Разработка урока "Письма – больше, чем воспоминанья...". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 7


Использован учебник: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012.

Класс: 7.

Предмет: русский язык.

Цели урока:

а) деятельностные:

  • возродить российские традиции эпистолярного жанра;
  • формировать у учащихся представление о роли писем в жизни человека через уважительное отношение к родному языку;
  • дать представление о видах писем, существовавших ранее и существующих сейчас;
  • развивать навыки правильного оформления и написания письма;
  • совершенствовать способности в рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.);
  • повторять и закреплять изученный материал по определённым темам, предназначенный для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
  • обосновывать правильность выбора правил при повторении орфограмм;

б) содержательные:

  • формировать представление о письме, как виде творчества через анализ текста;
  • закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий: понятий, алгоритмов и т.д.;
  • способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий;
  • формировать орфографическую зоркость, речевую культуру;
  • развивать познавательный интерес к языку через различные формы и методы работы;
  • расширять кругозор обучающихся через воспроизведение различных интересных сведений о создании письменности в разных странах Земного шара;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку через эпистолярный жанр, опираясь на факты из жизни и творчества известных и русских, и зарубежных поэтов и писателей, в том числе, анализируя их произведения и создавая свои собственные шедевры-письма;
  • формировать способность использовать родной язык, как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Задачи:

а) предметные:

  • повторить и закрепить, обозначить свои собственные правила оформления и написания письма (в том числе и правила современного подписывания конвертов);
  • повторить основные сведения из жизни и творчества известных и русских, и зарубежных поэтов и писателей, в том числе, анализируя их произведения, в которых герои писали друг другу письма;
  • производить анализ текстов через сопоставление стиля, художественных средств выражения, используемых героями различных произведений при написании ими конкретных писем;
  • повторить некоторые литературные языковые нормы в соответствии с заданиями ОГЭ и ЕГЭ по русскому язык у и литературе.

б) метапредметные: совершенствовать артистические способности учащихся, в том числе, в постановке и разыгрывании сценок, в выразительном чтении наизусть текстов определённых героев из известных произведений.

в) личностные:

  • формировать уважительное отношение к чужому мнению;
  • развивать умения оценивать результаты собственной деятельности.

г) регулятивные: уметь обнаруживать и формировать проблему с помощью учителя, выдвигать версии самостоятельно.

д) коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя, подтверждая фактами.

ж) познавательные: выяснить, каково было значение эпистолярного жанра в недалёком прошлом, выдвинуть гипотезу о значимости написания писем в современном мире.

Тип урока: открытие нового знания (первый урок).

Планируемые результаты:

а) личностные

  • создание положительного настроя и позитивной установки на изучение российских традиций эпистолярного жанра;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной письменной речью при составлении письма.

б) метапредметные:

  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  • овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста.

в) предметные:

  • развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • умение ориентироваться на страницах определённых произведений, извлекать необходимую информацию из текста;
  • составление выступлений по теме урока;
  • создание собственных писем для различных адресантов;
  • представление и анализ сценок, подготовленных детьми в группах;
  • составление синквейн на данную тему, как итога урока.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Аннотация: урок русского языка в 7 классе по теме "Лучший урок письма" был осуществлён в середине учебного года - 23 января, когда в мире отмечался День ручного письма (National Handwriting Day) или День почерка. На уроке учащимся предоставлялась возможность закрепить сведения об эпистолярном жанре и о письме, как о тексте, его видах по цели общения; закрепить навыки написания письма, с учётом его композиции. Использование программных продуктов в ситуации «один-четыре компьютеров в рабочей зоне класса» позволили сделать учебный процесс личностно-ориентированным, использовать разнообразные формы работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала, выполнять задания разного уровня сложности.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: компьютер учителя, подключённый к Интернету, ЖК телевизор, 4 ноутбука, подключённых к Интернету, презентация.

Ключевые слова: эпистолярный жанр, письмо, план-конспект, ЕК, Мультимедиа, сценки, презентация, кластер.

УУД

Личностные:

  • положительное отношение к учебной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке;
  • способность самооценки своих действий.

Коммуникативные:

  • выражение своих мыслей, аргументация своего мнения;
  • умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

  • обнаружение проблемы с помощью учителя;
  • выдвижение версии самостоятельно.

Познавательные:

  • воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
  • преобразование информации из одной формы в другую;
  • оценка процесса и результатов деятельности.

Конспект урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание

- Расшифруйте ребус - словосочетание. (Слайд презентации 1).

Ответ: эпистолярный жанр.

- Как вы понимаете это словосочетание?

- Давайте прочитаем точное значение этого выражения в Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

- Определите тему и цели сегодняшнего урока (Слайд презентации 2)

- Ребята, запишите в тетрадь число, тему и эпиграф; Не забудьте способ оформления эпиграфа (с правой стороны, без кавычек, фамилия автора ниже текста).

III. Работа с эпиграфом

Эпиграфом для нашего урока будут слова крупнейшего французского новеллиста, мастер рассказа с неожиданной концовкой Ги де Мопассана.

С помощью письма лучше всего проникаешь в человека.
Слово ослепляет и обманывает, потому что оно
сопровождается мимикой лица, потому что видишь,
как оно сходит с губ, потому что губы нравятся,
а глаза соблазняют. Но чёрные слова на белой бумаге
— это душа нараспашку.
Ги де Мопассан

(Слайд презентации 3) - Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф, как вы понимаете эти слова? Что вкладывают люди в своё творение, когда пишут письма? Какое слово/словосочетание ключевое? (Душа/ душа нараспашку).

- Как называется этот словооборот? (Фразеологизм).

- Приведите примеры фразеологизмов. Что они означают?

- Как вы думаете, как эти слова (душа/ душа нараспашку) соотносятся с темой и целями нашего урока?

IV. Работа с текстом

Ведущий 1. Прослушайте, пожалуйста, вступительное слово наших ведущих и обратите внимание на то, какие 3 ключевых слова и/или словосочетания можно выделить в данном сообщении... После сообщения назовите их, пожалуйста.

Растущая с каждым годом популярность компьютеров, электронной почты и электронных блокнотов, СМС, наборов стикеров с напечатанными фразами-подсказками, а также других средств быстрого общения постепенно уводит современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно на листе бумаги. Возможно, в недалёком будущем письмо или открытка, написанные «от руки», станут желанным приобретением.

Мало кто знает, что каждый год, 23 января, в мире отмечается День ручного письма (National Handwriting Day) или День почерка, который учреждён с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нём, о глубоких мыслях эпистолярного жанра, неповторимости почерка каждого человека.

Ответ: письмо, почерк, эпистолярный жанр (слова и определение слов на слайде презентации).  (Слайд презентации 4)

Ведущий 2.

Вопросы:

1. О чём говорит автор данного текста? Какова тема и идея?

2. Ребята, а много ли вы написали писем в своей жизни? При каких обстоятельствах это произошло?

3. Как выдумаете, исходя из данного текста, на что нужно обращать внимание при написании письма, что конкретно используете вы?

Ответы: тема, идея, стиль, бумага, почерк, может быть, иллюстрации (картинки).

V. Индивидуальное сообщение. Презентация "Почерк человека"

История развития ручного письма исчисляется тысячелетиями, и, возможно, на протяжении такого же времени люди пытались определить характер того или иного человека по почерку. Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал и Аристотель, и великие итальянцы эпохи Возрождения. В 1875 году французский аббат Жан Ипполит Мишонер впервые употребил термин «графология» (др.-греч. γράφω — пишу и λόγος — учение), которым сегодня определяется область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности. Большой вклад в теорию графологии внес немецкий философ и психолог Людвиг Клагес (Ludwig Klages, 10 декабря 1872 — 29 июля 1956).

Современные ученые называют семь основных характеристик почерка, по которым можно создать портрет человека, — размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общая оценка почерка. Графологи полагают, что между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна существовать связь, потому что человеческий мозг подсознательно «водит» рукой пишущего. Работой мозга, кстати, они объясняют и то, что при взрослении и изменении характера почерк человека также меняется.

Как известно, весьма важным орудием почерк стал для криминалистов. Цель экспертов почерковедения — установить подлинность того или иного документа. Специалисты по научной экспертизе документа должны в совершенстве знать разнообразные стили написания. Безусловно, и они тщательно изучают все характеристики почерка, чтобы точно установить личность писавшего. Можно предположить, что научные исследования, предметом которых является почерк, будут продолжаться, и ученые достигнут более глубокого понимания зависимости почерка от характера человека.

Вывод. Следующий текст записываем в тетрадях, объясняя орфограммы.

При написании письма текст нужно обязательно продумывать, несколько раз проверить ошибки. Одно из необходимых требований, предъявляемых к изучению русского языка в российских школах, - это красивый разборчивый почерк. Так будем же совершенствовать свой почерк, осуществляя и изучение орфографии, пунктуации и других сопутствующих наук, повышающих грамотность гражданина Российской Федерации!

(Проверка на слайде презентации) (Слайд презентации 6)

VI. Обсуждение писем, созданных детьми и учителями к различным праздничным датам и не только

Учитель. В нашей школе традиционно дети и учителя пишут письма друг другу, бросают их в специально сделанный почтовый ящик, а ученики-почтальоны разносят их тем, кому они предназначены в пределах нашего учреждения в определённые даты. Назовите эти даты...

Ответ: День учителя, Новый год, День влюблённых, 23 февраля и 8 марта, перед Выпускными.

Ведущие. Мы подготовили несколько таких писем. Давайте их прочитаем.

Ответ. Читаем несколько "писем".

(Слайд презентации 7-8-9-10)

Вывод. Как вы считаете, какие из прочитанных текстов можно назвать письмами, а какие нельзя? Почему? А какие послания можно назвать открытками? Чем отличается письмо от открытки? О том, какова должна быть композиция, тема и идея писем, мы поговорим чуть позже... А пока - работа в группах.

VII. Работа в группах. "Самые интересные письма в мире. Из истории создания"

Ведущие. А что вы знаете из истории письма? Как, что и чем писали наши предки?

Задание: при помощи рисунков, кластеров, барабанов каждая из групп попытается передать: как, что и чем писали в письмах разных стран. И представит данный метод письма.

1 группа. "Рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо. Тема письма: "Как я провёл лето". (Рисуют на ватмане). На детях элементы одежды индейцев.

Информация-презентация.

В XV до VI тысяч лет до нашей эры, ещё в палеолите, появился, как считается, самый древний и самый простой способ письма - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

2 группа. "Пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое"). Тема письма: "Мы за здоровый образ жизни".(Рисуют на ватмане). На детях элементы одежды китайцев.

Информация-презентация.

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник такой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое"). Однако сколько же приходилось помнить иероглифов!

Ведущий. На чём "писали" в данном случае?

Ребятам демонстрируются камень, деревянная дощечка, глиняная пластина, пальмовый лист, папирус, пергамент, бумага.

3 группа. Звуковое письмо. Им пользовались уже в конце II тысячелетия до н. э. в странах Африки и до сих пор прибегают к его помощи. Тема письма "Предостережение жителям соседней деревни о приближении незнакомца". (Дети берут барабаны и выбивают на них вышеизложенную фразу). На детях элементы одежды папуаса.

Информация-презентация.

При акустическом способе передачи информации для некоторых племён земледельцев Западной Африки, Южной Америки и Новой Гвинеи важнейшим сигнальным инструментом является барабан, в частности так называемый прорезной или сигнальный барабан, представляющий собой типичный элемент культуры. При помощи этих барабанов сообщаются и распространяются всякого рода известия как официального, так и обрядового характера. Таким же способом извещают о приближающихся сафари. В большинстве случаев большие барабаны устанавливаются посредине рыночной площади и играют роль телеграфа, от которого исходят все важные новости для окружающего населения. Барабаны могут издавать звуки понятные как для нескольких племён, так и только в рамках одной семьи.

4 группа. Гонцы с устными "письмами" с начала IX до конца XVII вв. Тема письма: "Приглашение сестры к брату на свадьбу". На детях элементы одежды крестьян. Гонец должен устно передать приглашение.

Информация-презентация.

С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, сигнальными барабанами и трубами. В более позднее время посылались гонцы с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а потом пересказывал его адресату. Память об этом осталась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано». Гонец должен был ехать сотни километров без дорог, не меняя лошадей и ночуя где придется. В старину обязательным условием именно уже для создания почты было наличие дорог, станций для отдыха и смены средств передвижения и самих средств передвижения. Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую почту. По мощеным дорогам и караванным тропам курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Гонцов отправляли как с устным известием, так и с грамотой. Но было в старину слово, которым называли посыль­ных только с письменным сообщением: «Грамотоносьць» (грамотоносец).

Вывод. Раньше были очень интересные формы и средства передачи письма. Люди хотели и хотят взаимодействовать друг с другом, сообщать друг другу добрые и не очень вести.

VIII. Фронтальная работа. "Композиция, тема и идея письма"

Учитель. Ребята, как вы считаете, чем отличаются ваши представленные письма "из древности" от тех, которые вы писали сами, от тех, которые вам встречались в жизни и на которые вы обращали внимание в литературных произведениях?

Ответы: композиция, объём, тема, бумага, оформление. конверты и др.

Ведущий 1. Сообщение "Письма прошлого и нашего времени". В эпоху почтовых троек, когда письмо шло недели, а ответа приходилось ждать месяцы, писать надобно было тщательно, поскольку ошибку или недоразумение выяснять тоже приходилось месяцами. Поэтому важно было выражаться ясно и чётко. Выпускались даже специальные пособия, так называемые «Письмовники».

Информация из "Письмовника".

 «Научившись прiятно и правильно читать, должно обратить вниманiе къ искусству писать письма: ибо он есть способъ, которым почти всъ связи въ общежитiи содержатся.» Из «Письмовника» мы узнаем, какого рода бывали письма, в какой форме и кому следует их адресовать. Из названий вы легко определите, о чём в них писалось:

«Письма увЂдомительныя», «Письма, совЂтъ подающiя», «Письма увЂщательныя», «Письма повелительныя», «Письма просительныя», «Письма рекомендательныя», «Письма, предлагающiя услугу», «Письма, содержащiя жалобу», «Письма, выговоръ или упрекъ содержащiя», «Письма сатирическiя», «Письма извинительныя», «Письма, въ коихъ содержится исканiе дружбы или прiязни», «Письма, содержащiя простую учтивость», «Письма поздравительныя», «Письма утЂшительныя», «Письма благодарительныя», «Письма шутливыя», «Письма похвальныя», «Письма о дЂлахъ», «Письма ходатайственныя», «Письма любовныя», «Письма остроумныя», «Письма к незнакомымъ», «Когда нужно писать къ кому-нибудь въ первый разъ», «Письма смЂшанныя», «Письма отвЂтныя».

Вот, например, рекомендация для создания «Письма любовныя». «Сiи письма совершенно отступаютъ отъ слогу писемъ. Одна страсть должна вездЂ управлять перомъ. Въ нихъ не должно быть примЂтно ни малЂйшей натяжки; ихъ пишутъ в самомъ движенiи страсти. Жаръ, съ которымъ начато письмо, долженъ быть чувствителен до самаго конца, не уменьшаясь ни мало; излишнiя замысловатыя выраженiя были бы не кстати. РЂдко вырываются острыя выраженiя, когда сердце истинно тронуто и наполнено нЂжностiю; впрочемъ, надо истинно чувствовать страсть, чтобъ умЂеть хорошо изобразить ее на бумагЂ».

И такие письма адресаты хранили много лет.

(Слайды презентации 11-12)

Ведущий 2. А что на сегодняшний считается важным при написании писем? Что нужно учитывать? Без чего нельзя обойтись, а что можно опустить? Представляем вашему вниманию правила написания писем в 19, начале 20 веков.

Правила написания писем. (Правила раздаются в группы).

1. Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени своих родителей, который не приходится ей сродни;
2. Женщина не должна переписываться с мужчиной, который ей не муж;
3. Дети, в каком бы возрасте они ни были, находясь в разлуке с родными, должны писать родителям в Новый год, в именины и в дни рождения их. Письмо служит для детей отрадным утешением в разлуке с родителями, так как дает им возможность хотя и заочно, но все–таки лично выразить те чувства, которыми исполнено их сердце.
Письма к отцу и матери должны быть полны привязанности и покорного доверия;
4. Когда молодая особа пишет к своим подругам, она может принять шутливый тон и предаться излияниям дружбы; но в письме ее не должно быть того смирения, которым отличается письмо к старшим;
5. Когда кто-нибудь берет на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным;
6. Вежливость предписывает не задерживать ответного письма, чего всеми силами надо избегать;
7. Каждое письмо состоит из четырех частей:
а) обращение начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному или просто именем, отчеством и фамилией;
б) выступление начинается с какой-нибудь любезности, пожелания;
в) изложение о предметах, интересующих адресата;
г) заключение состоит в заявлении чувств преданности и почтения.

«PS» Постскриптум: при законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак «PS» и за ним приписывается забытое. Это добавление употребляется с короткими знакомыми, но избегается с высшими особами. Переписка ведется на почтовой бумаге белого цвета. Приличие требует, чтобы письмо было написано четко, во избежание затруднения читать его. Особенно внятно, без ненужных росчерков, должно писать свою фамилию. Часто случается – получивший письмо не может догадаться, от кого оно, и поэтому оставляет его без ответа. Конверты употребляются соответственно формату бумаги. В каждом письме ставится дата, т.е. значение месяца, числа, а иногда и года.
(Слайды презентации 13-14-15)

Задание № 1. Лексическая работа. Как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого.

– А кто же такие адресат и адресант? Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся к нашему помощнику – словарю.

1. Адресат - лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

2. Адресант - лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

3. Паронимы - созвучные однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, имеющие структурное сходство, но различающиеся своим значением: представить - предоставить, советник - советчик, надеть (шапку) - одеть (ребенка).

Давайте эти слова тоже запишем себе в тетрадь (адресат, адресант, паронимы).

(Слайды презентации 16)

Задание № 2. Приглашаются капитаны команд - знатоки литературных произведений. На одних листках, перевёрнутых записями вниз, написаны произведения, на других их авторы, на третьих письма из заявленных литературных произведений. Нужно сопоставить, собрать воедино: автора, название произведений и письмо из какого-либо произведения. Кто автор, как называется произведение, кому и о чём там пишут герои? Попытайтесь обозначить идею письма минимальным количеством слов, используя информацию, предложенную ранее.

Примерный список литературы:

Д. И. Фонвизин, "Недоросль" - Стародуб пишет племяннице Софье - наследство; Н. В. Гоголь, "Ревизор" - Хлестаков пишет письмо Тряпичкину - хвастовство; "Капитанская дочка" А. С. Пушкина - отец сыну - не разрешает жениться; М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" - Печорин в повести "Княжна Мери" получает письмо от Веры - любовь; "Барышня-крестьянка" А.С. Пушкина - герои повести ведут переписку, правда тексты их писем не приводятся; Ф. М. Достоевский "Белые ночи" - герой повести получает письмо от спасённой девушки - слова признательности; Ф. М. Достоевский, "Бедные люди"- роман в письмах - Макар Девушкин и Варенька Добросёлова ведут переписку - дружба; Л. Н. Толстой, "Кавказский пленник" - Жилин и Костылин по требованию пленивших их горцев пишут письма родным о выкупе. Правда, Жилин отправляет письмо на несуществующий адрес; А.С.Пушкин "Евгений Онегин" - Татьяна Онегину и наоборот - любовь; А.Гайдар, "Чук и Гек" - письмо от мужа получает мать Чука и Гека - соскучился; Эдуард Успенский "Дядя Федор, Пес и Кот" - жизнь в деревне;  Джессика Брокмоул "Письма с острова Скай" - Элспет Данн находит письма от своего возлюбленного в развороченной от бомбы стене, чувства вспыхивает, и она едет его разыскивать - любовь; А. Адамович, Д. Гранин - Блокадная книга. "Блокадная книга" - это суровая книга, которая рассказывает о муках осажденного фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, оставшихся в нечеловеческих условиях блокады истинно советскими людьми, преданными Родине. Это книга, где также опубликованы письма о страданиях и о мужестве, о любви и ненависти, о смерти и бессмертии; Лиля Брик "Пристрастные рассказы". `Пристрастные рассказы` включают в себя много впервые публикуемых текстов, документов, фотографий, а также никогда ранее не публиковавшиеся рисунки и письма В.В.Маяковского из России; А.П.Чехов "Ванька Жуков" - мальчик пишет письмо в деревню дедушке - жалуется на жизнь.

(Список можно увеличить или уменьшить в зависимости от количества времени на уроке и возраста ребят).

Вывод. Раньше письма были единственным средством общения между людьми, живущими на отдалённом расстоянии друг от друга. Изложение информации в письмах должно было быть искренним, соответствующим теме; они должны были быть написаны чётким, красивым почерком для того, чтобы избежать двусмысленности в повествовании.

Задание № 3. Дома вы нарисовали рисунки к произведениям и даже подготовили иллюстрированные газеты. Выберем 4 картинки для 4-х групп. Вопросы: кто на них изображён, какой момент из текста зафиксирован?

1 группа.

Вопросы. Иллюстрация к рассказу "Ванька"  А.П.Чехова. Что изображено на рисунке? Какие эмоции и чувства вызывает у вас этот рассказ, письмо? В каких условиях живёт ребёнок и пишет письмо, чем он пишет, какой момент из текста зафиксирован на иллюстрации? Как выдумаете, получит ли письмо дедушка? Почему?
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру... Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки. Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.

2 группа.

Вопросы. Иллюстрация к сказочной повести Эдуарда Успенского "Дядя Федор, Пес и Кот". Что изображено на рисунке? Какие эмоции и чувства вызывает у вас эта повесть, письмо? В каких условиях живёт этот ребёнок и пишет письмо, чем он пишет, какой момент из текста зафиксирован на иллюстрации? Как выдумаете, что не так в тексте, что случилось? Почему расстроились родители и сразу же засобирались в деревню к сыну, прочитав это письмо.

Мои папа и мама!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор — тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп.

Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут.

А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей — не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения… Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.

А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется — хоть в дом не заходи. Зато новая растет — чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают… Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.

До свиданья. Ваш сын — дядя Шарик.

Обсуждение. Сначала в группе, затем присоединяются все ребята из класса.

3 группа.

Вопросы. Иллюстрация к роману в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина. Кто на ней изображён? Что хочет донести своим письмом Евгению Татьяна? Чем пишет героиня? Почему её письмо-объяснение в любви обречено на провал? Какова тема, идея? Прослушайте текст этого письма, известной арии, в исполнении Галины Вишневской. Татьяну Ларину играет Ариадна Шенгелая.

Письмо Татьяны к Онегину

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть рады вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в высшем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно...нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Проникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженный укором!

Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...

4 группа.

Вопросы. Письма с фронта. посмотрите на газету, которую сделали ребята, что они хотели ею показать? О чём писали солдаты домой? Как и какие чувства они выражали? Как они их пересылали? Чем они их писали? Были ли конверты?

Добрый день, мои 
Родные Мама, Люся, 
Игорь и Леночка!!! 

Милые простите, что я вам так долго не писал. Письма ваши все получал, за которые большое спасибо. Их, мои родные, очень мало. Как хочется почитать в свободную минутку ваше письмецо, да еще такое, как вы пишите. После такого письма еще становишься злей, еще больше желания сделать больше, бить сильней эту гадину. Спасибо, милые, за такие письма. Я очень доволен, даже не знаю, как передать мою радость, что хотя через письма, но вы вместе со мной.

Как хорошо, что вы все матери, сестры, братья, родные и близкие вместе с нами куете с нами победу – это еще один их трех залогов нашей победы. Конечно, жаль умереть, но и в тоже время хочется умереть, если твоя смерть приблизит час победы, вы, мои родные, будете жить, замечательно, будете о нас петь замечательные песни и будете с гордо поднятой головой и будете говорить, что ваш родной сын, брат, дядя погиб честно в борьбе за родину, за освобождение.

Мои милые, мои дела хороши. Только давно не получал писем от Коли, да и сам давно ему не писал.

Как, милые, Ваши дела?
Как, мамочка, твое здоровье?
Пишите больше и чаще.
Крепко целую, Ваш Жора 

Полевая почта 575 261 Б.А.О Горелов
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-1об. 

Вывод. Читая письмо Ваньки, представляешь себе бедного, никому не нужного мальчика, которого очень жаль. И хотя его научили немного читать, писать и считать, ему забыли объяснить: что нужно сделать для того, чтобы письмо, им написанное, попало в руки его дедушки. Он не написал адрес. Во втором случае друзья дяди Фёдора дописали после него письмо, причём каждый описывал свои ощущения и проблемы, поэтому родители сопоставляя эту информацию со своим сыном, были шокированы происходящим. Третье письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину было обречено на провал, так как по законам того времени девушке нельзя было первой признаваться в любви к мужчине, а тем более такому, как Онегин, мужчине, избалованному женским вниманием. Поэтому позже в саду в своей отповеди он ей скажет:"Я вас люблю любовью брата, а может быть, ещё сильней". (И ещё много чего он сказал при встрече, разбив ей сердце). И четвёртое письмо - письмо с фронта - это эталон мужества и героизма наших освободителей в Великой Отечественной войне. Конвертов для таких писем не было, их достаточно было сложить в треугольники, подписать и отправить. Замечаем, что письма начинаются с обращения, потом ведётся небольшой рассказ о себе, задаются вежливые вопросы о здоровье и жизни адресанта. В конце может стоять дата и подпись.

(Слайды презентации 17)

IX. Составление кластера "Письмо"

Тема: "Алгоритм написания письма".

В центре на листе формата А3 написано слово "Письмо". В группах детям предлагается на узких, заранее разрезанных листах, написать фломастерами отдельные пункты, которые нужно соблюдать при написании письма, и нужно их прикрепить магнитами, как лучики, вокруг слова "Письмо".

1. Обратитесь к тому, кому адресовано данное послание (пишется в центре).

2. Поблагодарите адресанта за ранее полученную корреспонденцию, (если это ответное письмо, с красной строки).

3. Извинитесь за то, что не могли написать раньше (если по каким-то причинам вы задержались с ответом, нужно обозначить причины).

4. Ответьте на все вопросы, заданные адресантом в его письме.

5. Перейдите к интересующей Вас теме, расскажите о том, что Вас волнует.

6. Расскажите о своей жизни, поинтересуйтесь, как обстоят дела у вашего "собеседника".

7. В заключение используйте штампы: "Жду ответа, как соловей лета!), «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку» и т.д. (с красной строки)

8. Подпишите в конце письма («С любовью, Света», «Искренне Ваша, Ольга Иванова», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись.

9. Напишите число, когда было написано письмо.

X. И последнее задание. Как подписать конверт?

- В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

- А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

- В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже - какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
- Адреса на почтовых отправлениях и бланках почтовых переводов, пересылаемых в пределах территории Российской Федерации, оформляются на русском языке. Адреса на почтовых отправлениях и бланках почтовых переводов, пересылаемых в пределах территории республики в составе Российской Федерации, могут оформляться на государственном языке соответствующей республики при условии повторения адресов на русском языке.

- На международных почтовых отправлениях адрес пишется латинскими буквами и арабскими цифрами. Допускается написание адреса на языке страны назначения при условии повторения наименования страны назначения на русском языке.

Задание. На столах у вас лежат конверты: заполните их, потренируйтесь.

Обратите внимание на образец. В качестве адресанта используйте свой адрес, где вы проживаете, а в колонку адресата - внесите данные ваших родных или знакомых.

Итог задания. Заполнение конвертов.

(Слайды презентации 18)

XI. Рефлексия

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

Я

  • УЗНАЛ(А)
  • ЗАПОМНИЛ(А)
  • СДЕЛАЛ(А) ВЫВОД

(Слайд презентации 19)

XIII. Подведение итогов

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

- Главный элемент эпистолярного жанра? (Обращение тому человеку, кому адресовано послание)

- А какие обращения требуются в рамках данного жанра? (Уважаемый, многоуважаемый, дорогой, любимый, милая и т.д.)

- Место жительство, надпись на конверте или посылке, указывающая их место назначения. (Адрес)

- Текст, посылаемый для сообщения чего- либо, кому – либо. (Письмо)

- Учреждение для пересылки писем, периодических изданий, посылок, денег. (Почта)

- Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен. (Марка)

- Специальный пакет из бумаги для вкладывания письма. (Конверт)

(Слайд презентации 20)

Ведущий 1. Если бы человечество вознамерилось сейчас воздвигнуть памятник гениальному изобретателю письма, это оказалось бы фактически невозможным, потому что заслуга эта не принадлежит какому-нибудь отдельному человеку. Всё же можно сказать, что жречество древних высоких культур сыграло важную роль в деле развития и усовершенствования письма и письменных принадлежностей своих народов, а затем и того, что подразумевает под собой простую человеческую переписку. Наш мобильный век заставляет нас жить по-новому. И мало, кто сейчас «в забвеньи шепчет наизусть письмо для милого героя», а ведь именно в устах А.С.Пушкина когда-то прозвучало определение — «почтовая проза». Мы не против развития высоких технологий, но не стоит забывать такой милый жанр, как письмо.

Ведущий 1. Можно предположить, что научные исследования, предметом которых является письмо и письменная речь, будут продолжаться, и ученые достигнут более глубокого понимания в изучении этого вопроса. Живя в настоящем и заглядывая в будущее, мы надеемся, что останутся почтовые ящики, куда можно будет опустить конверт с текстом на листе бумаги. Так пусть же в нашей жизни не перестанут возникать ситуации, когда захочется написать добрые и незатейливые, душевные и сердечные слова именно своей неповторимой рукой:

Как мало всё же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно…
Эдуард Аркадьевич Асадов

(Слайд презентации 21)

XII. Домашнее задание

Творческая работа. Составление собственных писем на определённые темы по вариантам, с заполнением конвертов, с отправлением их по известным адресам. (Можно использовать собственную тему).

1 в. - "Письмо подруге о том, как он (или она) провёл(а) лето",

2 в. - "Письмо внука (или внучки), проживающего в Калининградской области бабушке, которая живёт на Дальнем Востоке",

3 в. - "Письмо президенту Российской Федерации",

4 в. - "Письмо-благодарность с добрыми пожеланиями в адрес учителя",

5 в. - "Письмо потомкам" и 6 в. - "Письмо своим предкам (и историческим личностям в том числе)".

(Слайд презентации 22)

Использование "Памятки по созданию письма".

Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы каждому из вас раздаём памятки, созданные инициативной группой из нашего класса и их родителями, которые, мы надеемся, помогут вам и вашим близким написать письма с добрыми мыслями и наилучшими пожеланиями в адрес ваших родных и знакомых (и не очень знакомых людей).

На следующем уроке. Чтение писем. Лучшие письма будут опубликованы в школьной газете "Пятёрочка".

P.S. Спасибо за внимание! (слайд презентации 23)

Примерный список литературы:

1. Д. И. Фонвизин, "Недоросль".
2. Н. В. Гоголь, "Ревизор".
3. А. С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка", "Барышня-крестьянка".
4. М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".
5. Ф. М. Достоевский "Белые ночи", "Бедные люди".
6. Л. Н. Толстой "Кавказский пленник".
7. А.Гайдар, "Чук и Гек".
8. Эдуард Успенский "Дядя Федор, Пес и Кот".
9. Джессика Брокмоул "Письма с острова Скай".
10. А. Адамович, Д. Гранин "Блокадная книга"
11. Лиля Брик "Пристрастные рассказы".
12. А.П.Чехов "Ванька Жуков".

(Список можно увеличить или уменьшить в зависимости от оставшегося количества времени на уроке и возраста ребят).

Электронные ресурсы:

1. http://www.calend.ru/holidays/0/0/3063/
2. http://www.liveinternet.ru/users/4184717/post156690973/
3. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000146/st010.shtml

слайд презентации 24)