Литературные гостиные как средство развития творческих способностей учащихся

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать свой талант и способности.

Литературная гостиная – это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях. Цели литературной гостиной:

  • информационно-предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;
  • деятельно-коммуникативная - формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
  • ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Задача литературной гостиной – помочь обучающимся воспринимать образную речь, развивать навыки самостоятельного анализа и оценки художественной речи.

Участие школьников в литературных гостиных помогает решать и ещё одну очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развить речь учащихся.

В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:

  • отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.
  • осмысление ”генеральной идеи” поэтического спектакля.
  • выстраивание композиции и подготовка сценария.
  • подготовка музыкального оформления.
  • детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.
  • работа над выразительностью чтения.
  • работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.
  • подбор декораций и костюмов.
  • оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).
  • момент творчества. Чтение детьми своих стихов, сочинение “буриме”.
  • рефлексия.

Чтобы “вжиться” в литературный материал, прочувствовать его, необходима непрерывно действующая форма речевой практики:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
  • освоение рациональных приёмов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
  • приобретение опыта публичного выступления;
  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная даёт возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся.

Формы проведения творческих гостиных разнообразны: театрализованное представление, конкурс чтецов, презентация творческих работ, лекция-концерт, литературный вернисаж, литературное кофе.

Данные формы проведения направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.

Рамки “Литературной гостиной” позволяют проводить встречи с писателями и поэтами, литературные чтения, ставить спектакли. Работа в литературной гостиной помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности по краеведению, редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять исследовательские работы, грамотно строить свою речь, писать сценарии, творческие работы, развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях. Таким образом, литературная гостиная воспитывает чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности детей, творческое воображение, развивает мышление. Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрыть любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, игру, диалог со зрителем.

Литература

1. Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Методика преподавания литературы. Под ред. Я.А.Ротковича. М., 1985.

2. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1985.

3. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников. СПб., 2001.

4. Копылова Н.А. После уроков. М.: Просвещение, 1989.

5. Шадрина С.Б. Литературная гостиная. Волгоград.: Учитель, 2009.