Виды речевой разминки на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


I. Скороговорка

Упражнение

Сели правильно красиво. Улыбнулись. Вдохнули - выдохнули (3-4 раза),

Упражнение «Скороговорка»

На осинке росинки
Засверкали утром перламутром.

Прочитайте про себя. Что это? (скороговорка).

- Прочитайте вслух, не спеша. Прохлопайте ритм (1-2 раза).

- Прочитайте 3 раза подряд, увеличивая темп.

- Прочитайте тихо, шепотом.

Представьте, что вы – серебряные колокольчики. Прочитайте будто звенят серебряные колокольчики (высоким, громким голосом). Индивидуальное чтение.

- Из скольких предложений состоит скороговорка?

- Предложение одно, но в нем целая картина, красивая, поэтичная.

- Увидеть эту картину сможет только очень внимательный, вдумчивый читатель. Прочитаем вместе.

- О каком времени суток говорится? Как узнали? (утром).

- Какое время года? Зима? (Лето, росинки).

- Это раннее летнее утро. Почему раннее?

(Росинки сверкают: солнце только восходит, еще не жарко).

- Что же поразило автора в это утро?

(Осинка с блестящими капельками росы).

- Что напомнили капельки росы автору скороговорки? (Перламутр - ценное вещество с блестящей переливчатой окраской).

- Если бы вы были художниками, какую картинку вы нарисовали бы? (Описание картинок 1-2 учениками).

- Чем нарисовал свою картинку автор скороговорки: красками? карандашами? фломастерами? (словами).

- Назовите слова, которые помогли нарисовать картинку.

Прочитайте, выделяя голосами подчеркнутые слова: удивляясь и восхищаясь.

Упражнение «Кто дольше?»

Вдохнули - на выдохе произносим звук [л].

Упражнение «Скороговорка»

У ёлки иголки остры и колки.

- Какие звуки повторяются? Прочитайте не спеша, выделяя эти звуки.

- Прочитаем под счет, прохлопывая ритм.

- Прочитаем тихо (по секрету), громко, очень громко.

Прочитаем, выделяя голосом подчеркнутые слова:

Учитель: «У ёлки иголки остры и колки?»

Ученики: «У ёлки иголки остры и колки».

Девочки: «У ёлки иголки остры и колки?»

Мальчики «У ёлки иголки остры и колки».

Мальчики: «У ёлки иголки остры и колки?»

Девочки: «У ёлки иголки остры и колки».

Все: «У ёлки иголки остры и колки!» (Сначала грустно, потом радостно).

- О каких иголках говорится вы скороговорке. (О листьях ёлки).

- Какие ещё иголки вы знаете? (Колючки у ежика - инструмент для шитья).

- Сколько значений у слова «иголки»? (У)

- Чем похожи все эти иголки?

Упражнение «Прихлопни комарика»

- Соединяем руки на звук [з].

Упражнение

Произнесите та, то, игу, ши, ше:

а) в средней тональности;

б) повышая голос;

в) понижая голос;

г) громким шепотом.

Упражнение «Скороговорка»

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Прочитайте:

а) про себя;

б) вслух громко, прохлопывая ритм;

в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;

г) постепенно увеличивая темп;

д) кто быстрее прочитает?

Упражнение «Брось мяч»

(Упражнение выполняется стоя: Вдохнули - на выдохе присели - вдохнули - «взяли» мяч - вдохнули - встали - на выдохе резко «бросаем» мяч).

Упражнение «Скороговорка»

Кто хочет разговаривать, /
тот должен выговаривать,
все правильно и внятно, /
чтоб было / всем понятно. //

- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.

О чем скороговорка? Какие слова надо выделитъ? Это должны быть самье главные слова.

(Расстановка логических ударений ).

  1. Прочитать в разговорном темпе, выделяя слова
  2. Прочитать в ускоренном темпе, выделяя слова.

Упражнение «Понюхали цветы»

(Представьте, что вы гуляете по саду и видите цветок необыкновенной красоты, «Понюхайте» его).

Упражнение «Скороговорка»

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

- Прочитайте, что написано на доске?

- Какие звуки повторяются в скороговорке?

- Читаем хором скороговорку тихо, громче, очень громко.

- Начнем читать скороговорку медленно и постепенно будем увеличивать темп.

- Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему?

Стихотворение

Упражнение «Шар спустился»

Вдохнули, надуем щеки, руки развели в стороны на выдохе соединяем руки, произносим звук [ш]. (При повторном выполнении упражнения произносим звук [с]).

Упражнение «Волнушки»

На лесной опушке
Выросли волнушки,
Оглянулись и сказали:
- Здравствуйте!
А вы нас ждали?
(Л.Тетивкин)

- Прочитайте стихотворение.

- Что такое волнушки? Почему их так называют?

- Прочитайте вслух, не спеша прохлопайте ритм.

- Прочитайте, делая остановки в конце каждой стихотворной строчки.

- Прочитайте, выделяя голосом слова.

- Прочитайте последнее предложение, повышая голос к концу.

Прочитайте «с дирижированием»: первые три строчки — соло, последние — хором.

Упражнение «Подуй на листочек»

- (Представьте, что у вас на ладошке лежит желтый березовый листочек. Выдохните, вдохните, задержите дыхание (2 секунды), плавно подуйте на листочек так, чтобы он летел далеко-далеко).

Упражнение

Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурщ, Шуршиха и Щуршонок
Папа, мама и ребенок.
В.Галяховский

- Какие слова вьдумал автор стихотворения?

- Как нужно произнести эти слова?

- Что мы должны себе представить?

- Какой звук мы выделим?

- Читаем хором стихотворение (2-3 раза), выделяя голосом нужные слова.

Упражнение «Позови собаку»

- Собака Шарик убежала, её надо вернуть домой. Звать будем три раза: один - с далекого расстояния, затем с более близкого и совсем рядом (три раза произносим «Шарик» на одном вьщохе).

Упражнение №2

Прочитайте «птичьим базаром» стихотворение, написанное на доске.

Пусть в чаще свирепые хищники воют.
Тебе не страшны никакие враги.
- Не бойся, мы рядом - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Б.Заходер

- Кого автор называет «мордочка, хвост и четыре ноги»?

- А как вы догадались, ведь у многих животных есть мордочка, хвост и четыре ноги?

- Читаем хором стихотворение, выделяя голосом нужные слова, делая остановки (паузы).

- Чтение с дирижированием.

Упражнение «Ёжик пыхтит»

(На выдохе изображаем пыхтение недовольного ежика, затем веселого ёжика).

Упражнение

- Прочитайте веселое стихотворение Ю.В.Берестова «птичьим базаром».

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко.
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится ёж,
- Если снимка не пришлешь!»
В.Берестов.

- Давайте прочитаем стихотворение по ролям. Слова автора читаем хором. За зайца, мышь и ежа читают солисты. (Коллективное обсуждение интонации).

- Найдите многозначное слово в тексте стихотворения. Каковы его значения?

Упражнение «В ритме вальса»

(На выдохе дети произносят «раз-два-три» четыре раза, постепенно увеличивая силу голоса и предавая ритм руками).

Упражнение №2

- Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

Бобер в бору затеял бал,
Польку бабочки танцуют.
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
А.Пудваль

- Представьте, что вы артист. Подумайте, что нужно передать слушателям при чтении первых двух строк? (Торжественное, праздничное настроение).

- А при чтении третьей строки? (Как весело играют белочки),

- А четвертой? (Ритм танца бабочек),

- А пятой и шестой? (Танец тихого барсучка, которому тоже весело).

Хоровое и индивидуальное чтение стихотворения.

Загадка

Упражнение «Подуем на пушинки»

Глубоко вдохнули, выдыхая, дуем на воображаемые пушинки, стараемся, чтобы они отлетели как можно дальше. Повторяем несколько раз.

Упражнение

- Когда мы удивляемся? (Когда видим что-то необычное).

- Когда мы восхищаемся? (Когда видим что-то очень красивое).

Сейчас мы прочтем стихотворение, в котором автор удивляется и восхищается, и о чем-то нас спрашивает. (Выразительное чтение загадки учителя).

На доске:

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий!

- Что мы прочитали? (Загадку).

- Что это? (Небо). Как вы узнали?

Подготовка к выразительному чтению:

- О чем автор спрашивает? Что ему неизвестно? Спросите.

- Чему он удивляется? Зачитайте.

- Чем восхищается? Прочитайте.

(Расстановка пауз и логических ударении, выразительное чтение).

- Как называется небо в загадке? В каком значении употреблено слово «потолок»?

- Как вы это понимаете?

Какое еще слово употреблено в переносном смысле? (Кружевной). Когда небо похоже на кружева?

Упражнение «Паровоз»

Встали, представили, что мы паровозики. Вдохнупи, на выдохе произносим: чух-чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса - к концу затихаем.

Упражнение

- Прочитайте:

Паровоз без колес.
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!

- Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?

- Прочитайте её выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.

- Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы выражаем удивление.

- Как мы прочитаем вторую строчку? (С восхищением). Прочитайте.

- Как мы прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном). Прочитайте.

- И четвертую строчку? (Восхищаясь и удивляясь). Прочитайте.

- Прочитайте всю загадку хором, а затем с «дирижированием» (вторую строчку хором, остальное соло).

- Кто лучше прочитает

Считалка

Упражнение «Бросаем звуки»

- Представьте, что мы бросаем правой рукой звук [с], который звучит глухо. Произносим [з]-[с], [з]-[с] и т.д.

- А теперь двумя руками кидаем громкий звук [а], а ловим тихий звук [о].

Произносим; [а]-[с], [а]-[с] и т.д.

Упражнение

Прослушайте, что я вам прочитаю:

Чжи-чики, чики-чок,
Ночью песни пел сверчок,
Мы его искать пошли,
Зажигали фонари,
Заглянули под кусток,
Под пушистый лопушок.
Где ты спрятался сверчок?
Поищи и ты дружок!

- Что я прочитала? (Считалку).

- Как нужно читать считалки? Каким тоном их следует произносить? (Веселым: озорным). Быстро или неторопливо? (Неторопливо, отчетливо, произнося слова, при этом словом или даже его частью как бы указывая на одного человека). Громко или тихо? (Громко).

- Знаете ли вы считалки? Приготовьтесь прочитать свои считалки.

Соблюдайте требования к их чтению.

Упражнение «Подуй на кораблик»

- Представьте, что кораблик находится рядом с берегом. Мы должны оттолкнуть его как можно дальше. Вздохнули - на выдохе дуем. Повторяем три раза

Упражнение «Считалка»

Жили-были я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли.
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?

- Прочитайте «птичьим базаром». Что это?

- Для чего нужны считалки? Когда, в какой ситуации вы ими пользуетесь? (Они помогают организовать игру, найти ведущего. Последнее слово в считалке указывает на ведущего).

Похожи ли считалки на стихотворения? Чем? (Строчки в них рифмуются).

- Прочитайте эту считалку громко и найдите в ней рифмующиеся слова.

- Расставьте паузы

Упражнение «Наседка»

- Представьте себя в роли Наседки. Вздохнули, на выдохе позовем цыплят: «Ко-ко-ко-ко...».

Упражнение №2

Прошагайте слоги: да, до, ду, де, да -

а) в средней тональности;

б) как будто Курица кудахчет;

в) как будто Цыпленок пищит.

Упражнение «Считалка»

Тринцы-бринцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!

- Прочитайте. Что это? (Считалка).

- Как вы узнали"?

- Найдите в это считалке рифмующиеся слова, расставьте паузы.

- Прочитайте прохлопывая ритм.

- Найдете в этой считалке слова, которые не имеют конкретного лексического значения? Прочитайте их. Что напоминают эти слова по своему звучанию. (Звон бубенцов).

Это специальные так называемые звукоподражательные слова. Зачем они употребляются в считалке? (Они делают её ещё более выразительной, как бы звучащей).