Дифференцированный подход в формировании познавательной деятельности на уроках истории

Разделы: Общепедагогические технологии


На современном этапе развития школы большое значение уделяется поиску и углублению новых форм работы с учащимися. В наше время одной из главных задач, которые стоят перед учителем, является задача не просто дать знания ученику, но и сформировать его как личность, развить его творческие способности.

Одной из актуальных и наиболее значимых задач современной школы по повышению качества обучения является развитие у учащихся стремления самостоятельной деятельности, творческой активности умения ставить и решать проблемы. Эта сложная многоплановая проблема решается мною в различных направлениях: изменение содержания обучения, внедрение в учебный процесс новых методов обучения, а также использование в обучении специальных принципов и приёмов развития познавательной активности развития мышления, организация работы малыми группами.

Применение дифференцированного подхода даёт возможность опираться на актуальный уровень развития и знаний учащихся, обнаруживать зону ближайшего развития учащихся, постепенно переводить каждого к более совершенному методу овладения знаниями и способами их приобретения, побуждать у школьников устойчивую потребность активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач.

Для ученика цели обучения трасформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности ученика является его внутренние побуждения, которые являются результатам связей и отношений школьника с предметной средой, возникающей в результате его деятельности.

Основным мотивом познавательной деятельности является познавательный интерес. На своих уроках я стараюсь поддерживать условия, способствующие укреплению познавательного интереса, максимально опираясь на активную мыслительную деятельность учащихся, создавая ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, ситуации противоречивости суждений, столкновение различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

 На уроках поддерживается определённая атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Помогает в этом, например, художественность в преподавании истории /художественность – способность к эстетическому воздействию (на читателя, слушателя, зрителя). Рассказываю о семи жёнах Ивана Грозного. Только их перечисление вызывает интерес. Не препятствуя оживлению аудитории, показываю на карте, из каких мест прибывали будущие царицы. , к какому роду-племени принадлежали, почему выходили замуж за столь жестокого царя. Рассказываю о судьбе каждой из жён. Эта информация также вызывает оживление и интерес. Ставлю вопрос: «Любопытно, как Иван Грозный смог жениться семь раз, ведь он был православным христианином, а Церковь в то времени при каких обстоятельствах не позволяла своей пастве более трёх браков?». Так, разговор о жёнах царя, вызвавший вначале простое оживление, выводится на морально – нравственную и религиозную почву. Учащиеся узнают, что большинство браков царь совершал через молитву, а на венчание, что Церковь не была одинаково беспристрастной ко всем верующим – от крестьянина до царя.

Далее сообщаю о том, что Иван Грозный, будучи в возрасте 50 лет, решил жениться в восьмой раз, да не на ком – нибудь, а на английской принцессе. Оживление в классе использую для обсуждения одной из главных проблем царствования Ивана – внешней политике России. Перед классом ставлю вопросы: «Почему царь России потянулся к Англии? Не из –за любви же к принцессе, которую никогда не видел? Или русские красавицы ему надоели?» Общими усилиями выясняем, что женитьба царя являлась дипломатической хитростью. Проиграв Ливонскую войну, царь увидел именно в Англии единственного вероятного союзника для укрепления своих пошатнувшихся позиций на Западе и взятие реванша за поражение. В основе решения этого вопроса он и видел брак с юной принцессой.

Так художественно изложенный факт о семи жёнах Ивана Грозного и его попытке жениться в восьмой раз был выведен на уровень обсуждения государственных и религиозных проблем

При этом встаёт необходимость выделения источников стимуляции познавательных интересов школьников. Это – содержание учебного материала, которое несёт учащимся новую, известную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир истории, и как мало он ещё открыт ему, ученику, и как заманчиво и увлекательно познавать «это» новое на каждом этапе обучения.

Кроме содержания источником стимуляции является формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе. На уроках и во внеурочное время предлагаю различные самостоятельные работы, вызывающие многообразие познавательных и практических действий у учащихся. Это возможность «нарисовать ответ», подготовить сообщение, создать ответ с помощью карты, исследование парадоксов, кторое направляет мысль учащихся на глубинное изучение процессов, происходивших и происходящих в российском обществе.

Ученик, выполняя самостоятельную работу, активно оперирует приобретёнными знаниями, умениями, навыками, совершает ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель.

В качестве основного пути осуществления дифференцированного обучения использую формирование групп, деление которых осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки. Знание уровня сформированности у школьников умений и навыков помогает в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Содержание контроля и оценки отражают принятый уровневый уровень. Контроль предусматривает проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.