Квест-игра в русле образовательной деятельности с дошкольниками коррекционной группы ДОУ

Разделы: Логопедия


Способность снизойти до влечений ребёнка
и руководить ими присуща лишь душе
возвышенной и сильной.
Мишель Монтень

Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Обучение в форме игры - замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Наиболее эффективной и оригинальной образовательной технологией, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи является интерактивная игра-квест.

Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий, проявление смекалки и настойчивости, и способствующая полному погружению в происходящее. Данный формат игры приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.

Значение квест-игр:

  • обучают умению планирования и прогнозирования;
  • закладывают основы самоанализа;
  • воспитывают навыки коллективного сотрудничества;
  • развивают волевые качества и целеустремлённость;
  • создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения;
  • способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Задачи квест-игр:

  • активизировать интерес к познанию окружающего мира;
  • помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;
  • создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;
  • воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
  • способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Квест-игра реализуется в интеграции всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

  • игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
  • социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
  • художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т.д.);
  • познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т.д.);
  • театрально-музыкальной;
  • восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

С вышеуказанными видами деятельности используются следующие приёмы:

  • дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
  • арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
  • интеллектуальные викторины;
  • задания творческого характера;
  • загадки, кроссворды, ребусы;
  • конструирование, моделирование;
  • экспериментирование.

Для того чтобы эффективно организовать квест-игру и задачи решались наиболее успешно следует придерживаться определенных принципов:

1. Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, мотивирует ребёнка на самостоятельный поиск информации, направляет детей на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно.

2. Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.

3. Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом.

4. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.

5. Принцип интеграции. Использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов.

6. Принцип разумности по времени. Квесты в дошкольном возрасте могут быть краткосрочными, а могут носить длительный характер, когда на прохождение заданий уходит несколько дней.

7. Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Педагогу надо выстроить так образовательный процесс, чтобы смотивировать ребёнка настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять наши просьбы (задания) добровольно, без принуждения и авторитаризма. Обязательные просьбы имеют место быть, но в минимальном объёме.

8. Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств.

Методика организации и проведения квеста

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.

Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

  • 20–25 минут для младших дошкольников;
  • 30–35 минут для воспитанников средней группы;
  • 40–45 минут для старших дошкольников.

Типология квестов:

  • линейные - задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
  • штурмовые - команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
  • кольцевые - круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т.д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста - команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания.

Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.

Выполнив одно задание, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию.

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

  • Пролог - вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает:
    • распределение детей на команды;
    • знакомство с правилами;
    • раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
  • Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
  • Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:
    • Что вызвало наибольший интерес?
    • Что узнали нового?
    • Что показалось трудным?
    • Довольны ли вы своими результатами?
    • Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Примеры оформления игрового маршрута квест-игры

  • Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
  • «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
  • Карта — изображение маршрута в схематической форме.
  • «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
  • «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
  •  «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:
    • заморозить в кубике льда;
    • написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;
    • положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;
    • искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;
    • спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;
    • спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

Примеры заданий в квест-игре

  • «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.
  • «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.
  •  «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
  • «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.
  •  «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.
  •  «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.
  • «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».
  • «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.

Традиционную форму проведения коррекционных занятий с дошкольниками с общим нарушением речи возможно частично заменить на логопедические квесты.

Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квеста, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны квесты в проведении итогового занятия по изученной лексической теме. Содержание заданий и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка-дошкольника. При проведении индивидуальной работы с одним - двумя детьми задания выполняются с использованием ИКТ.

Процесс внедрения в практику квест-технологии помогают дошкольникам с общим нарушением речи справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развивают умение слушать и слышать другого, активизируют речевое общение, что положительно сказывается на состоянии речи и повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.

Основными критериями качественного квеста являются:

  • соблюдение правил безопасности;
  • оригинальность замысла темы и сценария;
  • логичность заданий и целостность сюжета;
  • создание привлекательного и яркого игрового пространства.

Рекомендации к организации и проведению квест-игры

  • Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
    • Какие задачи наиболее важны для детей?
    • Какие темы были бы действительно актуальными?
    • Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
    • Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
    • Какой результат хотелось бы видеть?
  • Сформулировать цели и задачи.
  • Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
  • Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:
    • первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;
    • поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;
    • зоны игрового маршрута не должны пересекаться;
    • игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;
    • целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
    • задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
  • Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
    • продумать методику проведения игровых испытаний;
    • подготовить презентацию для вводной части;
    • продумать музыкальное оформление;
    • подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

 О чём нужно помнить при подготовке квест-игры:

  • Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т.д.
  • Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
  • Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
  • Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
  • Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
  • Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
  • Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
  • Роль педагога - направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
  • В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Квест - это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности, а также духовно-нравственные качества. Родители активно включаются в жизнь своих детей, что способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.

Данная игровая технология успешно используется в методической работе над профессиональным совершенствованием педагогов. Квесты помогают воспитателям, психологам, логопедам познакомиться с инновационной образовательной технологией, апробировать новую методику, поделиться интересными творческими идеями, наконец, самостоятельно пройти игровые испытания, окунувшись в атмосферу веселья и радости.

Список использованных источников

  1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
  2. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176  с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  3. Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10.
  4. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.
  5. Что такое квест? [Электронный ресурс]: сайт // GuestsGuru.ru. – Режим доступа: http://questsguru.ru/quest-info.