Ситуация успеха на уроках математики для детей с нарушениями слуха

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (384,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Изучение математики в V–X классах школ для детей с нарушениями слуха предполагает наличие у учащихся достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности. Предъявляя серьезные требования к мыслительной деятельности неслышащих и слабослышащих детей, обучение математике в то же время способствует её совершенствованию. Математические знания оказывают большое влияние на развитие операций и приёмов умственной деятельности, с помощью которых они усваиваются. Чтобы уроки математики могли вооружить учащихся системой знаний и оказать заметное влияние на совершенствование их познавательной деятельности, они должны быть направлены на преобразование этой деятельности.

Я работаю в школе – интернате для детей с нарушениями слуха. Различное нарушение слуха влечёт за собой задержку психического развития. Наша школа работает по программе общеобразовательной школы, но с учётом коррекции. И я свою работу строю с учётом психофизических и индивидуальных особенностей каждого ученика, с вниманием к его внутреннему миру, уровню интеллектуального и речевого развития. У многих слабослышащих и неслышащих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспеваемостью в обучении. Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Я считаю, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому школьнику успешное обучение на уроке. Оно создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Моя задача, как учителя математики, состоит в том, чтобы дать каждому неслышащему и слабослышащему ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Для организации ситуации успеха на уроке я использую различные приемы и методы и расскажу о некоторых из них.

Создание благоприятной психологической атмосферы во время работы на уроке. Это:

  • Спокойный доброжелательный тон учителя.
  • Доброжелательные взаимоотношения между учителем и учеником. Никогда не называть ученика по фамилии и употреблять её только в случае, если есть необходимость проявить строгость и показать недовольство совершенным проступком.
  • Поддержать неуверенного ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «Хорошо», «Очень хорошо» и «Молодец», «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!», «Уже намного лучше! Старайся и дальше!» и т.д.
  • Задания подбирать, дифференцируя по степени сложности, что позволяет включать в работу каждого ученика на уроке.
  • Разработать систему дифференцированного опроса (задания различные по степени сложности, слабым можно дать задания типа «сделай по образцу», «восстанови запись»).
  • Создание на уроке микроклимата сотрудничества и взаимопомощи. Например, через проведение обучающей самостоятельной работы в парах или группах; при выполнении индивидуального задания воспользоваться помощью более успешного ученика.
  • Разноуровневое домашнее задание, чтобы каждый мог сам выбрать свой уровень заданий и выполнить его.

Организацию ситуаций успеха можно осуществлять через использование эффектов на уроке, развивающих интерес к учебе:

  • эффект новизны;
  • эффект разнообразия;
  • эффект занимательности;
  • эффект увлекательности форм и метода изложения;
  • эффект образности;
  • эффект игры;
  • эффект удивления школьника;
  • эффект поиска.

Методов и приемов для создания названных эффектов много и у каждого педагога они свои. Вот некоторые из них:

Использование различных «изюминок», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить урок.

Разминка (2 слайд) 

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, чётко и конкретно мыслить. Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения.

  • Назовите наименьшее натуральное число. (1)
  • Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка? (нет)
  • Если температура воздуха была  - 80С, а потом потеплело на 60С, положительной ли стала температура? (нет)
  • Сколько человек в трёх квартетах? (12)
  • Чему равна сумма чисел, на которые показывают стрелки механических часов в 9 утра? (21)
  • Сколько ног, хвостов и рогов у трёх коров? (21)

А этот приём я использую  перед объяснением новой темы. Не я называю тему, а ученики.

- Разгадав математическую шараду, вы узнаете тему нашего урока. (3 слайд) 

Первую находим – вычисляем,
Много формул для неё мы знаем.
На второй же – митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады. (Тема “Площадь”)

- Решив кроссворд, вы узнаете тему нашего урока. (4 слайд)

По горизонтали:

  1. Сумма длин сторон геометрической фигуры. (Периметр)
  2. Инструмент для измерения длины отрезка. (Линейка)
  3. Правило, записанное с помощью букв. (Формула)
  4. Пройденный путь. (Расстояние)
  5. Арифметическое действие. (Деление)

- Догадайтесь, какое слово можно прочитать по вертикали? (Площадь)

Математический диктант (5 слайд)

При использовании этого приёма дети вспоминают  понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие, и если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны – знак «–».

  • Чтобы найти расстояние, надо скорость разделить на время. (-)
  • Скорость показывает, какое расстояние проходит объект за единицу времени. (+)
  • Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. (+)
  • Километры в час, метры в минуту, метры в секунду – это единицы измерения расстояния. (-)
  • Пешеход может двигаться со скоростью 60 км/ч. (-)
  • Время движения объекта можно выразить в часах, минутах, секундах. (+)

Задания со сменой установки

Этот приём работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание.

Суть приёма в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убираю, а дети должны постараться ответить на вопросы (отвечают хором) или письменно в тетрадях. (6 слайд)

43, 0, 55, 148, 1812

  • Сколько всего чисел? (5) (7 слайд)
  • На каком месте стоит число, которое не является натуральным? (на втором)
  • Какое число стоит после нуля?  (55)
  • На каком месте стоит трёхзначное число? (на четвёртом)
  • Назовите первое число. (43)

Развитие смысловой памяти. (8 слайд)

Я сначала читаю пары слов, а затем – только первое слово каждой пары. Учащиеся должны воспроизвести второе слово каждой пары.

Равные – доли,
Обыкновенные – дроби,
Числитель – знаменатель,
Неправильная – дробь,
Смешанное – число,
Окружность – круг,
Радиус – диаметр.

Задания на проверку внимания (9 слайд)

Эксперимент заключается в том, что дана установка: «Назвать сумму чисел», а вопросы будут иметь другое содержание.

- Внимательно посмотрите на плакат. Вам дается одна секунда, после чего плакат будет убран, а вы должны сложить три числа, которые были на нём и назвать сумму этих чисел.

Вопросы задаю другие: «Какое число записано внутри квадрата, треугольника, круга?»

Задания на развитие логического мышления, отгадывание ребусов и анаграмм (10 слайд)

Пассажир на такси ехал в село. По дороге он встретил 6 грузовиков и 2 легковых автомобиля. Сколько всего машин ехали в село? (1 машина)

Горело 7 свечей. 2 свечки потушили. Сколько осталось свечей? (2)

(11 слайд) Анаграммы: ДВАКАТР, ПЕТРИМЕР, ТРОЗЕКО.

(12, 13 слайд) Ребусы:

Также методы и приёмы:

Организация поисковой деятельности, создание проблемных ситуаций, лабораторное исследование, практическая работа, эксперимент.

Например,

Практическая работа в 10 классе при изучении темы по геометрии.

«Длина окружности». Учащимся предлагается выполнить измерения длины двух окружностей, их диаметров и найти отношение длины к диаметру окружности. Затем сделать вывод, что это отношение не зависит от длины окружности и её диаметра. Таким образом, получается формула длины окружности С = d.

В 5 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» записываются два столбика примеров на сложение и вычитание с ответами. Учащиеся анализируют полученные ответы и формулируют правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

  • Использование игровых методик. Проведение итоговых занятий в форме игры.
  • При изучении нового материала показать связь с другими предметами.
  • Содержание материала для устных упражнений должно быть рассчитано на учащихся разных категорий. Я сама определяю, кому какое задание в устном счете дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил.
  • Опрос учащихся на уроках разного типа необходимо строить по-разному.

На уроке изучения нового материала, после объяснения опрашиваются все обучающиеся по цепочке, где выясняется, что понято, что нет, и составляется программа дальнейшей работы с учётом того, что на уроке удалось, а что нет.

При закреплении нового материала - у доски первыми отвечают сильные ученики, которые четко знают материал, умеют правильно и быстро решать, грамотно говорить, тем самым для слабоуспевающих обучающихся появляется возможность через объяснение товарища ещё раз прослушать материал.

  • Использование дополнительного материала на уроке так же создаёт ситуацию успеха на уроке. Это исторические справки, кроссворды, и др.
  • Использование наглядных средств позволяет активизировать как зрительную, так и слуховую память.
  • Применение различных методов контроля: само- и взаимоконтроль, тестирование, диагностика по качеству полученных знаний, система оценки «Оцени себя сам!»: рефлексия деятельности «Лесенка успеха». (14 слайд) Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (15 слайд) Данный вид рефлексии помогает оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.

Ситуация успеха не может возникнуть на пустом месте. Её надо долго и терпеливо готовить, показывая школьнику связь между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось. Школьнику следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума, используя внушение, поддержку, установку на завтрашнюю радость. Он должен быть убеждён, что малейшим успехам он обязан, прежде всего, самому себе.

Настоящий учитель, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ученику «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость. (16 слайд)