Программа по математике с элементами экономики для 10-го класса коррекционной школы

Разделы: Математика, Экономика, Коррекционная педагогика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе составлена эта программа обучения математике с применением экономики.

Эта программа для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе .Основная цель её – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Задачи:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

В программе представлены три раздела: «Экономика как хозяйство», «Человек и экономическая система», «Человек как работник», общий объем курса -68 часов, по 2 часа  в неделю.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

  • отличать экономические термины от неэкономических;
  • объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
  • различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
  • принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
  • решать задачи экономического содержания;
  • различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
  • устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
  • заполнять формы документов на приватизации жилья;
  • заполнять бланк трудового контракта.

ПРОГРАММА

(2 часа в неделю)

ТЕМА: Наука ЭКОНОМИКА. Натуральное и товарное хозяйство.

Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, , натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, товарное хозяйство, обмен, производительность труда.

ТЕМА: Деньги. История развития денег.

Что могут деньги? Для чего они нужны? История денежной единицы Росси. Богатство. Заработная плата. Формы заработной платы. Труд – использование умственных и физических способностей людей. Оплата труда. Товар – материальный предмет, полезный людям. Услуга – нематериальные блага.

ТЕМА: Расходы. Бюджет семьи.

 Бюджет семьи. О месте, где деньги  «растут». Расчет семейного бюджета. Оплата жилищно-коммунальных услуг. Работа с расчетными книжками.

Примерное распределение учебного материала по математике с элементами экономики на год.

Тема урока

Количество часов

I четверть (18 часов)
Наука экономика.  Натуральное и товарное хозяйство

1

Наука «Экономика».

1

2–5

Экономика и математика. Действия с целыми числами.

4

6

Решение задач на движение.

1

7–8

Безграничные потребности. Ограниченные возможности.

2

9–12

Выбор. Цена выбора. Проценты в нашей жизни.

4

13

Натуральное хозяйство. Все действия с целыми числами.

1

14

Товар. Товарное хозяйство. Действия с дробными числами.

1

15

Производительность труда.

1

16

Площадь  фигур.

1

17

Контрольная работа.

1

18

Работа над ошибками.

1

II четверть (14 часов)
Деньги. История развития денег

1–3

Что могут деньги? Для чего они нужны? Решение задач.

3

4

История денежной единицы России.

1

5

Объём, вычисление объёма.

1

6

Решение задач на вычисление объёма.

1

7–8

Богатство. Действия с именованными числами.

2

9–10

Заработная плата. Решение сложных задач.

2

11–12

Нахождение нескольких процентов от числа.

2

13

Контрольная работа.

1

14

Работа над ошибками.

1

III четверть (20 часов)
Деньги. История развития денег.

1–3

Формы заработной платы. Деление на трехзначное число с проверкой

3

4

Нахождение нескольких частей от числа.

1

5

Вычисление площади фигур и помещений.

1

6

Труд – использование умственных и физических способностей людей

1

7–8

Решение задач

2

9–10

Оплата  труда

2

11–12

Совместные действия с целыми числами и десятичными дробями

2

13–14

Товар – материальный предмет, полезный людям. Действия с именованными числами.

2

15

Вычисление периметра.

1

16–17

Услуга – нематериальные блага. Меры стоимости и действия с ними.

2

18

Решение задач на движение.

1

19

Контрольная работа.

1

20

Работа над ошибками.

1

IV четверть (16 часов)
Расходы.  Бюджет семьи.

1–4

Бюджет семьи .Решение задач.

4

5–7

Банки государственные и коммерческие. Нахождение процентов от числа.

3

8–9

Расчет семейного бюджета. Решение задач.

2

10–11

Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками.

2

12–13

Оплата жилищно-коммунальных услуг

2

14

Контрольная работа

1

15

Работа над ошибками

1

16

Обобщающий урок по теме «Человек и экономическая система».

1

Требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны знать:

  • натуральный ряд чисел от 1 до 1000000
  • название и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объёма.
  • Соотношения между единицами стоимости, массы, времени, объёма
  • Понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата», «бюджет» налоги и для чего они нужны.

Обучающиеся должны уметь:

  • Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями.
  • Решать простые задачи на нахождение части от числа и процентов от числа.
  • Решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена – количество – стоимость, площадь прямоугольника и длина его сторон.
  • Вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда.
  • Заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных услуг.

ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. «Школа юного экономиста» М.М.Воронина. - Волгоград: Учитель. 2015 – 312 с.
  2. «Дидактические материалы к занятиям по экономике: занимательные задания,  познавательные истории. М.М.Ворнина – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
  3. Математика, 9 класс. А.Антропов – Москва «Просвещение» 2008г.
  4. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2013. -184 с. – (Коррекционная школа).
    Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2014. -152 с. – (Коррекционная школа).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 71 с.
  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 2012. – 336 с.
  3. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
  4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
  5. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика,2003. – 48 с.
  6. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 35 с.
  7. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 2005. – 447 с.