Урок музыки по теме «Мелодией одной звучат печаль и радость». 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Проблема урока: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Цель: Расширение представлений о взаимосвязи искусства и жизни

Задачи:

  • учить находить взаимосвязи между разными видами искусства и жизнью;
  • учить размышлять о музыке, применяя навыки сравнения и обобщения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, содействовать развитию познавательного интереса и исследовательских способностей;
  • воспитывать способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • Повышение мотивации к учебно-творческому процессу;
  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
  • Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание доброты.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка музыки,
  • Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
  • Взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные:

  • Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности;
  • Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные:

  • Передавать настроение музыки и его изменение;
  • Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке, о связях музыки и литературы.

Предметные результаты:

  • Знать и понимать особенности музыкальной интонации;
  • Уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности;
  •  Развивать художественный вкус и интерес к музыкальному искусству.

Материалы и оборудование урока:

  • Музыкальный центр; мультимедийная презентация и компьютер;
  • Аудиозаписи: песня «Дорога добра», «Маленькая ночная серенада», «Лакримоза» В.А.Моцарт;
  • Образцы нотной записи.

Ход урока

Актуализация знаний

- На протяжении веков человека сопровождает музыка. Наверное, ни один человек не рискнет подсчитать количество музыкальных произведений. Слайд1 (Приложение 1)

- Но самое интересное, что нот всего лишь 7. Как же можно создать такое количество музыки, используя только 7 знаков?

(их можно чередовать по-разному) Слайды 2-4 (Приложение 1)

- А как называется благозвучная последовательность звуков? (мелодия) Слайд 5 (Приложение 1)

- Итак, речь пойдет о мелодии. Конечно, мелодия – самое главное средство выразительности, присущее только музыке, это то, что мы напеваем, запоминаем, то, что отличает одно произведение от другого.

- Какими мелодии могут быть по характеру? Слайд 6 Приложение 1)

- Как вы думаете, от чего зависит характер мелодии?

- Можете ли вы назвать хоть одного композитора, который писал бы только веселую музыку? Почему?

Формулирование проблемы

- Итак, кто может ПРЕДПОЛОЖИТЬ тему сегодняшнего урока?

Мелодии бывают разные: веселые, грустные…

- Посмотрите, насколько поэтично звучат эти же слова у А.Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость» Слайд 7 (Приложение 1)

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

- Попробуем убедиться в этом на примере музыки одного композитора.

Звучит музыка «Маленькая ночная серенада»

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы можете сказать о ней, не употребляя слово «веселая»?

- Мы попали на концерт современной танцевальной музыки? Почему так решили? Каков состав исполнителей?

- Эта музыка русская?

- Кто, по-вашему, из композиторов прошлого мог быть автором этой музыки? Почему? Слайд 8 (Приложение 1)

- Правильно, это «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта.

- Однажды русский композитор Антон Рубинштейн назвал Вольфганга Моцарта Солнцем. Как вы думаете, почему? Слайд 9 (Приложение 1)

- А почему все живое на планете тянется к солнцу? Слайд 10-11 (Приложение 1)

- А почему же тогда Моцарта сравнивают с солнцем?

- Любой человек мечтает о радости, о счастье. Какая жизнь была у Моцарта? Кто уже знаком с биографией этого композитора? (рассказы детей о Моцарте) Слайд 12 (Приложение 1)

Звучит музыка «Лакримоза»

- Скажите, а эту музыку можно назвать солнечной? Но это тоже Моцарт. Произведение называется Реквием (похоронная месса), а тот фрагмент, который мы слушали - Лакримоза. Произведение необычное, как необычна и история его создания.

Слайд 13 Видеоролик о последнем произведении Моцарта http://youtu.be/7nZ8im8dcYs (Приложение 2)

- Итак, по воле судьбы, именно на этом произведении жизнь Моцарта загадочным образом оборвалась. Трудно говорить после такой музыки, я предлагаю вам выполнить задание на листочке: передайте свое ощущение в виде слова или знака.

- Что же такое, по-вашему, лакримоза? Это слово иностранное, попробуем его перевести. (в переводе означает «слезная») Слайд 14 (Приложение 1)

Актуализация знаний. Практическая работа

Слайд 15 (Приложение 1)

- Итак, вернемся к нашей теме. Мелодия. Давайте сравним мелодические рисунки. (У детей на партах образцы нотной записи) Соедините ноты линией. Какие получились линии?

- В «Маленькой ночной серенаде» линии короткие и ломаные, почему?

- Почему в лакримозе мелодия движется вверх, хотя это похоронная месса? (душа улетает, даже такая трагическая музыка, оставляет надежду…)  Слайд 16 (Приложение 1)

- Чем разнообразнее линии, тем интереснее мелодия.

- Итак, мы услышали разные мелодии одного композитора. В них можно увидеть творческий путь Моцарта от успеха беззаботного мальчика, до трагических переживаний огромного художника. Слайд 17 (Приложение 1)

- Почему же его считают «солнечным» композитором? (Его музыка несет душевный свет и добро, помогает тем, кому плохо)

- Нести людям добро и душевный свет учит нас музыка Моцарта. Этому учит нас и песня «Дорога Добра». Послушайте песню и подберите к ней эпитет. Слайд 18 (Приложение1) Давайте ее исполним. Слайд 19 (Приложение 1)

Звучит песня «Дорога Добра»

Итог урока. Рефлексия

Слайд 20 (Приложение 1) Учащиеся выбирают ноту, соответствующую своему настроению, учитель складывает из них мелодию. Получается мелодия настроения класса.

- Итак, наш урок подходит к концу. Я хочу подвести некоторые итоги, а вы исправьте неточности:

  • Мелодия – второстепенное средство выразительности.
  • Характер мелодии определяется сам по себе, не зависимо от настроений композитора.
  • Моцарт всегда создавал однотипную музыку, это определило его творческий стиль.
  • Мелодии могут быть только монотонными.
  • Человек не может выразить в музыке свои эмоции и чувства
  • Музыка не способна разбудить душу и заставить ее работать.

Домашнее задание. Для усиления практико-ориентированной составляющей урока, можно предложить детям создать буклет о терапевтическом влиянии музыки на организм человека или диск с «лечебной» музыкой Моцарта.

Используемая литература

  1. Музыка: учебник для учащихся 6 класса/ Т.И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Автор А.С.Кленов, «Издательство АСТ», 2001.
  3. Википедия. Свободная энциклопедия /электронный ресурс/ - режим доступа: http://ru.wikipedia/org/wiki
  4. Классическая музыка /электронный ресурс/. Режим доступа: http://classik.chubrik.ru