Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе

Разделы: Начальная школа


«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».

Песталоцци И.Г.

В прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика. Сейчас важно не просто дать школьнику новые знания, а научить их применять, развивать и умело использовать.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится на умении учиться.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на метапредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
На протяжении многих лет наша школа работает по УМК "Школа России". 

Презентация

Учебник был и остается основным средством обучения. (слайд 3)

Комплект УМК «Школа России» помогает решить задачи по формированию универсальных учебных действий. (слайд 4)

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Формирование регулятивных учебных действий (Слайд 5)

  1. Развитие умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  2. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  3. Развитие умения прогнозировать предстоящую работу.
  4. Развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (использую метод самооценки).

Формирование познавательных учебных действий (Слайд 6)

  1. Развитие умения извлекать информацию из текстов схем, иллюстраций.
  2. Перерабатывать информацию и представлять в виде схем, моделей, сообщений.
  3. Анализировать, сравнивать, группировать объекты, явления, факты.
  4. Отбирать необходимые источники информации для изучения нового материала среди словарей, энциклопедий, справочников, сети Интернет.

Формирование коммуникативных учебных действий (Слайд 7)

  1. Развитию умения слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  4. Умение работать в паре, группе.

Формирование личностных учебных действий (слайд 8)

  1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Развитие мотивов учебной деятельности.

Рубрики (слайд 9)

В содержание УМК, заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Работая в школе давно могу утверждать: данный комплект формирует прочные знания, умения и навыки учащихся, а учебный материал усовершенствованных учебников УМК «Школа России » направлен на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении учебников и тетрадей, и в системе заданий, и включении в учебники новых рубрик:

  • «Наши проекты»,
  • «Странички для любознательных»,
  • «Выскажи свое мнение»,
  • «Готовимся к олимпиаде»,
  • «Что узнали. Чему научились»,
  • «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.

Эффективно влияют на формирование мотивов учебной деятельности задания рубрик:

  • «Дай совет другу…»,
  • «Выскажи своё мнение…»,
  • «Подготовь сообщение на тему…» и др.

Например, «Окружающий мир», 4 класс, раздел «Земля и человечество» (слайд 10)

Выполни задания учебника на с. 214—218. При выполнении заданий заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» закрашивай кружок в тот цвет, который, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ» закрась кружки так, как показано на «Страничках для самопроверки». Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильный — знак «–».

Посчитай и запиши число верных ответов, соотнеси с таблицей в учебнике и раскрась соответствующий знак:

Планируемые результаты

Предметные:

  • должны знать основные понятия, изученные в разделе;
  • уметь работать с географической картой и глобусом, выявлять причины экологических проблем.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста.
  • Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений.
  • Личностные: формирование позитивной самооценки.

Результаты обучения (слайд 11):

  • личностные,
  • метапредметные (познавательные УУД,регулятивные УУД, коммуникативные УУД),
  • предметные

Являются объектами индивидуальной оценки.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

  • решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК «Школа России»: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
  • текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
  • комплексные работы на межпредметной основе.

Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Школа России, представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.

В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу. В учебниках приводятся также примерные проверочные работы, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.

Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда), познавательные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).

Контроль-измерительные материалы

(Слайд 13)

Система тестов

Например:

  • Контрольно-измерительный материал за 4 класс по программе «Школа России" включает в себя комплекс диагностических работ по таким предметам, как: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология.

Например:

  • Пособие представляет собой сборник контрольно-измерительных материалов по курсу «Окружающий мир» для учащихся 4 класса и составлено в соответствии с программой А.А. Плешакова. Состоит из тематических тестов к урокам, а также итоговых тестов (за четверть и учебный год).

Тестовые задания к урокам приведены в одном варианте, на их решение рекомендуется отвести 7 – 15 мин. Итоговые тесты представлены в двух вариантах и выполняются в течение целого урока.

Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности: уровень А – базовый, В – средней сложности, С – повышенной сложности. К каждому заданию даются четыре варианта ответа. Задания уровней А и В предполагают один верный ответ, в заданиях уровня С может быть как один, так и несколько правильных ответов.
В конце представлены ответы на все задания.

Рекомендации по оцениванию результатов

Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, В – в 2 балла, С – в 3 балла.

  • 80 – 100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
  • 60 – 80 % - оценка «4»;
  • 40 – 60 % - оценка «3»;
  • 0 – 40 % - оценка «2».

Контроль-измерительные материалы «Окружающий мир», Глаголева Ю.И.

Контрольно-измерительные материалы. Предварительный, текущий, итоговый"

Пособие предназначено для систематического контроля уровня достижения планируемых результатов по предмету "Окружающий мир" в четвертом классе. Оценка планируемых результатов осуществляется на базовом и повышенном уровнях сложности благодаря дифференциации заданий в контрольно-измерительных материалах.

Пособие предоставляет возможность корректировки индивидуальной траектории обучения ученика с учётом результатов входного, тематического и итогового контроля. Задачей пособия является также формирование самостоятельности в оценочной деятельности младших школьников с помощью материалов для прогностической оценки и самопроверки

Контрольные работы. Рудницкая В.Н.

Из опыта работы.

Проверочная работа контрольного характера (Тип «А»)

По содержанию работа соответствует выполнению программы базового уровня. Подбирается такое количество заданий, которое помогает определить уровень усвоения учебного материала каждым учеником.

Задания носят конкретный практический характер.

Преимущества работы (Тип «А»).

  • Систематизация знаний через многократное повторение.
  • Возможность исправить допущенные ошибки.
  • Накопляемость отметок в классном журнале.
  • Формирование навыков самоконтроля, самопроверки.
  • Формирование навыка сравнения с эталоном.
  • Концентрация внимания, развитие мышления.
  • Формирование усидчивости.

Недостатки работы (Тип «А»).

  • Задания конкретны, не носят творческий характер.
  • Отсутствие дифференциации.
  • Дублирование работы может снизить интерес к учебному процессу.
  • Монотонность, шаблонность в обучении.

Проверочная работа (Тип «Б»).

Проводится на одном уроке через несколько недель после изученного материала.

Цель работы. Выявление остаточных знаний, уровня учебных достижений обучающихся.

Работа носит дифференцированный характер, включает в себя задания трёх уровней:

  1. Репродуктивный (ниже среднего).
  2. Средний уровень. Соответствие стандарту.
  3. Исследовательский (творческий) уровень. Включает в себя задания повышенной сложности или с нестандартной формулировкой.

Преимущества работы (Тип «Б»).

  1. Возможность выбора заданий по способностям обучающегося.
  2. Включает задания разных уровней.
  3. Выполнение заданий в любом порядке, последовательность выполнения определяет сам ребёнок.

Самооценка – один из методов формирования УУД

«Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения». С.Т.Шацкий (Слайды 22-23)

Многие исследователи отмечают, что в результате самостоятельной учебной деятельности у учащихся формируется такое качество личности, как самостоятельность, становление которого существенно влияет на развитие самооценки школьников.

Проблема формирования самооценки для начальной школы является одной из важных, актуальных задач. У детей необходимо развивать самооценку на всех уроках.
Самостоятельная работа – один из эффективных приемов развития самооценки у учащихся в процессе учебной деятельности. В начальной школе крайне важно развивать у учащихся самоконтроль, самоанализ, рефлексию, критическое мышление, чему благоприятно способствует самостоятельная работа учащихся.

Этапы урока (самостоятельная работа)

1) Организация.
2) Актуализация.
3) Определение критериев, по которым оценивается работа.

Обсуждение критериев

4) Самостоятельная работа.

5) Самопроверка или взаимопроверка в парах по выработанным критериям.

6) Обсуждение результатов проверки, определение трудностей.

7) Построение плана действий по коррекции ошибок.

Сам учитель фактически не оценивает работу обучающихся, её проверяет и оценивает сам ученик или его товарищ.

Ориентировочная карточка самооценки (для письменных работ)

1. Какое было задание?

2. Удалось ли выполнить задание?

3. Задание выполнено – верно, частично, не выполнено?

4. Выполнено задание самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Какое умение развил при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания?

7. Правильно ли сделаны вычисления (правильно, одна ошибка, две и более ошибки)?

8. Выполнена ли проверка результатов (да, верно, да с 1–2 ошибками, проверка выполнена неверно)?

Положительные стороны самостоятельных работ.

1). Работы прививают интерес к предмету.

2). Способствуют формированию навыков самоконтроля и самопроверки, взаимоконтроля и взаимопроверки.

3). Систематизируют знания по учебному предмету.

4). Формируют умение действовать по алгоритму.

5). Сочетание теоретического и практического материала.

6). Небольшой объём работы способствует концентрации внимания обучающихся, формированию мышления.

7). Разноуровневость заданий (репродуктивный, конструктивный, творческий характер) прививают обучающимся интерес к деятельности.

8). Умение определять критерии оценивания обучающимися.

9). Умение взаимодействовать в паре.

Приемы самооценки.

1. Стрела успеха

2. Оцени себя по оценочной шкале

3. Метод неоконченных предложений:

  • Я почувствовал, что…
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Своей работой сегодня я…, потому что...
  • Мне захотелось…
  • Мне больше всего удалось…
  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…, потому что...
  • Я научился…
  • Задания для меня показались…, потому что...
  • Для меня было открытием то, что…

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов// - М.: Просвещение, 2008. -151 с.
  2. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ М.Ю.Демидова//- М.: Просвещение, 2009.
  3. Кокарева З.А. Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения./ З.А.Кокарева// Управление начальной школой. - 2013. -№11. – С. 21-26.
  4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Электронный ресурс] //http:// standart.edu.ru/
  6. Социальная компетентность личности - rae.ru/monographs/ 61-2394.