Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников с ОВЗ "Волшебный мир страны Эмоций"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель занятия: развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушениями интеллекта.

Задачи:

  1. Образовательная: дать представление о видах эмоциональных состояний и мимических способах их выражения и распознавании эмоции других людей.
  2.  Коррекционно-развивающая задача: гармонизировать и стабилизировать эмоциональное состояние, совершенствовать механизмы саморегуляции, развивать способность адекватного телесного выражения эмоций.
  3. Воспитательная: воспитывать у младших школьников доброжелательность, эмпатию и умение работать в коллективе.

За основу занятия взяты и несколько адаптированы сказко-терапевтические программы, игры, медитативные упражнения сборника Н.А.Сакович «Практика сказкотерапии», Н.Л.Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей», медитативные и статические упражнения П.Фопеля.

I. Вводная часть

1. Приветствие. Упражнение «Здравствуйте!»

Добрый день, ребята! Дорогие гости! Очень рада вас видеть!

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, подарите свои улыбки и хорошее настроение.

Давайте поприветствуем друг друга разными способами. Встаем в круг. Когда я хлопну в ладоши, начинаем здороваться.

- хлоп! Ладошками!
- хлоп! Локтями!
- хлоп! Коленками!
- хлоп! Как африканские слоны топами ногами!
- хлоп! Как французские короли и королевы делаем реверанс!
- хлоп! По старому русскому обычаю трижды друг друга обнимаем, похлопывая по спине, и говорим «Ба! Какие люди!».

2. Разминка. Упражнение «Я радуюсь, злюсь, удивляюсь, грущу»

Цель: Цель: воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, настрой на продуктивную групповую деятельность.

Психолог: «Ребята, давайте встанем в круг и поиграем. Смысл игры в следующем: когда я говорю: «я радуюсь!» - вы делаете улыбку руками, «я злюсь» – топаете ногами, «удивляюсь» – руки к голове, «я грущу» - кулачки к лицу… и всё сопровождаем мимикой, т.е. изображаем» (психолог проговаривает и показывает каждое движение).

II. Основная часть

1. Письмо феи

Ребята, на предыдущем занятии, я вам обещала, что мы отправимся в путешествие в Волшебный мир Страны Эмоций. Для этого написала письмо в эту страну, чтобы получить официальное разрешение на посещение. Нам пришло ответное письмо. Давайте его откроем и почитаем.

Пишет старшая Добрая Фея. Недавно она облетала города страны Эмоций и увидела следующее. В каждом ее городе проходила своя, не похожая на другие жизнь.

Пролетая мимо одного города, она слышала весёлый смех. Все жители бегали по улицам, играли в салочки и звонко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и  было понятно, что все рады видеть друг друга. Как вы думаете, как назывался этот город? Город Радости! А его жителей называли весёлые Радужки!

ДАВАЙТЕ попробуем изобразить этих жителей с помощью мимики.

В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать помидорами. А перед заходом солнца все жители этого города собирались на поляне и колотили друг друга подушками. Поэтому всё вокруг было в перьях.

И каждый день они только и думали о том, как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем не хотелось. Как вы думаете, как назывался этот город? Город ЗЛОСТИ. А жителей этого города называли ЗЛОСТИКИ.

ИЗОБРАЗИМ  ИХ?

Пролетая мимо следующего города, Фея увидела пустынные улицы. Казалось, все жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедист. Он быстро ехал по улице и всё время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва велосипедист увидел Фею, у него широко открылись глаза и рот, и казалось, он вот-вот закричит. Велосипедист тут же повернул обратно и скрылся из виду.  Как  вы думаете, а это что за город? Это был город СТРАХА! А его жители – БОЯЗЛИВИКИ! Давайте их изобразим.

Пришлось Фее путешествовать и мимо города ГРУСТИ с его мрачными жителями ГРУСТИШКАМИ! Они то и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому и еще много-много о чём. И никто в округе не мог их развеселить.

ИЗОБРАЖАЕМ!

А ещё Фея побывала в городе УДИВЛЕНИЯ! В городе ОБИДЫ, Усталости! И других городах.

У Феи просто кругом шла голова от этого беспорядка.

Жители сказочных городов так устали только радоваться, злиться или только грустить, что их лица стали потихоньку исчезать, а на их месте появлялась только безмолвная маска. . А потом постепенно стали исчезать и сказки волшебного мира. Так, день за днём, проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог ничего изменить.

Но оказывается, когда-то у страны Эмоций была другая история. В ней жили совершенно счастливые люди. Они могли и радоваться, и грустить, обижаться, и прощать. Жили они все вместе и во всем помогали друг другу.

Но вот однажды ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК увидел в зеркале МИРА чудесный волшебный уголок страны Эмоций. И теперь ему не давала покоя мысль, как завладеть  этими сказочными краями. Он решил стать ее Королём. Но для этого нужно было узнать секрет счастья сказочного мира. А жители не хотели открывать своей тайны злу. И тогда злой волшебник наслал чары на ту страну, разделил всех на эти странные города, и теперь жители ее страны стали забывать свое счастье и постепенно превращаться в его подданных, рыцарей Безразличия.

Но страну Эмоций можно еще спасти. Еще не все волшебные краски смыты с лиц этих жителей. Нужно всего лишь найти тех, кто умеет радоваться, веселиться, грустить, удивляться и прощать. Ребята, скажите, вы умеете всё это? Тогда давайте спасать сказочный мир и возвращать жителям волшебной страны счастье?

Но чтобы чары не могли на нас подействовать, мы сначала выполним мимическую гимнастику (2.)

Итак, вдох-выдох, вдох-выдох. ОТЛИЧНО! Широко улыбнитесь! Покажите как вы счастливы, радостны. Теперь наморщите лоб, нахмурьте брови, сожмите губы – рассердитесь! А теперь широко откройте глаза и приоткройте рот- вы удивлены! Наморщите нос – как будто вам что-то не нравится, вы недовольны! Расслабьте мышцы лица, вы спокойны. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»

2. Арт-терапевтический метод

«А сейчас мы оживим страну Эмоций и расколдуем рыцарей Безразличия. А вот и первый рыцарь, которого мне получилось расколдовать (МАСКА С ЭМОЦИЕЙ).  Но нам с вами предстоит еще много работы.»

(Раздаются белые маски, с прорезями для глаз).

«У нас есть верные помощники, которые еще не разу не подводили – это карандаши и фломастеры. Итак за дело!»

Включается спокойная музыка. По окончанию дети дают название своей маске, т.е. знакомят с жителем страны.

«Теперь в стране Эмоций будет всегда царить любовь, счастье и гармония. Слышите музыку? Это жители волшебной страны Эмоций празднуют  своё возвращение…. И общаться они сегодня будут исключительно с помощью танца. Присоединимся к ним?»

3. Музыкотерапия

- Попробуем поздороваться в танце!

- А сейчас танцуем, как будто мы грустим!

- А теперь мы на что-то сильно рассердились, и танцуем, как будто мы очень сердитые, мы злимся, топаем ногами!

- Злость наша прошла, и мы танцуем теперь очень радостно!

- А теперь мы напугались мимо пробегающую мышку, и танцуем!

- А сейчас мы прыгаем в восторге, как будто нам дали 5 килограмм мороженого…. Каждому!

- Теперь танцуем легко, свободно, как ветерок!

Молодцы! Делаем глубокий вдох-выдох.

Мы попрощались с жителями страны Эмоций. Садимся в круг.

III. Медитативная часть

Статическая медитация «Путешествие на облаке»

Психолог: «Теперь предлагаю отправиться каждому из вас в свою волшебную страну, которую вы придумаете. Для этого нужно будет закрыть глаза, слушать и представлять. Готовы?»

Текст медитативного упражнения: «Сядь поудобнее и закрой глаза, слушай только мой голос. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох… тело расслаблено, тебе тепло и комфортно, ты спокоен…

Я приглашаю тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое, пушистое, мягкое, воздушное облако, похожее на гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, руки, спина, все тело удобно расположилось на этой большой облачной подушке.

Начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Ты чувствуешь, как теплый ветер касается твоего лица. Тебе приятно.

Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в волшебную страну, где ты счастлив, тебя рады видеть и ты чувствуешь радость от общения с ними.

Постарайся мысленно увидеть эту страну как можно лучше. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 сек).

Теперь ты снова на своем облаке, тебе пора возвращаться, оно везет тебя назад… Слезь с облака, поблагодари его, за то, что оно тебя так хорошо покатало. Теперь посмотри, как оно медленно растает в воздухе.

Потянись, выпрямись, и снова будь бодр и свеж. Вдох-выдох… Открывай глаза.

Молодцы! Зарядились энергией?

IV. Рефлексия

Вы сегодня здорово потрудились, и сотворили настоящие чудеса. Мы вспомнили какие эмоции есть, научились их правильно выражать, и к тому же провели весело время. Поделитесь, что понравилось на занятии, с каким настроением уходите.

V. Ритуал прощания

«1, 2, 3, 4, 5 скоро встретимся опять».