Применение технологии проблемного диалога Л.М.Мельниковой в работе учителя начальных классов

Разделы: Начальная школа


Добрый день, уважаемые коллеги. За долгие годы работы в школе накопила немалый педагогический опыт: это работа как в традиционной системе, так и в системе развивающего обучения. Это и использование современных технологий, таких как: проектная технология, информационно-компьютерная технология, технология сотрудничества.Это и работа в соответствии с требованиями Стандарта.

Время не стоит на месте, меняемся мы, меняются дети, и поэтому передо мной всегда стоит вопрос: «Как сделать так, чтобы на уроке было интересно и мне, и моим ученикам, как открывать знания вместе с учениками, чтобы ученики и я стали единым целым на уроке?».

Но ведь знания открывают ученые?! Как сделать так, чтобы ребенок стал творцом своих знаний, ведь открытие- это всегда творческий процесс?

Ответы на все эти вопросы, я нашла для себя в технологии проблемного диалога, автором которой является Елена Леонидовна Мельникова.

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Какой вид творчества доступен ученику на уроке? Конечно, научный. На любом предмете ребенок может встать в позицию ученого и открывать новые для себя знания. Автор предлагает использовать диалог и выделяет два вида диалога: побуждающий и подводящий.Побуждающий – это извилистая дорога к знаниям, подводящий – это прямая дорога к знаниям. Я выбираю один из них, исходя из темы урока.

Со школьной скамьи мы помним разные случаи: про Ньютона под яблоней, Архимеда в ванне, Менделеева во сне. Эти занимательные истории создают иллюзию, что открытие знаний – одномоментный акт. На самом деле научное творчество – процесс, включающий четыре звена:

Постановка проблемы. На этом этапе происходит столкновение с противоречием, ребенок удивляется и формулирует вопрос, т.е выдвигает гипотезу.

Например: урок математики, тема урока «Умножение двузначного числа на однозначное».

Дети знают таблицу умножения, умеют умножать круглое число на однозначное.

Детям предлагается найти значения выражений: 4* 7, 10* 7, 14* 7.

Уч-ся выполняют задание самостоятельно.

- Сверьте свои результаты в паре. У кого что получилось?

- Коллеги, как вы думаете, какими могут быть ответы детей?

- Как вы думаете, какой следующий вопрос задает учитель?

(Почему не смогли найти результат 14* 7 или получились разные результаты?)

Дети: Мы еще так не умножали, не умеем…

Учитель: Так какую же учебную задачу мы поставим сегодня на уроке?

Таким образом формулируется тема урока, определяются цели урока.

Поиск решения. На этом этапе происходит мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез.

Коллеги, как вы думаете, какой следующий вопрос учителя?

Учитель: Посмотрите еще раз на произведения, что интересного заметили?

4* 7, 10* 7, 14* 7

- Что могут заметить дети? (14=10+4, 7 одинаковый множитель)

Я предлагаю детям поработать в группе и применить имеющиеся знания для нахождения значения выражения 14* 7.

Выражение решения. Как подметил академик Алексей Михайлович Матюшкин, мысль в голове исследователя рождается «голенькой» и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. На этом этапе ребенок учится оформлять свои мысли в устном или письменном выступлении.

Каждая группа отчитывается о результате своей работы, представляется каждая гипотеза, даже ошибочная,выбирается удобный способ вычислений, сравнивается с образцом в учебнике.

Реализации продукта.

Применение полученных знаний на практике.

Вы увидели, что для организации научной творческой работы я, как учитель, пропускаю детей через все эти звенья научного творчества.

Сначала я диалогом помогаю детям поставить проблему, т.е. сформулировать тему урока, тем самым вызываю у детей интерес. Потом опять же диалогом помогаю решить проблему, открыть новое знание. Потом, все, что понял ребенок, оформляется в продукт.

Ученики на уроке занимают позицию активного деятеля, а не созерцателя, у них появились такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям у моих учеников.

И может быть, я надеюсь, маленькое творческое открытие на уроке приведет к великим научным открытиям, и в мире появятся новые Менделеевы, Ломоносовы, Ньютоны, Пушкины…

И на пути к этим великим открытиям уже сделан первый шаг…