“Братья наши меньшие” в произведениях писателей разных народов: Э.Сетона-Томпсона “Снап”, Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо”, И.Федосеева “Кустук”. Урок литературы. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Высказывания о природе.

  • “Мы нуждаемся в животных гораздо больше, чем они в нас ... они
    могут дать нам что-то такое, чего мы сами не умеем добиться”.
    Джон Адамсон
  • “Муму и Каштанке можно поставить памятники. Памятники за сотни тысяч сердец, которые они воспитывают вот уже не одно десятилетие. Памятник можно поставить и Белому Биму. За добро, которое он возбудил в миллионах сердец. Не в собаке тут дело. В людях”
    Сергей Образцов
  • “Животные понимают гораздо больше, чем кажется, и чувствуют не только физическую боль, но и волнение, и радость, и печаль. Им тоже бывает уютно и бывает сиротливо. Как человек, они тянутся навстречу ласке и страдают, наталкиваясь на равнодушие”
    Нора Аргунова
  • “Человек не смолчит, если его обидят, а у кого найдет защиту бессловесное животное?”
    Э.Сетон-Томпсон

Оборудование: выставка книги о животных, стенд – портреты и сведения о писателях, документальный фильм “Братья наши меньшие в опасности”; рисунки

Цели:

  • показать идейно-тематическую общность произведений авторов разных народов по отношению к важным проблемам жизни, активизировать мыслительную деятельность учащихся, сопоставляя художественные произведения разных авторов;
  •  совершенствовать умения анализировать худ. произведения, развивать навыки выразительного чтения, творческого рассказывания; продолжить работу над литературоведческими понятиями: основная мысль, заглавие, сюжет, композиция произведения;
  • развивать у детей понятие толерантности; воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к природе, чувства ответственности и сострадания.

Эпиграф:

... не забывай, ты всегда в ответе за
тех, кого приручил.
А. де Сент-Экзюпери

Выразительное чтение стихотворения И.Северянина “В парке...”

В парке плакала девочка: “Посмотрите-ка, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка.
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю...”
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

- Какое настроение является главным в стихотворении?

- В русском языке есть замечательное слово “гуманизм”. Как вы его понимаете?

- Проявляется ли гуманное отношение к миру в стихотворении И.Северянина?

- О чем заставляет задуматься стихотворение?

(Человек должен любить и беречь природу, с состраданием относиться к окружающим).

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о добром отношении людей к “братьям меньшим”.

Запись темы урока

Эпиграфом к нашей беседе станут слова французского писателя – гуманиста Сент-Экзюпери:

...не забывай, ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

Новое слово “приручить”. Как его можно растолковать, понять? (...связать узами дружбы)

Перед вами небольшая выставка книг о животных. Любите ли вы читать эти книги? Почему?

(книги о животных всегда занимательны, помогают лучше понять наших друзей ...)

Но нам предстоит встреча с произведениями трех авторов (обращаясь к портретам):

  • американский писатель С.-Томпсон - “Снап”
  • русский писатель Г.Н.Троепольский - “Белый Бим Черное ухо”
  • якутский писатель И.Е.Федосеев - “Кустук”.

Об этих авторах приготовили краткие сообщения наши ребята (выступления учеников)

- Откуда берутся истоки темы о животных? (УНТ, басни ...)

Итак, американский, русский, якутский писатели, жившие в разное время далеко друг от друга, старались рассказать нам о “братьях наших меньших”.

Почему так важна эта тема в творчестве писателей разных времен, народов? Постараемся ответить на этот вопрос на нашем уроке.

- Какая и прочитанных книг вас особенно тронула, произвела впечатление? (Повесть Троепольского Г.Н. , конечно же, самая грустная, вызывает самые тяжелые переживания; замечательный рассказ американского писателя “Снап” проникнут теплотой человечности; увлекательный, добрый, поучительный рассказ якутского писателя).

Сопоставим рассказы и повесть.

- Как перекликаются заголовки произведений? Как каждый заголовок отражает сущность характера “героя”?

Снап – английское слово. Как вы думаете, что оно обозначает?

Вслушайтесь в его звучание: снап, снап.

(резкое отрывистое звучание слова, как и сам Снап – смелый, решительный, бескомпромиссный пес)

Если мы заглянем в словарь, то узнаем, что в переводе...

(сообщение -“снэппер” - грубиян, злая собака. Джиржерснэп – хрустящий имбирный пряник)

- В этом имени ирония, как и большая часть рассказа, проникнутаяюмором, доброй насмешкой.

Кустук – в переводе с якутского – радуга.

Как Кустуку дали кличку? (Чагыл в письме Мичилу: “Давай назовем ее Кустук. Я очень люблю радугу, которая появляется после дождя, разрисовывая полнеба”).

- Такую кличку собаке мог придумать только добрый человек.

Кустук – радуга. В этом слове слышится радость.

- Соответствует ли эта кличка собаке? (Кустук принес в дом счастье).

В заглавии повести Троепольского есть не только кличка собаки, но оно сообщает нам нечто большее. Что? Может в этом заглавии скрыта трагедия пса? (белый – черный, как и вся жизнь Бима: белая полоса – черная, жизнь с Другом – одиночество, гибель).

Итак, мы уже можем сказать о некотором сходстве произведений: “герой” – собака, заглавие – кличка пса, отражающая его характер.

Сопоставим рассказы “Снап” и “Кустук”.

- Найдите сходство в сюжете (одинаковое начало рассказов: Снапа и Кустука присылают в посылках, прилагая записку – предупреждение, - все это создает комическую ситуацию).

Самое важное, что объединяет три книги – это мысль о сопричастности человека к окружающему миру, природе, “братьям нашим меньшим”, тем, кого мы “приручили”.

Судьба Снапа, Кустука, Бима зависит от Человека, но всегда ли слово “Человек” можно читать с большой буквы?

И все же, в каком из рассказов взаимоотношения между хозяином и собакой складывались наилучшим образом? (в “Снап”).

- Почему человеку удалось заслужить доверие столь грозного бультерьера? Как это произошло? (Хозяин терпелив и мудр: не наказание, а бесконечное терпение, доброта делают Снапа другом, помощником).

- О чем повествуется в рассказе якутского писателя И.Федосеева “Кустук”? (Перед нами один год из жизни Кустука, проведенный в семье табунщика Эркея, отца Мичила)

- Какой эпизод из рассказа можно считать кульминационным? (спасение Мичила).

(зачитать).

  • Почему Мичил просит прощения? (ему стало стыдно за зло, причиненное зимой собаке).
  • Так наши меньшие братья порою воспитывают нас, побуждая лучшие чувства: любовь, терпение, совесть.
  • Об этом же говорит нам русский писатель Г.Н.Троепольский в повести “Белый Бим Черное ухо”

Повесть Троепольского – книга совести: на отношении к беззащитному животному существу всегда проверялась человечность.

На протяжении повести мы не раз видим Бима глазами как бы постороннего человека, прохожего. Он бежит по городу всегда по одному маршруту, он бежит к родной двери.

Перечитаем эти строки.

(«по городу бежала красивая...»)

(«по городу бежала с виду унылая собака, но преданная, верная и смелая»)

(«по шоссе бежала тощая, хромая собака...»)

И всегда - это преданный, верный друг. Вместе с Бимом переживаем мы все несчастья и вместе с ним надеемся...

Рассказывая о бесконечной верности и преданности животного, Троепольский обнажает сердцевину людей: чистую-гнилую.

Умная собака Бим, оставшись одна, вдруг понимает, что мир людей устроен не просто (вспомним “размышления” Бима: “добрых было огромное большинство, злых - единицы, но все добрые боялись злых”).

- Прав оказался Бим? (да, и он погибает от рук злых, безумных людей. Он до последнего мгновения надеялся на встречу с И.И. - “царапал железную дверь” – и эта встреча состоялась (зачитать:

“И вот сторож распахнул дверь..., но не растаяли...”)

- Как заканчивается повесть? (у И.И. новые друзья: Алеша, Толик и маленький щенок Бим). Светлый финал, как и душа Бима.

У многих из нас в доме есть четвероногий друг. Какое значение имеет воспитание животного для взаимоотношений в семье? Как об этом говорят писатели Федосеев, Троепольский, Сетон-Тампсона

(Ср.: семья Толика, где все основано на лжи, лицемерии семья Мичила, где царит любовь, простота).

Если люди ладят между собой, то и животные становятся нашими друзьями. Так писатели разных национальностей говорят нам со страниц своих книг о главном – о любви ко всему живому, о нашей ответственности за все, что происходит на Земле.

И еще не отметили очень важную мысль. Помогут нам в этом высказывания писателей, мыслителей разных народов.

- Прочитайте, подумайте, какое из высказываний особенно актуально? Близко к теме урока?

(“Мы нуждаемся в животных гораздо больше, чем они в нас... они могут дать нам что-то такое, чего мы не умеем добиться.”
Джон Адамсон

“Муму и Каштанке можно поставить памятники. Памятники за сотни тысяч сердец, которые они воспитывают вот уже не одно десятилетие. Памятник можно поставить и Белому Биму. За доброту, которую он разбудил в миллионах сердец. Не в собаке тут дело. В людях” (С.Образцов).

...Бим оставил после себя светлую память.

- Какие добрые дела он осуществил? (нашел друзей, соединил хороших людей; научил любить Степановну; сострадать Дашу и женщину с ж/д...)

И Кустук, и Снап сумели пробудить в людях гуманные чувства.

Мы, люди, нуждаемся в “братьях своих меньших” больше, чем они в нас. Мы в общении с животными становимся нравственно чище, добрее, милосерднее, гуманнее.

Вот почему так важна для писателей разных народов тема “Человек и те, кого мы приручили”.

Предлагаю вашему вниманию док. фильм “Братья наши меньшие» в опасности”. Пусть он станет для вас напоминанием о том, что мы в ответе за состояние нашей Земли, мира.

- Какие мысли остались у вас после нашего разговора? О чем задумались? Какой урок, вывод для себя сделали?