Педагогический проект «В нашей школе есть условие: долой из речи сквернословие!»

Разделы: Социальная педагогика


Участники проекта:
Совет профилактики школы, педагоги,
учащиеся школы  (возраст 7-17 лет), их родители.

Руководитель проекта:
социальный педагог Н.П.Березина

Тип проекта

практико-ориентированный

Участники проекта

Совет  профилактики школы, педагоги, учащиеся школы  (возраст 7-17 лет), их родители.

Цель проекта

Создание в школьной среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия.

Задачи проекта

  • создать условия для осознания подростками приоритетов здорового образа жизни, понимания значения добрых слов для внутреннего комфорта и здоровья человека в целом;
  • способствовать формированию негативного отношения к вредным привычкам вообще и, в частности, к сквернословию, посредством проводимых мероприятий, акций;
  • содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развитию ответственного отношения к стилю своего речевого общения с окружающими;
  • посредством активного участия детей, педагогов и родителей в мероприятиях, помочь погрузиться в обсуждаемую проблему, что будет способствовать развитию коммуникативной культуры в школьной среде;
  • содействовать формированию у детей видения педагога – носителя культуры речи как позитивного образа, влияющего на развитие   будущего ребенка в целом.

Краткое описание проекта

Сроки реализации проекта

март 2019 – май 2019

Ожидаемые результаты

Критерии оценки эффективности

  • искоренение случаев оскорбительного поведения и высказываний учеников, жестокого речевого обращения в семьях, детей и подростков друг к другу; 
  • положительные изменения в речевой культуре учащихся;
  • готовность учащихся принимать активное участие в социально полезной деятельности, работать в команде, продуктивно, в сотрудничестве со взрослыми;
  • готовность родителей учащихся к сотрудничеству в решении данной проблемы
  • рост общего уровня воспитанности учащихся (статистические данные диагностики в виде анкет, опросников, карт наблюдений);
  • удовлетворенность участников проекта своей деятельностью по реализации проектных идей.

Обоснование актуальности проекта

Актуальность данного проекта определяется фактором существования проблемы, отрицательно влияющей на воспитание и развитие школьников.

  • за 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны;
  • увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации;
  • по показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин;
  • 54% молодёжи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу.

На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы. Сквернословие охватило почти все возрасты, все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного человека. Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз, острот и юмора популярных артистов, а в некоторых профессиях стали рабочей терминологией. Сегодня матом разговаривают школьники, студенты, мужчины и женщины, старики. Нецензурные слова доносятся с экранов телевизоров. Сквернословие стало одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.ъ

Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые  матершинники  живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в клетках осквернителей речи очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Учёными сделан вывод, что мат:

  • опасен для здоровья;
  • способствует снижению интеллекта;
  • провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности;
  • калечит людские судьбы, обворовывает духовно;
  • унижает и оскорбляет, прежде всего, того, кто ругается матом;
  • приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Особенно важно это для формирующейся личности. Педагоги должны помочь детям осознать, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих. Дети должны прийти к пониманию того, что разговорная речь богата добрыми словами, которыми нужно чаще пользоваться в жизни, что от этого жизнь самого ребенка станет ярче и лучше, добрее, что это позволит выстраивать добрые отношения со сверстниками и с взрослыми. Актуальность данного проекта также в том, что он способствует:

  • формированию образа жизни, достойного человека;
  • формированию жизненной позиции подростка;
  • формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, уважительного отношения к окружающим.

Ресурсы

 

 

наличие

Материальный

Компьютер, мультимедиапроектор, сканнер, принтер, ксерокс, бумага для принтера, канцелярские принадлежности, ватман, краски.

Имеется

Кадровый

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог

Имеется, согласно штатного расписания.
Все педагоги имеют специальную подготовку, обладают умением использовать интернет-ресурс, имеют навык в использовании ИКТ.

Методические

Разработки, сценарии, таблицы, интернет-ресурс

Имеется, будет дополняться в ходе реализации проекта

Цель проекта: создание в школьной среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия.

Задачи:

  • информировать детей и подростков о последствиях употребления нецензурных слов об их разрушающем воздействии на здоровье человека;
  • способствовать развитию ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья, формированию негативного отношения к вредным привычкам вообще и, в частности, к сквернословию;
  • создание условий, способствующих развитию ответственного отношения учащихся к стилю своего речевого общения с окружающими, для формирования коммуникативных компетентностей посредством освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, поисковой деятельности;
  • содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, посредством активного участия детей, педагогов и родителей в мероприятиях, помочь погрузиться в обсуждаемую проблему, что будет способствовать развитию коммуникативной культуры не только в школьной среде, но и в быту;
  •  формировать у детей видение учителя как одного из носителей культуры речи и позитивного образа, влияющего на развитие будущего ребенка в целом.

Ожидаемые результаты

  • привлечение внимания школьной общественности к проблемам современного русского языка, и, в частности, к сквернословию и причинам его возникновения;
  • осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме;
  • развитие гражданской ответственности и активности участников данного проекта: родителей, сотрудников, педагогов в решении проблемы сквернословия в школе;
  • повышение уровня речевой культуры учащихся посредством сведения до минимума случаев сквернословия на территории школы и города.

Критерии оценки эффективности:

  • искоренение случаев оскорбительного поведения и высказываний учеников, жестокого обращения в семьях, детей и подростков друг к другу; 
  • положительные изменения в речевой культуре учащихся;
  • готовность учащихся принимать активное участие в социально полезной деятельности, работать в команде, продуктивно, в сотрудничестве со взрослыми;
  • готовность родителей учащихся к сотрудничеству в решении данной проблемы
  • рост общего уровня воспитанности учащихся (статистические данные диагностики в виде анкет, опросников, карт наблюдений);
  • удовлетворенность участников проекта своей деятельностью по реализации проектных идей.

Формирование общественного мнения

Результаты оценки проекта будут представлены: на заседании школьной службы ППМС сопровождения, методическом совете школы.

Будет проведено анкетирование и интервьюирование лиц, участвовавших в проекте для того, чтобы выяснить перспективы продолжения работы в данном направлении, результаты анкетирования и интервьюирования будут отражены на школьном стенде. Результаты работы в виде альбома, презентаций, сборника сценариев и разработок, материалы родительского собрания пополнят методическую копилку школы, анализ проведенной работы и результаты будут представлены на сайте школы.

Сроки реализации проекта: декабрь–февраль.

Этапы планирования и реализации проекта

Этапы

 

Сроки

Ожидаемый результат

Определение цели и задач проекта.

Определение содержания социального проекта

Изучение общественного мнения, проведение анкетирования «Ваше отношение к сквернословию»;

Родительское собрание «Мат – не наш формат»

Декабрь - январь

Привлечение внимания педагогов, родителей к проблеме сквернословия, вооружение педагогов и родителей специальными знаниями, создание системы координации усилий участников проекта.

интервьюирование педагогов и учащихся;

оформление стенда мотиваторами – стикерами с наиболее интересными высказываниями;

разработка и проведение занятий в разных возрастных группах;

совместное детско-родительское занятие «Бригантина»

разработка Положения о конкурсе листовок, памяток, уголков, пословиц и поговорок о речи, об языке, коллажей, плакатов;

выпуск «Памятки добрых слов» и листовок-обращений «О вреде сквернословия», коллажей, плакатов;

проведение конкурса;

оформление «Аллеи добрых слов»;

общешкольное мероприятие «Сила слова»;

оформление папки - сборника разработок и сценариев мероприятий по профилактике сквернословия.

Январь - февраль

Создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов по работе в рамках проекта Активизация внимания учащихся к проблеме сквернословия, осознание свободы выбора в формировании своего будущего, более ценностное отношение к собственному здоровью, понимание того, что сквернословие - негативное явление, разрушительно действующее на личность человека.

Предоставление отчета на заседании службы ППМС сопровождения, методическом совете школы;

март

Обобщённые результаты реализации проекта.

Памятка по сквернословию

Анкета