Работа с родителями одарённых детей. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями


Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чем-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешенных проблем. Встреча с родителями учеников – как раз случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие, поблескивающие в глазах родителей колючими льдинками, как трудно нащупать тему для разговора, в котором каждый захочет высказаться, поделиться чем-то дорогим.

Несмотря на многочисленные исследования в педагогической науке проблемы «учитель–родитель», современные подходы к ее решению требуют поиска новых форм. Объединению усилий учителя и родителей способствуют:

  • создание и организация работы родительского комитета;
  • совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях;
  • организация уборки класса в первом полугодии родителями учеников 1-го класса;
  • привлечение родителей к проведению праздников в классе;
  • совместное выполнение в домашних условиях творческих заданий к конкурсам, олимпиадам и праздникам;
  • выступление родителей на тематических классных часах;
  • организация фотовыставок «Мамочка родная», «Милая бабуля» «Международный женский день», «Армия в истории моей семьи», «Воспоминание о лете»;
  • привлечение родителей к оформлению газет, сообщений, рефератов;
  • участив «дне открытых дверей», проводимых в классе, школе, и посещение уроков и внеклассных мероприятий;
  • «открытые уроки для родителей»
  • участие родителей в жюри различных классных конкурсов;
  • рубрика в классном уголке «Большое спасибо», в котором выражается благодарность всем родителям, помогающим в классу;
  • индивидуальная работа с родителями по выявлению и развитию способностей детей;
  • анкетирование родителей с последующим анализом;
  • посещение семей на дому с целью знакомства с бытовыми условиями;
  • видео- и фотосъемка классных мероприятий.

Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на нее я возлагаю ответственность за воспитание и обучение ребенка и считаю, что семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Исходя из всего вышесказанного при подготовке к родительским собраниям мы придерживаемся следующих правил:

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (не заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся)
  • Тема собрания, наше выступление должно учитывать возрастные особенности детей.
  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, мы стараемся изучить ситуацию в семье. На наш взгляд, это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с классом с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями проводим анкетирование по следующим вопросам:

  1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
  4. Какие традиции и обычаи, по - вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, предлагаем родителям следующие вопросы:

  1. С каким чувством переступает порог нашей школы ваш сын или ваша дочь?
  2. Как чувствует себя ребёнок в ученическом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?
  4. Создает ли школа, по - вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
  5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения характера взаимоотношений учащихся, взаимоотношения в семьях младших школьников используем для следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведёт себя ваш ребенок дома?
  4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
  5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

Для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся используем проективные методики. Эффективность использования методики неоконченных предложений в том, что ее можно использовать как для учащихся, так и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях между ними.

  • школа - для меня – это… (или для моего ребенка)
  • класс, в котором я учусь, — это…
  • учителя для меня – это люди, которые ….
  • мои одноклассники – это…
  • уроки для меня – это…(выполнение домашнего задания)
  • предметы, которые мне нравятся, – это…
  • предметы, которые мне не нравятся, — это…

Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, их нравственных ценностей, используем следующие вопросы учащимся:

  • я радуюсь, когда…(плачу, злюсь)
  • мне нравится, когда…
  • если у меня хорошие новости, то я …(плохие)
  • если у меня что-то не получается, то я…

также для изучения традиций и обычаев семей младших школьников используем следующие вопросы родителям:

  • я радуюсь, когда мой ребенок…(плачу)
  • я огорчаюсь, когда мой ребенок…
  • мне нравится, когда мой ребенок…(не нравится)
  • я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.

На основании анализа полученных результатов проводим индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

Традиционно и ежегодно в начале года проводим собрание, посвященное организации исследования со своим ребенком. При этом знакомим родителей с теорией: что же такое ученическое исследование, его видами, формами, тематикой. Объясняем все это наглядно при помощи презентации на интерактивной доске. Представляем их вниманию исследования и проекты своих бывших учеников, выполненные ими презентации (лучше один раз увидеть). Открываем перед родителями перспективу исследовательской деятельности для младших школьников:

  • возможность показать свои возможности; расширить кругозор;
  • приобрести навыки научного выступления перед большой аудиторией;
  • научиться находить ответы на поставленные вопросы;
  • опубликовать свой первый научный труд в детских журналах, научных сборниках, на сайте в сети интернет и получить Сертификат, подтверждающий факт публикации и Благодарственное письмо. И, главное, это возможность стать победителем конкурса юных исследователей.

Таким образом, процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Считаем, что разнообразные шаги, поиска контакта с родителями. практикуемые в нашем классе, станут попыткой не утратить родителям классу интерес к воспитанию своего ребенка при переходе учащегося в среднее звено, а наоборот расширят педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой. Считаем, что только в совместной работе педагога с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.