуры являются опасными для здоровья.

- Молодежная субкультура - всего лишь способ уйти из реального мира, погрузившись в мир своих увлечений и грез.

- Чрезмерное увлечение некоторыми субкультурами может привести к депрессии и суициду.

- поклонение и фанатизм уничтожает личность… в Библии сказано…не сотвори себе кумира.

Ребята, мы видим, что у субкультур есть как положительные, так и отрицательные черты.

И, конечно же, неформальные объединения имеют право на существование – мы ведь все разные и это очень хорошо! За исключением криминальных субкультур, которые унижают, оскорбляют человеческое достоинство, угрожают здоровью и жизни людей.

С какими бы людьми вас не сталкивала жизнь…помните, выбор всегда за вами. Какими вы будете, с кем вы будете… зависит только от вас. Сделайте правильный выбор!

Раздаю листы. На этих листочках написаны замечательные слова:

Всего доброго! И помните выбор всегда за вами!