Интегрированное занятие «Вода – тайна жизни»

Разделы: Внеклассная работа, Экология, МХК и ИЗО, Логопедия, Дополнительное образование


Программное содержание:

  • расширение представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости о воде;
  • организация учебного процесса обучающихся творческих объединений через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие основным требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся;
  • развитие устных речевых умений учащихся.

Опорные знания:

  • знания свойств воды;
  • сообщения по теме;
  • пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: 

  • презентация обучающегося ТО «Юный эколог» Чорба Виктории «Кисельные берега реки Кундрючьей»;
  • выставка рисунков обучающихся творческого объединения ИЗО ДПИ по заданной теме.

Рисунок 1

Ход занятия

I. Организационный момент.

П: Вот что сказано в древнекитайском трактате "Гуань-цзы" (VII в. до н.э.)

  • Вода содержит в себе все тайны жизни; (слайд 3)
  • Вода мягкая и податливая;
  • Она сможет смыть с человека грязь – в этом проявляется её гуманность; (слайд 4)
  • Когда сосуд будет уже наполнен, нельзя будет добавлять – в этом проявляется её справедливость; (слайд 5)
  • Люди стремятся к возвышению, только вода устремляется вниз. В этом проявляется ее скромность; (слайд 6)
  • Вода постоянно течёт, останавливаясь лишь там, где достигнута ровная поверхность;
  • В этом проявляется её честность; (слайд 7)
  • На вид глубокие воды кажутся тёмными, на деле – они прозрачны. В этом проявляется её совершенство; (слайд 8)
  • Вода принимает форму любого сосуда. В этом проявляется судьба всех вещей. (слайд 9)

П: - О чём говориться в трактате?

О: - О воде, её свойствах и качествах.

П: - Скажите, без чего не было бы жизни на Земле?

О: - Без солнца, воздуха и воды.

П: - А кто мне подскажет, в каких трёх состояниях бывает вода и как это можно увидеть?

О: - Вода бывает жидкая, твёрдая и газообразная. Один из ярких примеров, где присутствуют все три вида агрегатных состояний воды, это круговорот воды в природе.

П: - Молодцы, правильно. Алёна, не хотела бы ты своими руками сделать тучу по предложенному алгоритму действий?

О: - Конечно, я готова.

Опыт № 1. Облако (демонстрационный опыт)

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку <Рисунок 2>.

Рисунок 2

П: - Что вы наблюдаете?

О: - Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

О: - Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

П: - А откуда же берется дождь?

О: - Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

П: - Вода в виде дождя выпала на землю, что дальше?

О: - У капли несколько основных путей: 1) она попадает в почву и питает растения, 2) капля попадает в горизонты межпластовых вод, 3) попадает в реки и ручьи.

П: - Давайте мы с вами вернёмся к пункту назначения капли, который вы указали первым. И узнаем, как вода поднимается по корням и стеблям растений вверх. Для этого мы сделаем следующий опыт.

Опыт № 2. Восхождение

(работа в малых группах <Рисунок 3>)

Рисунок 3

П: - Возьмите стакан, налейте в него воду и при помощи кисточки и акварели окрасьте воду в любой цвет. А теперь опустите в него бумажное полотенце так, что бы один его край был на дне стакана, а второй, на парте. Что вы наблюдаете?

О: - Цветная вода поднимается вверх и окрашивает бумажное полотенце.

- Мало того, на стенках стакана мы наблюдаем пузырьки воздуха, следовательно, в воде содержится воздух.

П: - Очень рада, что у вас получился опыт и вы наглядно увидели движение воды вверх. Хочу вам предложить посмотреть отрывок из документального фильма «Тайна живой воды» 2006г kino-filmi.net 747-voda-velikaya-tayna-vody… (3мин 50с – 3мин 59с) просмотр видео отрывка.

О: - Какое красивое проявление воды в атмосфере, сказочное.

П: - Пришло время обратиться к той капле, которая попадает в подземные воды и реки.

П: - Скажите, пожалуйста, где люди в основном берут питьевую воду?

О: - Вода бывает водопроводная, она из водохранилищ, колодезная вода собирается в водоносных слоях почвы и можно купить бутылированную.

П: - Скажите, пожалуйста, а какая проблема с водой у нас в регионе?

О:- Загрязнение реки канализационными водами. Зимой я сделала о загрязнении нашей родной реки Кундрючьей презентацию и предлагаю вам её посмотреть (просмотр презентации обучающейся «Кисельные берега реки Кундрючьей» <Рисунок 4> ).

Рисунок 4

П: - Ребята, решается ли эта экологическая проблема в нашем городе?

О: - К сожалению, нет.

П: - А что же ещё не так с водой в нашем регионе?

Обучающиеся:- Вода жёсткая, в ней присутствуют соли кальция и магния.

П: - Хорошо, правильно, а как проявляется жёсткость воды?

О: - Жёсткая вода при умывании сушит кожу, в ней плохо образуется пена при использовании мыла. Использование жёсткой воды вызывает появление накипи на стенках чайника, котлов, в трубах и т. п. Потребление жёсткой или мягкой воды обычно не является опасным для здоровья, есть данные о том, что высокая жёсткость способствует образованию мочевых камней. Вкус природной питьевой воды, например, воды родников, обусловлен именно присутствием солей жёсткости.

П: - Как с вами интересно. Хотите мы с вами посмотрим, насколько жёсткая вода в водопроводной сети нашего города?

О: - Мы знаем, нужно довести до кипения воду и дать ей покипеть. На дне образуется осадок.

П: - Правильно, есть такой способ. Я хочу предложить вам другой способ. Будем делать опыт?

О: - Конечно! Что мы должны делать?

Опыт № 3. Выявление жёсткости

(индивидуальная работа <Рисунок 5>)

а) В сосуд наливаем 3-4 мл жёсткой воды. Затем готовим 1 мл раствора мыла. Приливаем мыло порциями в опытные сосуды, встряхиваем до образования пены.

б) В сосуд с жёсткой водой приливаем раствор соды. Встряхиваем? Что наблюдаем в обоих случаях?

О: - В жесткой воде на поверхности, при добавлении мыльного раствора, образуются хлопья. - При взаимодействии жесткой воды и раствора соды, выпадает в осадок соль - карбонат кальция. Таким образом, выводятся соли жёсткости.

 

Рисунок 5

П: - А что вы ещё знаете о зависимости человека от воды?

О: - Я приготовил сообщение по этому вопросу и предлагаю меня выслушать.

Сообщение:

Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем – животные, на последнем – человек. Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань - стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль – всего лишь 0,2%. Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом. У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды.

Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.

Каждый из нас может сосчитать, сколько воды содержится в его организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

П: - Ребята, вам понравилось сообщение?

О: - Конечно, очень интересно и ново.

П: - А теперь мы с вами вернёмся к подземным водам и узнаем, какие горные породы водопроницаемы, а какие – водоупорные.

Обучающиеся: - Мы опять будем делать опыт? Ура!

Опыт № 4. Водопроницаемость горных пород

(работа в малых группах <Рисунок 6>)

а) – возьмите фильтр, насыпьте в него песок. Фильтр с песком поставьте в стакан и наливайте по чуть-чуть воду.

б) – возьмите фильтр, насыпьте в него глину. Фильтр с глиной поставьте в стакан и наливайте по чуть-чуть воду.

в) – возьмите фильтр, насыпьте в него гальку. Фильтр с галькой поставьте в стакан и наливайте по чуть-чуть воду.

П: - Ребята, что вы наблюдаете?

О: - Песок водопроницаем, а глина и гипс – нет.

П: - Друзья мои, вы очень радуете меня своей увлечённостью. Ответьте мне на вопрос:

Рисунок 6

Хотите интересную зарядку? – Удерживая губами пластмассовую трубочку, нарисовать цветной водой причёску человечку <Рисунок 7>.

О: - Конечно!

Рисунок 7

П: - Ребята, вам понравилось логопедическая разминка?

О: - Да!

П: - Хотите посмотреть радугу в кувшине?

О: - Хотим!

П: - Тогда я для вас проведу демонстрационный опыт.

Опыт № 5. Радуга

(демонстрируется преподавателем <Рисунок 8>)

Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Ловим зеркалом солнечный луч и направляем на стену. Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр.

Рисунок 8

П: - Какую роль в данном случае выполняет вода?

О: - Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.

П: - Предлагаю вашему вниманию библейскую версию о происхождении радуги (просмотр видео отрывка из документального фильма «Вода-новое измерение» 2013 год dokpro.net›Загадки›Новое измерение, 50 мин 56 с–52 мин 36 с)

О: - Сегодня я понял, что очень мало знаю о воде. -Меня заинтересовали документальные фильмы, отрывки из которых мы смотрели. Хотелось бы посмотреть их полностью.

П: - В заключении вернёмся с вами к вопросу о питьевой воде. Чтобы поддерживать свои нормальные физиологические функции, ваш организм каждые 24 часа использует. Он это делает каждый день, на протяжении всей жизни. Не ждите, пока ваш организм будет обезвожен – пейте воду.

Итог

П: - Обучающиеся творческого объединении ИЗО ДПИ не только написали работы о воде, но и выучили стихотворения донских поэтов о реках Ростовской области. Послушаем?

О: - Конечно <Рисунок 9>, <Рисунок 10>.

Рисунок 9, Рисунок 10

Преподаватель: - Молодцы, вы не только собрали правильно предложения, но и дружно работали в составе нашего творческого объединения «Юный эколог».

Осталось совсем не много, на столах у вас лежат три цветные карточки, с помощью которых проведем оценку урока:

  • cиняя карточка – «3»,
  • жёлтая карточка – «4»,
  • красная карточка – «5».

Вам при помощи карточек необходимо ответить на три вопроса, итак: (слайд 10)

  • Как вы оцениваете свои знания полученные на сегодняшнем занятии?
  • Как вы оцениваете работу ваших друзей на занятии?
  • Как вы оцениваете занятие в целом?

Преподаватель: - Очень приятно, что наше занятие прошло с таким темпом и так интересно для вас и для меня. Нас с вами ждёт ещё занятие о воде.

Домашнее задание: темы рефератов, сообщений для творческой работы.