Развитие коммуникативных навыков на уроках развития речи в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Основная цель современного школьного образования – целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Проблема общения вообще одна из самых важных, так как любая человеческая деятельность основана на общении, в том числе и учебная. Разработанные единые государственные образовательные стандарты называют общеучебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, к которым относится коммуникативная компетентность: способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Всем хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с ситуацией можно лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения. Основное внимание их формированию отводится на уроках развития речи.

Необходимо только создать условия, к которым отношу следующее:

  1. Обеспечение доверительной и уважительной атмосферы общения, ориентации на ситуацию успеха;
  2. Создание на уроке культурно-речевой среды;
  3. Использование методов и приемов обучения в общении; к таким относятся методы и приемы, фиксирующие внимание на одном учащемся или небольшой группе (работа в парах или микрогруппах).

Класс разбивается на группы от двух до пяти человек, группа занимает свое место в аудитории (допускается пересаживание).

1-й этап. Индивидуальная работа: перечитать, пересмотреть, найти, подобрать, составить, ответить и тому подобное. Этот этап может совпадать с проверкой домашнего задания.

2-й этап. Работа в группе: обмен информацией, редактирование, нахождение общего решения.

3-й этап. Принятие окончательного решения насчет содержания и формы предъявления. Предъявление ответа.

Такая форма работы вовлекает учеников в активный процесс получения и переработки информации, организует такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик – ученик”, “учитель – ученик”, “ученик – учитель”, “ученик – класс”, вырабатывает навыки сотрудничества, методы, фиксирующие внимание на большой группе: опрос, дискуссия, обзор информации.

Например, на уроке развития речи “Учимся редактировать текст” в 6-м классе использую данную методику работы в малой группе.

Знакомство с текстом

1-й этап. Прочитайте текст.

1) Машина катилась по узкой лесной дорожке. (2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (4) Боялся ненароком въехать в дерево. (5) Полботинка тщательно осматривал окрестность. (6) Взгляд Полботинка скользил то по кустам, то по вершинам деревьев. (7) Нельзя пропустить ни малейшего намека на присутствие кошек. (8) Кругом все оставалось спокойным. (9) Лесную тишину нарушали только два вертолета. (10) В ту же секунду Муфта нажал на тормоз. (11) Муфта остановил машину. (12) Муфта и Полботинка вылезли из машины. (13) Муфта и Полботинка принялись разглядывать следы. (14) Муфта и Полботинка установили. (15) Следы тянутся из леса. (16) Муфта и Полботинка вернулись в машину. (17) Муфта и Полботинка снова двинулись в путь. (18) Полботинка кинулся к заднему стеклу. (19) Теперь и он увидел стаю кошек. (20) Кошки, кошки, кошки...

(По Эно Рауду)

- Почему данный текст я назвала испорченным? (Есть слова, которые неоправданно повторяются, являются “лишними” в данном тексте; предложения, между которыми нарушена логическая связь).

2-й этап. Учимся редактировать текст

РАБОТА В ПАРАХ

1. Назовите слова, которые неоправданно повторяются, являются «лишними» в данном тексте и подчеркните их.

– Подумайте, какие слова можно убрать, не искажая содержание текста, а какие – заменить синонимами.

2. Упражнения на восстановление логических связей.

– Подумайте, какой союз можно использовать, чтобы соединить действия Муфты.

(2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой.

– Восстановите логическую связь между предложениями.

(2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (4) Боялся ненароком въехать в дерево

– Подумайте, какой союз можно использовать, чтобы показать действия двух разных героев. (2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (5) Полботинка тщательно осматривал окрестность.

– Восстановите логическую связь между предложениями.

(14) Муфта и Полботинка установили. (15) Следы тянутся из леса.

3. Запишите отредактированный текст, разделив его на абзацы.

шки, кошки... (По Эно Рауду)

3-й этап. Прочитайте отредактированный текст. Запишите исправленный текст, разделив его на абзацы

Работу с данным текстом можно продолжить на следующем уроке развития речи ”Учимся писать сжатое изложение”, формируя умение работать в группах.

Задание для 1-й и 2-й групп.

Назовите те предложения, в которых содержится второстепенная информация.

Как вы думаете, что нам необходимо сделать с этими предложениями?

(Предложения 6, 8, 9. Их надо исключить).

- Отсюда и прием сжатого изложения – исключение. Заключите эти предложения в скобки.

Задание для 3-й и 4-й групп.

Отметьте красным цветом то, без чего нельзя понять текст.

- Вы прослушали ответы одноклассников, а теперь попытайтесь написать окончательный вариант сжатого изложения.

В процессе совершенствования навыков и умений коммуникативного письма важное место принадлежит рецензированию работ. Рецензия должна быть обучающей и вызывать у учащихся желание совершенствовать свою речь: Что хорошего, какие имеются индивидуальные “находки”; На что обратить внимание в дальнейшем; в каком плане переделать работу.

При рецензировании можно применять разную символику обратной связи.

Многолетний опыт работы показывает, что некоторые индивидуальные качества учащегося (решительность, нерешительность, боязнь ошибиться и т.п.) создают своего рода коммуникативный “паспорт” человека и в какой-то мере сказываются на письменной речи. Лучших успехов в письменной речи достигают  уч-ся решительные, имеющие высокий уровень мотивации, т.е. желающие активно усвоить язык. Нерешительный ученик, даже при высоком уровне языковой компетенции, не реализует своего потенциала из-за боязни допустить ошибку, отойти от усвоенного. У него слабее развита речевая догадка.

Целям развития речевой догадки служат некоторые групповые формы работы:

  • коллективное решение проблем письма (как лучше выразиться в данной ситуации общения);
  • сравнение работ с эталоном;
  • обсуждение вариантов развертывания темы на основе данной работы;
  • поощрение творчества учащегося: хорошо – “+”, очень хорошо – “++”, прекрасно – “!!”.

Внимательное отношение к труду ученика – необходимое условие повышения качества формирования коммуникативного письма.

Чтобы научить уч-ся речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения, применительно к различным сферам деятельности людей, - каждый урок сегодня должен быть средством общения, воздействия, убеждения.

Обращаясь к урокам развития речи в 6-м классе, приведу примеры тех коммуникативных заданий, которые я уже использовала в своей практике.

Тема урока: “Что мы знаем о речи, ее стилях и типах”.

Представьте, что вы описываете своим товарищам картину “Осень. Веранда” Станислава Юрьевича Жуковского (вклейка в учебнике).

Тема урока: “Рассуждение-объяснение”.

Балалайка – русский народный струнный щипковый инструмент. Корпус балалайки деревянный, обычно треугольный, склеенный из отдельных частей, иногда овальной или полусферической формы. Гриф длинный со слегка отогнутой назад лопатообразной головкой. Дека тонкая, плоская, с одним круглым резонаторным отверстием. На шейке навязано пять жильных струн-ладов.

Докажите, что текст о балалайке – это не описание конкретного музыкального инструмента, а объяснение понятия “балалайка”, представив, что вы учитель.

Тема урока: “Характеристика делового стиля”.

1. Однажды мне пришлось прочитать такое объявление:

“По случаю отъезда продаются вещи: обеденный раздвижной стол, швейная машина, разные книги”.(1) Двоеточие объединяло книгу с прочими вещами.(2) Действительно, книгу, как всякую вещь, можно продать. (3) Ее можно взять в руки. (4) Ее можно измерить и взвесить, как вещь, можно купить и потерять.(5) Ее можно засунуть куда-нибудь и потом не найти.(6) Словом, с книгой можно сделать все, что можно сделать с вещью.(7)

- Согласны ли вы с мнением автора?

- Обратите внимание на текст объявления. Соответствует ли оно определенной форме? Какие части в нем отсутствуют?

2. Замените слова, которые вам кажутся неуместными в данной ситуации.

В поезде молодая женщина расхваливает свой дом: “Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив”.

Незнакомец подходит к человеку, который ловит рыбу, и спрашивает: “Какие мероприятия предпринимаете для активизации клева?”

Молодой человек увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился к ней и спросил: “Ты по какому вопросу плачешь?”

3. с. 46. Деловое письмо.

Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивляет реплика: “Ты опять “пару” хватанул? Эх ты! То “пара”, то ”кол”… Срежешься на экзамене – и выставят из школы”.

Но если вы увидите письмо директора школы к родителям ученика, в котором говорится: “Уважаемый Александр Васильевич! Поскольку Ваш сын опять хватанул “пару”, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, он несомненно срежется на экзамене, и я буду вынужден выставить его из школы…”, - вы решите, что директор по крайней мере странный человек.

Сохранив содержание, устраните стилистические ошибки. Напишите деловое письмо родителям ученика.

4. Тема урока: “Изложение учебно-научного текста”.

Представьте, что вам предстоит объяснить уч-ся параллельного класса, какие корни называют связанными. Опираясь на текст Е.Земской и на те знания, которыми вы располагаете о корне слова, составьте устное высказывание.

5. Тема урока: “Изложение текста с экспрессивным повтором “Тоска по Москве”.

Д.з. Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: что особенного нравится вам в вашем городе? Использовать экспрессивный повтор.

6. Тема урока: “Употребление глаголов в речи”. с. 28. В недрах земли.

Задание. Перестройте текст “В недрах земли” так, чтобы он стал относиться к научному стилю (составьте научную справку, статью для энциклопедического словаря).

В недрах земли.

Богаты водой кл_довые земли. Если(бы) (не)было воды под землей_ (не)журчали(бы) р_дники на дне лесных оврагов_ (не)бежали(бы) ручейки из ра_щелин горных скал_ (не)р_сли(бы) на земле деревья_ (не)колосились(бы) хлеба. Н_кто (не)увидел(бы) сказочных пещер_ подземны озер_ г_рячих и холодных источников.

После составления текстов обсуждаются следующие вопросы:

- Какие языковые средства вы убрали?

- Всегда ли уместно использование в научном стиле условного наклонения? Почему, с вашей точки зрения, текст научного стиля не может изобиловать глаголами в условном наклонении?