Мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история» как средство управления учебной деятельностью учащихся на уроках МХК

Разделы: МХК и ИЗО


Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. В этом смысле исторический парк с его мультимедийными возможностями является лучшим помощником. Это уроки путешествия в мир культуры. Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история» создан с учетом особенностей «клипового восприятия» современного ребенка.

И именно здесь для уроков искусства учителя и учащиеся могут готовить самые разнообразные и интересные проекты. Использование ресурсов выставки дает возможность учащимся увидеть мир другими глазами. Такие уроки воспитывают уважение к русской культуре, расширяют кругозор детей, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

В век мощных и разнообразных информационных потоков, когда у всех под рукой всегда гаджеты с доступом в Интернет, далеко не все сведения можно удержать в голове. Запоминается все лучше в виде наглядных, понятных схем, картинок, ярких образов. Материал выставки основан на архивных документах и реальных исторических событиях ,авторитетных научных источниках.

Интерактивность выставки позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определенную игровую ситуацию.

Использование мультимедийных ресурсов выставки дает учителю возможность:

- стимулирует профессиональный рост педагога;

- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным,

- применить новые, эффективные технологии, формы и методы обучения,

- увеличить объем выполненных на уроке заданий.

Использование мультимедийных ресурсов выставки дает учащимся:

- освоение учащимися современных информационных технологий;

- удовольствие от интереснейшего процесса познания;

- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия видов работы;

- удовольствие от интереснейшего процесса познания;

- получения знаний в увлекательной и визуализированной форме.

Этап подготовки к уроку

На этом этапе необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы выставки, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его в виде листов-заданий, маршрутных листов.

Проектируя будущий урок, необходимо продумать:

А) способы подачи информации, последовательность технологических операций.

В) Для чего предназначен урок:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

- для обобщения, систематизации знаний.

Интерактивные залы выставки могут использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка выставка выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции учителя выставка представляет источник учебной информации (частично заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); информационное пространство; тренажер.

С) Степень и время мультимедийной поддержки урока:

- от нескольких минут до полного цикла.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, можно сэкономит до 30% учебного времени, чем при работе у классной доски.
Но на таком уроке учитель является из главных участников образовательного процесса, главным источником информации. Мультимедийные технологии применяются для усиления наглядности, для более доступного объяснения учебного материала, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации.

Д) Смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, чтобы обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Ресурсы выставки

Выставочные залы так устроены и расположены, что одна эпоха плавно перетекает в другую. На выставке присутствуют факты: имена, цифры, даты. Можно дать задания на оценку тех или иных фактов в истории культуры.

Собранные знания о российском прошлом структурированы и размещены на лайтбоксах, проекторах и сенсорных столах. На выставке есть видеосюжеты, возможность “управления” процессами, интересные книги с появляющимся текстом.

Рядом с лайтбоксом – проективный стол. Карты со стрелками (как «живые»), кадры военной хроники, звуковое сопровождение. Все для полного погружения. Все это является дополнительным средством развития образного мышления.

Парк состоит из четырех масштабных экспозиций.

Первый раздел. Времена княжения Рюриковичей. Здесь есть малоизвестные факты о периоде раздробленности, Крещении Руси, становлении древних городов. Здесь есть кинозал, он купольный. Можно выбирать фильм в зависимости от темы урока.

Для учителей МХК в этой экспозиции применимы сенсорные столы «Интересные факты», «Устройство русской избы » и др. Во всех залах экспозиций «Романовы» и «ХХ век» в специальных разделах «Лица эпохи» и «Культура» присутствует рассказ о государственных деятелях, ученых, политиках, военачальниках, писателях, деятелях культуры и других известных соотечественниках. В экспозиции представлено более шести тысяч цитат, которые можно использовать для размышления.

Второй раздел посвящен не менее известной династии – династии Романовых.

3 и 4 разделы. Двадцатый век разделен на две выставки – от революции 1917 года до Великой Победы в 1945 и от послевоенного периода вплоть до 2016-го года.

На выставке представлено большое количество различных видов плакатов того времени. Есть сенсорные столы с разделами , посвященными культуре и быту советских граждан.

На экспозиции есть своеобразные зарисовки (интерактивные) из жизни и быта советского человека. (Свежий номер «Крокодила». На одном из тачскринов можно посмотреть, как менялась через десятилетия советская квартира. Столик «Неотъемлемые атрибуты жизни советского гражданина» с батоном и бутылкой молока, и консервная банка, используемая как пепельница, фишки домино, моментально складывающиеся в «рыбу», если прикоснуться. «Журналистский столик». На нем «лежат» виртуальные атрибуты акул пера 1960-х годов.)

Благодаря мультимедийным ресурсам выставки на уроках МХК возможен анализ и сопоставление произведений различных видов искусства, сравнивание разных фактов и изображений, ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов.

Контроль знаний учащихся

С целью промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения можно использовать на выставке викторины, «Древо знаний», творческие задания: “Найди ошибку”, “Расшифруй композицию”, определи авторов картин, заполни пустые рамки, соотнеси художников и картины и т.п.

Источники информации

  1. Поливанова К. Николаевна. «Просвещение», 2010 г.
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий СПб.: «Каро», 2006 г.
  3. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm
  4. http://kovalevamxk.ucoz.ru/blog/organizacija_issledovatelskoj_praktiki_uchashhikhsja_na_urokakh_mkhk
  5. http://www.openclass.ru/node/246050
  6. http://petrovoy.ru/doc/164-intertech
  7. http://www.metod-kopilka.ru/page-article-15.html
  8. http://festival.1september.ru/articles/524287 /
  9. http://orpheusmusic.ru/publ/primenenie_kompjuternykh_tekhnologij_na_urokakh_muzyki/308-1-0-477

ПРИЛОЖЕНИЕ