Вопросы дидактики и методики при обучении неслышащих обучающихся с задержской психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика


Под нарушением поведения подразумевается изменение, отражательной деятельности мозга, ведущее к ненормальному психическому развитию ребенка.

Причинами нарушения могут быть органические поражения мозга или общесоматические отклонения и патология созревания, а так же ненормальные эмоциональные реакции на неблагоприятную среду.

Нарушение функций центральной нервной системы отрицательно сказывается на всей структуре психической деятельности, а общесоматическое состояние детей могут вызвать неадекватность социального поведения и плохую успеваемость.

Обучающиеся с задержкой психического развития (международный шифр болезни - 315) в каждом классе очень неоднородны по характеру и степени органического поражения, особенностям социального поведения и успехам в обучении. Это очень осложняет организацию процесса обучения, поскольку учитель должен учитывать все особенности развития ребенка, своеобразие его личности, индивидуальную работоспособность и уровень знаний и умений, способностей и особенности усвоения учебного материала. С задержкой психического развития я столкнулась впервые, тем более с отягощенной формой поведения. Я пересмотрела весь материал по ЗПР в библиотеке Ушинского, чтобы знать, как найти общий язык со своими учениками. Я понимала, что процесс обучения и коррекция поведения должен происходить одновременно.

Я начала работать с данным контингентом детей по следующей технологии.

Технологическая карта обучения детей со сложной структурой дефекта.

1. Диагностика. Проблемы обучения.

2. Постановка цели обучения.

3. Методы и приемы работы.

4. Результаты.

1. Диагностика. Проблемы обучения

В педагогической работе необходимо соблюдение последовательности дидактических фаз, которыми являются анализ ситуации в классе, планировании учебного процесса и осуществлении этого плана.

Анализ ситуации в классе охватывает много факторов. Его цель – как можно больше узнать о каждом ученике класса.

Что же представляют собой дети с ЗПР? Симптомы:

- замедленность процесса приема и переработки информации, особенно в условиях сниженной освещенности;

- ослабление всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной;

- невысокие показатели долговременной и краткосрочной памяти;

- значительно снижена способность к непроизвольному запоминанию;

- затруднено поэтапное формирование умственных действий и процесса сокращения и обобщения уже сформированного действия;

- трудности запоминания и воспроизведения графического образа букв и цифр, что ведет к затруднениям в чтении и письме, а позже – в усвоении и геометрии;

- запаздывание развития школьных навыков.

Особенности НС:

- выраженная истощаемость НС;

- сниженная психическая выносливость;

- «гиперактивность», эмоциональные расстройства (агрессия, тревожность, плаксивость);

- повышенная отвлекаемость, слабая познавательная деятельность;

- моторная расторможенность, несамостоятельность, внушаемость;

- доминирование эмоциональной мотивации и отсутствие способности к волевому усилию;

- непосредственность и малая глубина переживания;

- чувство обиды и раскаяния невелики.

Очень часто дети с с задержкой психического развития не понимают моральных норм, неверно оценивают свои и чужие поступки, сквернословят. Им не свойственно переживание чувство стыда, сочувствие, сильные симпатии. Они отличаются повышенной сексуальностью, склонностью к бродяжничеству, безжалостному отношению к животным, к разрушению (вандализму).

Изучая особенности ребенка с задержкой психического развития необходимо отметить быстроту его включения в работу:

- установку на деятельность (ее продолжительность, работа без отвлечения);

- затруднения в переключении на другую деятельность;

- темп работы;

- уровень работоспособности;

- наличие импульсивности при выполнении задания;

- степень самостоятельности и организованности.

Суммируя и оценивая все самое существенное в ребенке, выделяя черты характера и особенности личности, которые оцениваются как положительные или отрицательные, указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, предполагаемые причины этого и наметить путь исправления.

Для учеников моего класса было характерно:

- недостаточная педагогическая подготовленность к обучению;

- отсутствие интереса к учебе;

- разная подготовка к работе над новым материалом;

- различие в темпе обучения;

- неодинаковая выраженность потребности в закреплении материала;

- низкий уровень бытовой речи.

Кроме обычной характеристики уровня успеваемости, способностей, навыков и привычек педагог-дефектолог должен располагать информацией об особенностях нарушения поведения каждого ученика, о характере мотивации и способности воспринимать требования учителя, о способности к нагрузке, концентрации внимания и выдержанности.

2. Постановка цели обучения

Планирование учебного процесса включает следующие моменты:

- определение частных целей урока;

- установление дифференцированных целей для отдельных учащихся;

- определение дидактических функций и распределение учебного материала и воспитательных задач;

- установление связи с другими учебными предметами, индивидуальными занятиями и внеклассной деятельностью;

- определение методов работы на уроке для всего класса с вариантами для отдельных учащихся;

- определения мер постоянного контроля и анализа успехов в учебе и поведении учащихся.

3. Методы и приемы работы

- особое внимание должно уделяться постоянному контролю за проявлением у учащихся неуверенности в себе и затруднений;

- обнаружение пробелов с тем, что бы сразу организовать работу по их устранению;

- при планировании и во время урока надо знать, все ли в состоянии достичь поставленной цели или необходима дифференциация задач;

- при необходимости оказывается индивидуальная помощь;

- использование дополнительных средств наглядности;

- организация умственной деятельности на более элементарном уровне, упрощение формулировок;

- при сообщении знаний и формулировании умений надо устанавливать связи нового со старым или возвращаться к нему, т.к. дети с задержкой психического развития усваивают только отдельные факты, не видя связи между ними (умственная деятельность протекает у них скачкообразно, что нарушает систематичность знаний и приводит к перезагрузкам памяти);

- используется метод «маленьких шагов» на всех этапах обучения;

- необходимы ясные, однозначные требования и конкретные указания к действию в форме алгоритмов;

- организация внимания;

- актуализация мотива действия;

- специальные упражнения, дополнительная обработка речевого материала, совместное проговаривание;

- разделение программного материала на фрагменты;

- перенос этого способа действия с заданий с более близким программным содержанием на задания более сложные по структуре и отдаленные по предметному содержанию;

- эмоциональная стимуляция, приводящая к большей устойчивости психического тонуса.

Обучающиеся с задержкой психического развития могут принимать помощь в виде смысловых опор овладевать в процессе обучающего эксперимента логическими приемами запоминания, усваивать принципы поэтапного формирования умственных операций с последующим переносом усвоенного принципа на аналогичные действия.

При усвоении таких видов помощи заметно повышается эффективность овладения новым материалом.

Успех в учебе, как правило, улучшал и поведение.

Эффективность перечисленных методов и приемов работы доказывает возможность использования потенциально сохраненных анализаторов. И только у части детей повторные неудачи могут привести к отказу выполнения задания.

4. Результат

Приведенная мною технология обучения детей со сложной структурой дефекта дает возможность вести коррекцию поведения во время обучения.

Таким образом, неотъемлемой частью коррекционного обучения детей является нормализация их деятельности и поведения в процессе специальной коррекционной работы. Она осуществляется на всех уроках, специальных занятиях и во внеурочное время.

Осуществляя индивидуальный подход, предотвращая наступление утомления, надо использовать разнообразные средства (через умственную и практическую деятельность, преподнесение материала малыми дозами, использование яркого, красочного материала малыми дозами, использование яркого, красочного материала и игровые моменты). Во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в свои силы и возможности.

Поведение детей на уроках стало нормальным, т.к. я стараюсь не допускать тех ситуаций, в которых возможны срывы детей в поведении. У них появились друзья среди старшеклассников.