Конспект дистанционного урока по русскому языку для детей-инвалидов "Определенно-личные предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Мастер-класс

Класс: 8


Пояснительная записка

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Определённо-личные предложения» разработан к учебному комплексу В.В.Бабйцевой, Л.Д.Честноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной и является первым в изучении данной темы.

Тип урока – урок изучения нового материала. Данный тип урока позволяет выделить узловые вопросы, сформулировать знания в виде идеи и теории, переходя от частных к более широким обобщениям. На уроке создаётся алгоритм нахождения определённо-личных предложений.

Целью урока является знакомство с определённо-личными предложениями – одним из видов односоставных предложений с главным членом сказуемым.

Форма проведения урока - мультимедиа-урок (урок дистанционного обучения детей-инвалидов).

Одним из важнейших компонентов образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов выступает система дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование, поскольку позволяет  найти каждому ребёнку оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя информационное пространство и информационную сферу обучения.

Данный урок разработан с учётом общих медицинских показаний и предназначен для дистанционного обучения детей-инвалидов. Работа на уроке спланирована таким образом, что после каждого этапа, если это необходимо, можно сделать небольшие перерывы, во время которого учащийся может выполнить  рекомендации врачей или просто отдохнуть. Время проведения урока соответствует требованиям САНПИН.

Так как современные учащиеся довольно хорошо владеют  пользовательскими навыками работы с компьютером, то урок построен на гибком сочетании самостоятельной познавательной деятельности  с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данной теме, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе изучения новой темы.

Таким образом, дистанционное обучение этой категории учащихся необходимо в силу специфики психического развития ребенка и системы образования. И ориентация образования детей-инвалидов по дистанционной форме обучения – вполне логична и оправдана.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования. Дистанционное обучение выступает средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий – усилить личностную ориентацию обучения, учесть индивидуальные особенности школьников, предоставить им выбор в формах, темпах и уровне их образовательной подготовки.

Роль науки и техники в современной жизни велика, и нельзя не прогнозировать увеличения их влияния в будущем. Для педагога важно учитывать тенденции этого влияния, оценивать их роль в развитии образования и пытаться использовать наилучшим образом.

Развитие информационных технологий привело к появлению электронных средств, не только поставляющих знания, но и предлагающих механизмы ее освоения и контролирующих результаты обучения. В течение всего урока используется программа Skype и программа удалённого доступа Team Viewer, общение учителя и ученика осуществляется также через чат и электронную почту. Учитель предлагает учащимся по ссылкам посмотреть ту или иную информацию и выполнить задания. Выполненные в тетради задания учащиеся сканируют и по электронной почте отсылают учителю на проверку.

На этапе изучения нового материала используется интерактивная таблица ФКЦОР «Виды односоставных предложений», что позволяет эффективно реализовать и с высокой степенью наглядности и продуктивности организовать важнейшие этапы учебного процесса в проблемно-диалогическом ключе. Задача учителя - создание условий, стимулирующих учеников применять полученные знания на практике.

Итогового закрепление проводится с помощью контрольного модуля «Виды односоставных предложений», который помогает организовать дифференцированный подход к обучению школьников. Если учащиеся испытывают трудности при изучении темы, то могут использовать подсказки для выполнения заданий модуля, однако это будет учитываться при выставлении отметки. Ученик сам делает выбор, пользоваться подсказками или нет. Использование данного модуля позволяет не только качественно проверить знания учащихся по данной теме, но и более эффективно использовать время урока.

Закрепление материала строится при помощи видео урока, что способствует развитию высших психических функций (внимание, логическое мышление, память) через наглядную демонстрацию изучаемого материала. Содержание видео урока соответствует утверждённому минимуму знаний по предмету и стандартам обучения.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используется учебник, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуется корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и такой работы, в процессе которой создаются условия для проявления заботы об учащихся, оказания помощи и поддержки. Контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.

Деятельность учителя специфична. Спланировав работу заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в деятельность учащихся.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема и номер урока в теме: Определенно-личные предложения. 2-й урок в теме «Односоставные предложения».

Базовый учебник: - Русский язык. Практика. 8 класс. Под редакцией Ю.С.Пичугова. - М.:Дрофа, 2009.
- В.В.Бабайцева, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.

Цель урока: познакомить учащихся с определенно-личными предложениями – одним из видов односоставных предложений с главным членом сказуемым.

Задачи:

обучающие:

  • разработать алгоритм нахождения односоставных определенно-личных предложений
  • развивать умение находить определенно-личные предложения, сопоставлять их с синонимичными двусоставными предложениями

развивающие:

  • развитие навыков работы с компьютерной техникой
  • продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, языковые явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской поэзии.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: чтение, письмо, слушание, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, сканер, материалы единой коллекции ЦОРов в Интернете.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность
учителя

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

Организационный момент

Skype

Здоровается с учеником. Спрашивает о самочувствии и готовности к уроку.

Здоровается с учителем. Отвечает на его вопросы. Проверяет наличие необходимого оборудования.

1 мин.

Графический
диктант

Skype

Предлагает построить схемы предложений и сравнить их.

Записывает число, классная работа.
Выполняет графический диктант, сравнивает предложения. Показывает схемы учителю.

2 мин.

Определение темы и целей урока

Skype

Помогает определить тему и цель урока.

Определяют тему и цель урока.

1 мин.

Открытие нового знания

Skype
Team Viewer

1) Предлагает проанализировать предложения, ставит проблемные вопросы.

 

1)Находит грамматическую основу предложений, определяет форму глагола – сказуемого, его значение.

5 мин.

 

Интерактивная таблица
(№1)
2) Предлагает учащейся работу с интерактивной таблицей «Виды односоставных предложений». С помощью программы удалённого доступа Team Viewer контролирует работу. 2) Работает с таблицей, анализирует предложения, делает вывод. 4 мин.

Начало развития умений

 

Skype
Team Viewer (программа удалённого доступа)

Предлагает разграничить односоставные и двусоставные предложения,  составить алгоритм нахождения определенно-личного предложения.

Разграничивает односоставные и двусоставные предложения, вырабатывает алгоритм нахождения определённо-личного предложения.

7 мин.

Электронное задание
(№ 2)

 Skype-чат

Предлагает учащейся найти определенно-личные предложения в интерактивном задании, координирует работу учащихся с помощью программы удалённого доступа.
Предлагает просмотреть видео урок и выполнить задания.

Работает с интерактивным заданием, делает выводы.
Смотрит видеоурок, выполняет задания.

5 мин.

Итоги урока

Skype

Напоминает вопросы, поставленный в начале урока.

Даёт ответ на вопросы, делает вывод по ходу всего урока. Сканирует и присылает по электронной почте классную работу на проверку.

4 мин.

Домашнее задание

Skype

Объясняет задание на дом.

Записывает в дневник.

1 мин.

I. Оргмомент

II. Графический диктант

Вначале урока выполним графический диктант (дать характеристику предложений и составить к данным предложениям схемы).

Была глубокая ночь. Было очень поздно.

Я задержусь на работе. Никогда не забуду её доброты.

Мы сидим вместе в санях. Грызем крупные каленые семечки.

Вопросы к заданию:

- Чем отличаются  схемы предложений?

- Как называются такие предложения?

III. Определение темы и целей урока

Тема урока «Определенно-личные предложения». Слайд № 1

Что мы сегодня на уроке должны знать и уметь? Слайд № 2

IV. Открытие нового знания

Слайд № 3

  • С особенным чувством вспоминаю первое охотничье путешествие. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)
  • Выйдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок… (И.А.Бунин)
  • Сядем в копна свежие под соседний стог (С.А.Есенин)
  • Не гляди же с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши… (Н.А.Некрасов)
  • Вставайте, люди добрые, за нашу землю честную! (В.Луговской)

- Найти грамматическую основу предложений.

- Определите морфологические признаки глагольных форма: укажите наклонение. Время, лицо, число.

- Может ли быть в этих предложениях действующее лицо – подлежащее?

- Можно ли точно сказать, каким будет действующее лицо в предложениях?

- Что определенно указывает на действующие лица?

Работа с интерактивной таблицей «Сказуемое в определенно-личном предложении»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ad6d-0a01-00ee-0192-17ae130342f8/%5BRUS8_181%5D_%5BIA_349%5D.swf

Попробуйте дать определение определенно-личных предложений.

- Попробуйте заменить данные односоставные определенно-личные предложения синонимичными двусоставными.

- Всегда ли замена происходит легко?

- С какими глагольными формами замена происходит легче? (С формами изъявительного наклонения)

- С какими формами не употребляются личные местоимения? (С формами повелительного наклонения)

- В каких предложениях повествование более динамичное, экспрессивное? (В односоставных предложениях, т.к. внимание сосредоточено на самом действии, а не на его  производителе )

V. Начало развития умений

Составление алгоритма нахождения определённо-личных предложений с помощью интерактивной таблицы «Сказуемое в определенно личном предложении» (после составления учитель высылает алгоритм по электронной почте)

  1. Найти грамматическую основу предложения.
  2. Определить количество главных членов (односоставное или двусоставное)
  3. Назвать вид главного члена (подлежащее или сказуемое)
  4. Если предложение с главным членом сказуемым, определить:
    - форму глагола-сказуемого: есть форма 1 или 2 лица ед. или мн. числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения, пов.накл.
    - значение: есть значение конкретного, определенного лица.
  5. Если два этих условия выполняются, то предложение определенно-личное.

Просмотр видео урока. Во время просмотра учащаяся записывает в тетрадь предложенные предложения, подчёркивает сказуемые, определяет способ его выражения, определяет тип односоставных предложений, пользуясь составленным алгоритмом.

VI. Закрепление

Работа с интерактивным тестом.

Задание: найти определенно-личные предложения
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
79d30b8c-0a01-00ee-0091-9d18f6d2a00a/%
5BRUS8_181%5D_%5BQS_351%5D/%5BRU
S8_181%5D_%5BQS_351%5D.html

Проверка выполненного задания.

Просмотр и выполнение заданий видеоурока

http://r.smartresponder.ru/c101tj12dylT6UH (Ссылка высылается заранее по электронной почте или во время урока с помощью Skype-чат)

VII. Подведение итогов

  • С каким видом односоставных предложений познакомились сегодня на уроке?
  • По каким признакам можно определить названный вид односоставных предложений?
  • Какие формы глаголов-сказуемых встречаются в определенно-личных предложениях?
  • Каким может быть действующее лиц? Как оно представлено в предложении?

VIII. Домашнее задание

  • Прочитать параграф 181.
  • Составить рассказ «Определенно-личные предложения».
  • Упр.201 (найти определенно-личные предложения в тексте художественного стиля, выявить их стилистическую функцию).

Приложение