Внеклассное мероприятие "Экскурс в биологические специальности"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: Познакомить обучающихся с профессиями, связанными со знаниями из области биологии.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представление обучающихся о мире профессий, о профессиональном самоопределении;
  • дать представление о выборе будущей профессии, связанной с биологией;

Развивающие: развитие умений работать с различными источниками информации, развитие логического мышления и самоанализа;

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного и ответственного  отношения к выбору будущей профессии.

Оборудование:

  • учебная презентация, «Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.»,
  • Словарь «Мир профессий: Человек-природа» М.: Молодая гвардия, 1985-383 с., ил;
  • Лист с кроссвордом «Биология».

Форма: беседа, работа в группах

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Эпиграф:

У меня растут года.
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?  
«Кем быть?» В.Маяковский

В мире профессий найти свое место не просто. Пройдя анкетирование, определив свою сферу труда, некоторые из вас дали предпочтение специальностям, которые предполагают использование биологических знаний в своей сфере деятельности.

Сегодня мы познакомимся с профессиями типа «Человек - природа», выслушаем высказывания  выпускников об особенностях профессий, связанных с биологией.

Предлагаю Вам на листе бумаги заполнить кроссворд «Биология», через буквы слова «Биология» заполните строки названиями профессий,  которые предполагают использование знаний биологии.

2. Работа в парах

Обсуждение.

  1. Найдите информацию о специфике людей данных профессий, используя словари и интернет-ресурсы. Социализация.
  2. Знакомство с биологическими профессиями по плану:
    1. Содержание труда
    2. Должен знать
    3. Профессионально важные качества
    4. Квалификационные требования
    5. Медицинские противопоказания. 

Он науку изучил.
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном,
И зовется… (Агроном)

Сообщение о профессии Агроном.

Содержание труда: организация производства с/х культур, разработка системы севооборота, внесение удобрений, применение индивидуальных приёмов агротехники, составление научно обоснованных карт возделывания культур и рабочих планов по отдельным периодам с/х работ и организация их выполнения; организация семеноводства, получение новых сортов, проведение научных исследований.

Должен знать: общебиологические дисциплины, земледелие, растениеводство, агрохимию, мелиорацию, основы селекции и семеноводства, экономику отрасли.

Квалификационные требования: с/х ссузы, вузы.

Медицинские противопоказания: выраженные заболевания органов зрения; кожные заболевания; аллергия на пыльцу, ядохимикаты, удобрения; ревматизм; хронический бронхит.

Был у кошки Динки
Носик словно льдинка.
Стал – горячий и сухой,
Будто батарея.
Мы решили всей семьей –
Кошка заболела!
Отвезли Динару
Мы к ветеринару.
Этот доктор лечит смело
Всех животных заболелых.
Заболеет петушок –
Он пропишет порошок.
Заболеют куры –
Выпишет микстуры.
Даже попугаю в клетке –
Прописал таблетки.
И теперь в семье Петровых
Все животные здоровы!

Сообщение о профессии Ветеринарный фельдшер.

Содержание труда: проводит прививки и другие ветеринарные мероприятия по профилактике заболеваний и лечению животных, экспертизу продуктов животноводства, контролирует качество кормов, производит предубойный осмотр и вскрытие трупов павших животных, принимает меры к предотвращению падежа животных.

Должен знать: основы общебиологических дисциплин и ветеринарии, организацию и экономическую деятельность животноводческих ферм.

Профессионально важные качества: хорошее зрение, слух, обоняние, вкус; любовь к животным; быстрота реакции; наблюдательность; хорошая память.

Квалификационные требования: ПТУ.

Медицинские противопоказания: серьёзное нарушение функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха; сердечно-сосудистые заболевания; болезни сопровождающиеся потерей сознания; нарушение иммунной системы.

Как электрик утюги,
Он ремонтирует мозги.
Видит зорче филина
Каждую извилину.
Если что не так в мозгу,
Он подумает: «Угу…
Мозг – капитулировал.
Надо – оперировать!
Потому что плох, увы,
«Человек без головы».
В голове живут нейроны,
Как на дереве вороны.
И нейроны эти, в сумме,
Помогают людям думать.
Голова – нам верный друг.

ВЫРУЧАЙ, НЕЙРОХИРУРГ! Сообщение о профессии Нейрохирург.

Содержание труда: оказывает необходимую хирургическую помощь при различных заболеваниях организма в условиях стационара и поликлиники.

Должен знать: методы и приёмы оперативного вмешательства, нормальную и патологическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию, асептику и антисептику, виды анестезии, виды хирургического инструментария и его применение.

Профессионально важные качества: эмоционально-волевая устойчивость; внимательность, аккуратность; высокая ответственность; наблюдательность; коммуникативные способности; большой объём долговременной памяти; аналитический ум.

Квалификационные требования: лечебный факультет медицинского вуза и специализация в субординатуре.

Медицинские противопоказания: значительные дефекты зрения и слуха; психические и нервные заболевания; инфекционные заболевания.

В заповедник входит егерь.
На плече – висит ружьё.
Но не бойтесь птицы в небе,
Не дрожи в лесу зверьё…
Не пугайся рысь на ветке,
Волк и рыжая лиса.
Егерь – добрый, егерь – меткий.
Охраняет он леса!
Если в лес зашел вредитель –
Егерь будет победитель.
Браконьера он найдет
И порядок наведет.
Знают звери, верят птицы –
Можно егерем гордиться!

Сообщение о профессии Егерь.

Содержание труда: контроль за соблюдением законодательства об охране, охрана охотничьих угодий от браконьеров, занятие лесохозяйственным промыслом.

Должен знать: биологию зверей и птиц, законы и нормативные акты об отстреле и отлове дичи, правила охоты, технологию и организацию лесохозяйственных промыслов.

Профессионально важные качества: любовь к природе; физическая выносливость; внимание; острота зрения и слуха; быстрота реакции.

Квалификационные требования: высшее профессиональное образование.

Медицинские противопоказания: сердечно-сосудистые заболевания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; снижение остроты зрения и слуха; болезни, связанные с потерей сознания.

Для больного человека
Предназначена аптека.
Заболели если детки –
Покупаю здесь таблетки.
Врач мне выписал рецепты,
Я отнес их фармацевту.
Он рецепты изучил
И лекарство мне вручил.
Сам микстуру сделал Маше,
Дал таблетки, выбил чек.
Фармацевт в аптеке нашей
Самый главный человек! 

Сообщение о профессии Фармацевт.

Содержание труда: проведение исследований в клинической, биохимической и бактериологической лабораториях, определение анализа крови, желудочного сока, мочи и другие анализы.

Должен знать: основы биологии и химии, устройство и принцип действия лабораторной техники, методику исследований.

Профессионально важные качества: аккуратность; склонность к лабораторной работе; концентрация и переключение внимания; устойчивость к монотонии; аналитическое мышление.

Квалификационные требования: медучилище.

Медицинские противопоказания: нервные и психические заболевания; заболевания костно-мышечного аппарата рук; выраженные дефекты зрения.

Преподаватель биологии.

Содержание труда: проводит обучение учащихся и студентов на высоком научном и методическом уровне, используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения; формирует у них профессиональные умения и навыки, подготавливает учащихся и студентов к практической деятельности.

Должен знать: содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету, основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности, педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения, законодательные и нормативные документы по вопросам образования.

Профессионально важные качества: коммуникативные и организаторские способности; оперативная и долговременная память; аналитическое мышление; эрудиция; внимание.

Квалификационные требования: педагогические вузы и университеты.

Медицинские противопоказания: нервные и психические заболевания; выраженные сердечно-сосудистые заболевания; выраженные заболевания органов зрения и слуха; инфекционные заболевания.

Сообщение-исследование «Природа в профессии человека. Учитель биологии».

3. Итоги классного часа

Рефлексия: высказывания детей о значении знаний в области биологии для личной жизни.

Мы сегодня познакомились с некоторыми профессиями, которые требуют углубленных знаний  науки биологии.

Какой профессии посвятите свою жизнь, зависит от Вас.

Книгу переворошив,
Намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
«Кем быть? В.Маяковский»

 Спасибо за внимание!

Приложение.

Литература

  1. «Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.».
  2. Словарь «Мир профессий: Человек-природа» М.: Молодая гвардия, 1985-383 с., ил.
  3. «Биология. Учебно-методическая и научно-популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания», № 15 2010 год.
  4.  https://poemata.ru/poets/ilh-igor/azbuka-professiy/
  5. https://poemata.ru/poets/ilh-igor/azbuka-professiy/
  6. https://poemata.ru/poets/ilh-igor/azbuka-professiy/
  7. https://womanadvice.ru/zagadki-o-professiyah-dlya-starsheklassnikov