Занятие на тему «Я в мире, мир во мне. Толерантность – путь к Миру»

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8


Цель: знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением, актуальностью формирования отношения к миру.

Задачи:

Образовательные:

  • помочь обучающимся понять, почему так важно уважать окружающих;
  • объяснить обучающимся, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающие:

  • развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;
  • развивать умения формировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям, одноклассникам;
  • воспитывать желание и умение прощать.

Оборудование: мяч, жетоны – сердечки, раздаточный материал (карточка - земля), карточки разного цвета с заданием, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент

Слайд 1

Воспитатель. Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

2. Введение в тему

Слайды 2-3

Обучающиеся просматривают видеоролик с изображением разных людей. Демонстрация идёт на фоне музыки.

Воспитатель. Что вы видите на слайде? Почему все люди разные? Что общего у них? Чем все люди похожи, а чем отличаются? (Высказывания детей)

- Легко ли жить в мире разных людей?

Воспитатель. Люди на свет рождаются разными: (Слайд 4)

Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на занятие?

Воспитатель. Тема нашего занятия: «Я в мире, мир во мне. Толерантность – путь к Миру». (Слайд 5)

На занятие мы продолжим говорить о таком необходимом человеческом качестве, как толерантность. О том, какими качествами должен обладать настоящий друг, как избежать конфликтной ситуации, как строить отношения со сверстниками.

Пожалуйста, будьте активны, если есть, что сказать, говорите, ваша активность будем оценивать жетонами-сердечками.

3. Основная часть

А) Упражнение «Смысловая разминка» (Слайд 6) (Земля с руками)

Воспитатель. Предлагаю вам провести словарную разминку. Для этого вам предстоит вспомнить, антонимы – это противоположные слова. Я буду называть качества личности, а вы противоположное этому качеству.

  • Добрый – злой
  • Вежливый - грубый
  • Щедрый – скупой
  • Отзывчивый – равнодушный
  • Бескорыстный – расчётливый
  • Милосердный – беспощадный

Получение жетонов-сердечек за правильные ответы.

Воспитатель. Продолжим занятие китайской притчей.

Притча называется «Ладная семья». (Слайд 7)

Б) КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика.

Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?» «Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: «И мира тоже».

Обсуждение. Какие три слова стали законом в семье, где царил мир и согласие? (Любовь, прощение, терпение) (Слайд 8)

Какие ещё личностные, положительные качества вы знаете? (Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение...)

Получение жетонов - сердечек за правильные ответы.

Воспитатель. Всё то, о чём вы сейчас говорили, предлагали, можно назвать одним словом – «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

Слайд 9

Знакомство с новым понятием

Воспитатель читает, что означает слово толерантность.

Толерантность. (лат. tolerantia терпение) - терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению, чувствам, идеям и ценностям. (Слайд 10)

Воспитатель. Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Раньше этого слова не существовало, а было слово милосердие. Люди милость проявляли по отношению друг к другу.

В) Упражнение «Найди общее» (Слайд 11) (Дети разных стран)

Воспитатель. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по разному. Вы дома подготовили значение толерантность на разных языках. Предлагаю прочитать определение толерантности разных народов мира.

1 обуч. На испанском, толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения.

2 обуч. На английском, толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным.

3 обуч. На китайском, толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

4 обуч. На французском, толерантность – уважение свободы другого, его образа мысли»

5 обуч. На арабском, толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение».

6 обуч. На персидском, толерантность - «готовность к примирению».

Обсуждение.

Воспитатель. Молодцы, ответьте на вопрос: «Что общего в этих определениях»? (Умение жить в мире и согласии со всем миром)

Получение жетонов за правильные ответы.

Воспитатель. В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему? (Происходит активный рост агрессивности, конфликтив, преступности).

Что значит быть толерантным? Постараемся сегодня ответить на этот вопрос.

Г) Упражнение «Найди соответствия» (Слайд 12)

Воспитатель. На слайде записаны высказывания. Я буду читать их, а вы подумайте и соотнести высказывание с соответствующей заповедью которые лежат у вас на столах. Если догадаетесь, то поднимите карточку с этой заповедью.

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (Возлюби ближнего своего)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (Золотое правило).

Воспитатель. Какое это правило?

  • «Ничто притворное не может быть продолжительным». (Не лги)
  • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (Почитай отца своего и мать свою)
  • «Воровство порождает лень и жадность». (Не кради)

Обсуждение.

Воспитатель. Итак, быть толерантным, значит... (уважать другого, любить ближнего своего, не злиться, быть добрым, терпимым, сострадать)

Получение жетонов за правильные ответы.

Воспитатель. Толерантность я изобразила в виде солнышка. Почему? (Слайд 13)

(Как солнце согревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь)

Солнышко – толерантность.

Лучики - прощение, сострадание, уважение прав других, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, дружба, гармония в многообразии, мир и согласие, милосердие.

ФИЗМИНУТКА

Упражнение «Я хороший - ты хороший» (Слайд 14)
Обучающиеся стоят или сидят в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет своё положительное качество. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека. Мяч должен быть у всех.

Д) Упражнение «Качества толерантной личности» (Слайд 15)

Воспитатель. Продолжаем наше занятие. Сейчас мы вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность и отметьте их ручкой, кружком. А что, по вашему мнению, не относится к ней, зачеркните.

Набор качеств.

  • Терпимость.
  • Бессердечность.
  • Конфликт.
  • Сострадание.
  • Прощение.
  • Вспыльчивость.
  • Милосердие.
  • Злорадство.
  • Ложь.
  • Сотрудничество.
  • Уважение прав других.
  • Раздражение.
  • Принятие другого таким, каким он есть.
  • Зависть.

Обсуждение

Воспитатель. Итак, толерантная личность обладает следующими качествами....

Обучающиеся называют качества, которые они отметили кружком.

Получение жетонов за правильные ответы.

Е) Упражнение «Решение проблемных ситуаций». (Слайд 16)

Воспитатель. Класс - это наша семья, наш маленький мир и каждый из вас частичка этого мира. У каждого свой внутренний мир. Как же постараться сделать так, чтобы в этом мире было каждому уютно, тепло, комфортно, интересно?

Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Мы можем ли спокойно выслушивать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Из-за чего возникают конфликты со своими друзьями, одноклассниками. Предлагаю рассмотреть ситуации. Подумайте и скажите, как можно решить конфликт, мирным путём?

Ситуация 1. Вы играете в игру на телефоне, а кто-то подходит и забирает гаджет, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

Обсуждение

Как поступите в этой ситуации? Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации? Как можно избежать драки?

Обучающиеся. Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение дотех пор, пока оба не успокоятся.

Ситуация 2. На перемене при игре тебя кто- то толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

Ситуация 3. Ребята в классе показали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Ваши действия?

Ситуация 4. Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

Обсуждение.

Воспитатель. Как вы поступите в этой ситуации?

Получение жетонов за правильные ответы.

Вывод.

Воспитатель. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Воспитатель. А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации. (Слайд 17)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

  • Сохраняйте спокойствие, когда сердитесь.
  • Владейте собой, имейте выдержку и хладнокровие.
  • Имейте терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясните свою точку зрения.
  • Подумайте, из-за чего возник спор.

4. Обобщающая беседа

Воспитатель. Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас? Что вы чувствовали в тот момент? А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо? Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка не лучший способ решение проблем.

Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова.

5. Подведение итогов

Воспитатель. Что такое толерантность в вашем понимании? (Слайд 18)

Обучающиеся. Это такие качества как доброта, отзывчивость и т.д.

Воспитатель. Какое наставление вам помогает жить в мире?

Обучающиеся. Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

Воспитатель. Можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

Обучающиеся. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. (Слайд 19)

Воспитатель. Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?

Обучающиеся. Знания и соблюдение заповедей.

Воспитатель. Важно ли быть толерантным человеком? Почему?

6. Рефлексия

Слайд 20

Воспитатель. Посмотрим, сколько вы заработали жетонов – сердечек на занятие. Молодцы, все активно участвовали в нашей беседе.

Ребята, у вас на столах приготовлены карточки с изображением земли. Земля – это мир, который нас окружает, а маленькие сердца, которые мы сегодня получили – это наши знания о толерантных качествах. Предлагаю украсить мир нашими сердцами. (Обучающиеся приклеивают сердца на рисунок - Земля)

Воспитатель. Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор поможет каждому из вас взглянуть по-другому на своих друзей, на родных, на самого себя. И тогда ты увидишь, что вокруг тебя - МИР, в котором ты живешь сейчас и в котором тебе предётся жить дальше, МИР, которому нужны твое внимание, твое сострадание, твоя защита.

Мне сегодня было очень приятно работать с вами. Спасибо всем за работу.

До свидания! (Слайд 21)

В заключение звучит для вас и гостей песня «Мир, который нужен мне».

(Просмотр видеоролика «Мир, который нужен мне»)

Литература

  1. Источник: http://www.pravmir.ru/pritcha-o-gvozdyax
  2. Видеоролик «Мир который нужен мне» https://youtu.be/gNRCyF4a3-g