Методическая разработка беседы с родителями "Кризис семи лет"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель беседы: познакомить родителей с особенностями протекания кризиса семи лет,

Задачи беседы включают в себя рассмотрение сути кризиса, межличностное взаимодействие детей, поведенческие проявления кризиса.

Ход беседы

1 часть – знакомство с родителями.

2 часть – информационная.

3 часть – обсуждение и подведение итогов.

Знакомство с родителями

Игра «3 слова о себе».  Каждый родитель описывает себя тремя словами по кругу.

Игра «Трям-здравствуйте!» Каждый здоровается за руку с максимальным количеством людей. Руку пожимаем доброжелательно, глядя в глаза человеку.

Информационная часть

Игра «Орехи». Каждому дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Орехи складываются в коробку и перемешиваются. Каждый должен найти свой орех. Затем у каждого спрашивается, как он определил свой орех. Вывод: сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле сильно различаются. Также по-разному протекают кризисы в жизни человека.

Особенности кризиса семи лет

Кризис 7 лет связан с началом учебной деятельности и с изменениями, которые происходят в психике ребенка: меняется характер мышления, развивается интенсивно память и внимание, нужно уметь выдерживать школьную нагрузку, осваивать новую систему требований. Основная причина возникновения кризиса – личностное развитие ребенка, появление самопознания и самоуважения. Дети теряют непосредственность и могут активно скрывать от взрослых, что ему плохо, пытаясь самостоятельно с эти справиться.

Суть кризиса в том, что ребенок отстаивает право выбирать, самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения. При этом ребенок еще не понимает ответственности и последствий. И в результате могут возникать конфликтные ситуации.

Вторая особенность кризиса – необходимо принимать правила, запреты, права и обязанности ученика. Дети исследуют границы дозволенного путем проб и ошибок. Поэтому часто игнорирует требования взрослых, противостоять им. Особенно остро кризис переживается возбудимыми детьми.

Третья особенность – освоение новой роли сопровождается отрицанием старой. Став учеником, ребенок может отказаться выполнять привычные дела, например, ложиться спать.

Межличностное взаимодействие детей

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста эта взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. По своей направленности ребенок в первом и еще даже втором классе индивидуалист и лишь постепенно у него начинает формироваться коллективная направленность. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. И именно приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе

Для ребенка в 7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. И оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться

И очень постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе.

У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.

А вообще, вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Именно придя в школу ребенок начинает осваивать новый для него способ взаимодействия со взрослым человеком – учителем, постигая для себя новую для него систему деловых отношений. Учитель становится для ребенка самым авторитетным лицом.

Поведенческие проявления кризиса

Кризис характеризуется появлением раздражительности и беспричинного гнева. В чем это проявляется?

Ребёнок:

1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила,
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках,
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

И как правило дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе. Раздражение, гнев, агрессия-это один из способов самосохранения. С этой точки зрения подобное поведение -полезный навык существующий для отстаивания своих прав и интересов. Однако если вовремя не объяснить, что вспышки недопустимы последствия могут быть серьезными. Конфликтность из конструктивного компонента превратиться в деструктивный.

Школа связана для детей во многом и даже, в основном своими правилами и запретами, а большое количество правил провоцирует возникновение большого количества раздражения, гнева и даже агрессии. И поэтому, в школьных драках могут начать участвовать даже те дети, которые в детском саду вели себя спокойно.

А драки никак не могут быть социально приемлемыми.

Что такое правило?

В этом возрасте важно учить ребенка правилам выражения своей раздражительности, гнева, агрессии и заниматься профилактикой раздражительного поведения.

Что такое правило? Правила – это не запреты. Правила принципиально отличаются от запретов тем, что включают в себя еще и разрешение. Например, запрет – «драться нельзя», а правило – «драться нельзя, можно дружить». Причем обратите внимание: дружить не надо, а можно. Это принципиальная разница. Выбор остается за ребенком – он может подружиться или отойти в сторону. Если начать заставлять дружить, то это вызовет очередной виток раздражения, агрессии. И способ не сработает.

О каких правилах взаимодействия с окружающими вы можете обсуждать с ребенком?

Приведу примеры:

  • Драться нельзя, можно дружить.
  • Игрушки отбирать нельзя, можно поменять чужую игрушку на свою.
  • Кататься на горке (качаться на качелях) в одиночку нельзя, можно кататься по очереди.
  • Пихаться нельзя, можно сказать словами: «Отойди».
  • Давать сдачи нельзя, можно кричать о помощи: «Спасите, помогите!»
  • Доказывать свою правоту кулаками нельзя, можно искать словесные аргументы.

Предлагая ребенку освоить правила, вы будете напоминать себе этакого робота-повторяльщика, который при любом удобном случае рассказывает ребенку об этом правиле. Обращать внимание необходимо как на часть правила с отрицанием, так и на часть правила с положительной альтернативой поведения.

Ребенку важно при усвоении правил взаимодействия наблюдать за естественными проявлениями дружеских отношений. За тем как вы сами общаетесь с подругами или друзьями. Если вы говорите о том, что общаться с людьми нужно вежливо, то самим нужно выполнять это правило и не выплескивать при ребенке негативных чувств при общении с кем - либо. Вы как родители всегда остаетесь для ребенка человеком для подражания.

С детьми уже можно обсуждать самые разные жизненные ситуации. Обязательно – спокойно и неторопливо, дожидаясь, когда у ребенка сформируется собственное мнение и он сможет его высказать. Однако и здесь надо быть чутким и внимательным, исключить критичность и оценочность. Если ответом ребенка будет, например, такой: «Дать ему в глаз, чтоб больше не лез!» – задайте вопросы: «И что будет дальше?», «Есть ли другой выход из ситуации?», «А теперь представь, что в глаз хотят дать тебе. Это правильное решение? А как бы ты посоветовал поступить?»

Какие ситуации имеет смысл обсуждать с ребенком?

Ситуации беспроблемного дружеского общения. То есть чем в принципе занимаются друзья, каким правилам подчиняется дружба (делиться новостями, игрушками, наблюдениями, огорчениями; смотреть другу в глаза; поддерживать, если что-то не получается; сочувствовать, когда другу плохо; вместе смеяться; уступать в игре; и др.), какие слова друзья друг другу говорят, почему предпочитают общение друг с другом общению с другими детьми и т.д.

Процесс общения важно направлять в «позитивное русло».

Если ожидать от ребенка, что он станет спокойным, послушным и беспроблемным, то вряд ли ваши ожидания оправдаются до тех пор, пока он не вырастет лет до двадцати. Проявляет ребенок агрессию, раздражение, гнев  – активные, смелые, это исследователи, «достижители». Они не станут другими – тихими и домашними, у них есть много позитивных качеств. Если вы будете обращать внимание на полезные качества агрессивности, это поможет вам перенаправить энергию ребенка в позитивное русло.

Итак, первое: обращайте внимание на полезные проявления агрессивности.

Изменится ваше отношение к проблеме – изменится поведение ребенка. Ему не нужно будет преодолевать запреты и протестовать против негативного отношения к себе. Он сможет развивать свои сильные стороны и с благодарностью станет прислушиваться к вашим рекомендациям, ведь дети очень чувствительны к изменению настроения родителей.

Второе: у вашего ребенка есть сильные стороны. Постарайтесь, чтобы о них знали не только вы, но и ребенок, и другие значимые люди.

Каждая семья представляет позитивное русло по-своему.  Сможет ли ваш ребенок стать таким, как вам хотелось бы? Что можете вы, в первую очередь, сделать для того, чтобы научить ребенка выражать свою агрессию приемлемым способом?

Отсюда третье: каким может быть позитивное русло, определяете вы.

Очень здорово, если вы в самом деле задались вопросом «Как направить поведение ребенка в позитивное русло?». Здорово потому, что этот вопрос отражает вашу готовность действовать. А действовать придется не только по отношению к ребенку, но и по отношению к самому себе. Пример позитивного русла дети берут из семьи. Если в семье родители постоянно ругаются и ведут себя некорректно по отношению друг к другу, то откуда же ребенку взять позитивный пример? Верно и обратное: если родители никогда не ругаются, ведут себя по отношению друг к другу чинно и ровно, то и ребенку негде научиться способам разрешения конфликтов.

Можно подумать о способе общения в семье: найти точки соприкосновения, чтобы ребенок наблюдал мирные способы разрешения конфликтов, постарайтесь поговорить друг с другом так, чтобы ребенок видел: папа и мама могут справиться со своими разногласиями, могут договориться, найти компромисс. А значит, и он сможет овладеть своей агрессией, использовать ее в мирных целях, быть внимательным к другим людям и научится договариваться о том, что он и кто-либо еще воспринимают по-разному.

И отсюда четвертый совет: ребенок должен периодически наблюдать на примере поведения родителей, каким оно бывает, позитивное русло.

Рекомендации:

  1. Реагируйте немедленно. Если ребенок поступил некрасиво скажите сразу и без промедления. Отведите в сторону и объясните связь между его поведением и последствиями. Если вы сами сердитесь, то старайтесь не повышать голос на ребенка, не ругать и не бить.
  2. Следуйте плану. реагируйте на нежелательное поведение всегда одинаково. ты снова дерешься. Поэтому поиграй один. Он поймет, что плохое поведение не добавит ему радости. А это первый шаг к изменениям.
  3. Учите быть ответственным учите: разбил, сломал, разбросал надо все привести в порядок. Сломал-почините вместе. Разбросал все вокруг-убери.
  4. Всегда обсуждайте. Через полчаса после проступка, когда успокоится. пусть ребенок объясняет причину своего поведения.
  5.  Учите детей простому способу преодоления гнева: уйти от ситуации или от человека, который неприятен.

Обсуждение и подведение итогов

Обсуждаются следующие вопросы:

  • Что отозвалось, на что обратили внимание?
  • Что явилось самым важным?