Безотметочная система контроля и оценка знаний учащихся в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Несмотря на то, что говорить я буду о безотметочной системе контроля и оценки знаний, начать своё выступление хотелось бы со следующего. Василий Александрович Сухомлинский писал: «С несправедливо поставленной двойки начинается одно из самых больших зол школы. К каким только ухищрениям не прибегают дети, чтобы скрыть от отца или матери свои неудачи в школе, а от учителя нерадивость. Оценка, которую я ставлю ему, - это не только измеритель его знаний, но и в первую очередь моё отношение к нему как к человеку. Оценка отражает радость успеха. То что радостно, ребёнок не может скрыть от родителей. Нельзя допускать, чтобы отметка превращалась для ребёнка в путы, сковывающие его мысль. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость».

Особенно это важно для детей семилетнего возраста, т.е. для первоклассников. Изменения, произошедшие в содержании современного образования, влекут за собой и изменение системы оценивания. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации обучения, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Выдающимся практиком и теоретиком безотметочного обучения является Ш.А.Амонашвили. Он занимается этой проблемой более 25 лет. По его наблюдениям, а также по мнению большинства учителей начальной школы (себя я тоже отношу к этому большинству), все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин (способности, здоровье, уровень подготовки, психологические особенности ребёнка) они по- разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости. Поэтому, по словам Амонашвили, отметка становится для одних детей «Доброй феей», а для других «Бабой Ягой». Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что безотметочная технология обучения в начальной школе, особенно в 1классе, просто необходима. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребёнка и его родителей.

Из опыта своей работы могу сказать, что и родители положительно относятся к безотметочному обучению детей в 1 классе. Хорошо, когда ребёнок приносит «4» и «5», а когда другие отметки? Ведь родители в начальной школе больше переживают за отметки, чем сами дети, особенно в 1 классе. Да и как можно оценивать отметкой первоклассников, когда они только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько-нибудь определённые результата обучения. Не знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких отметка снижается). Поэтому оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно. С этим, я думаю, согласны все. Но безотметочная система контроля не отменяет оценку знаний первоклассников.

Сейчас я расскажу вам о видах и формах контроля на уроках в 1 классе и их оценке. Это - текущий, тематический и итоговый контроли. В течение первого полугодия контрольные работы не проводятся. Во 2-ом полугодии проводятся административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися совокупности тем курса обучения за год.

Текущий контроль осуществляется мною в повседневной работе и выражается в систематическом наблюдении за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. В первую очередь это ежедневная проверка тетрадей.

Устный контроль: беседа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос. Письменный опрос - это самостоятельные проверочные работы. Тестовые задания применяю на уроках литературного чтения и окружающего мира, графические работы – рисунки так же использую на уроках по окружающему миру. Очень важно, при безотметочном обучении, научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, свою работу по заданным критериям.

Так, уже на первых уроках, выполняя задание по математике, письму, дети учатся оценивать красоту получившегося узора, правильность написания букв и цифр. Написав одну строчку букв или цифр, я предлагаю детям найти и подчеркнуть или обвести в кружок самую красивую букву или цифру. И дети делают это с большим удовольствием. Также выясняем какой элемент в написании буквы или цифры не получается и почему. Напоминаю о том, что всё нужно делать аккуратно, чисто в соответствии с образцом. Так вырабатывается аккуратность. Так же дети учатся оценивать не только свою работу, но и работу своих одноклассников. Такой навык оценивания вырабатывается при работе в парах. Например, на уроках письма, в прописях очень часто дети выполняли задание по нахождению в словах «шалашиков», «гнёздышек» и обозначению их специальными знаками с последующей взаимопроверкой.

Или нужно было определить количество графических ошибок в написании букв и их соединений в слове. В прописях даны такие слова, а рядом пустая клеточка, в которую дети должны записать число графических ошибок. Очень нравится детям давать оценку одноклассникам на уроках чтения. Особенно они любят оценивать чтение стихотворений наизусть. Происходит это следующим образом. Я приглашаю к доске по одному ученику от каждого ряда. Вызванные ученики по очереди читают стихотворение. Затем спрашиваю у ребят, кто, по их мнению, прочитал лучше, у кого были допущены ошибки и какие и т.д. И оценочные суждения бывают разные. Кому-то интересно было слушать Юлю, потому что она читала громко, чётко. Другим понравился Женя, хотя некоторые слова он читал тихо. Конечно, оценочные суждения детей не всегда объективны. Часто дети называют лучшими тех, с кем сидят за партой или с кем дружат.

Оценку одноклассникам ребята дают и при чтении текстов. Здесь нужно не только слушать читающего, но и следить по тексту в учебнике, чтобы сказать были ли допущены ошибки или нет. Если были, то, какие и сколько. Такой способ оценивания способствует не только развитию внимания, но и развитию орфографической зоркости. А какие приёмы при оценке знаний первоклассников использую я? В первую очередь это словесная оценка. Если при устном ответе или работе у доски и т.п. ученик или ученица не допускают ошибок, то говорю – «Умница!», «Молодец!», «Отлично!». При проверки письменных работ в тетрадях за задания, которые выполнены без ошибок пишу: «Умница!», «Молодец!». При безотметочном обучении очень важно не скупиться на похвалу. Потому что ребёнок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. И я стараюсь увидеть в работе или ответе ребёнка то, что на сегодняшний день у него получилось лучше всего. Может это будет одно из 6 правильно решённое выражение, или красиво написанное слово в предложении. Это обязательно нужно заметить и похвалить. Может это будет не словесная похвала, а просто одобрительный взгляд. Или, проходя по классу погладить его по головке, за то как он старательно пишет буквы или цифры. Казалось бы мелочь, а для ребёнка это много значит. На уроках математики при проверке математических диктантов или решении примеров, тем детям, которые не допустили ошибок, предлагаю сказать самим себе: «Я – молодец! или Я – умница!».

Кроме словесной оценки, при проверки выполненного задания в тетрадях, использую цветовые сигналы зелёного и жёлтого цветов. Это такие детские печати с изображениями различных мультипликационных персонажей. Если работа отмечена печатью зелёного цвета, значит она выполнена правильно, если жёлтого – есть некоторые недочёты. Если ребёнок получил тетрадь без цветового сигнала, это значит он нуждается в помощи.

И в заключении кратко повторю ещё раз приёмы, которые использую на уроках при безотметочном обучении:

  • не скуплюсь на похвалу;
  • хвалю исполнителя, критикую исполнение (вместо: «Ты сделал две ошибки в предложении», лучше сказать: «Давай найдём две ошибки в этом предложении»)
  • даже в море неуспеха стараюсь найти островок успешности и помочь ученику закрепиться на нём;
  • не ставлю перед первоклассниками несколько задач одновременно;
  • если сегодня перед учениками стоит задача не забыть о точке в конце предложения, то надо простить ему, если он забыл как пишется большая буква Д;
  • стараюсь не применять в своей работе формулу «опять ты НЕ…», являющаяся верным способом выращивания неудачника.

Считаю, что безотметочная система оценивания является более щадящей для всех детей, но, прежде всего, для школьников, чьи учебные достижения существенно ниже среднего в их классе.