Конспект фрагмента урока литературного чтения "М.Вайсман "Лучший друг медуз"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Класс: 3.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цели урока:

  • Деятельностная цель: Формировать способность учащихся, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа.
  • Содержательная цель: Учить детей умению оценивать героев, определять мотивы и последствия их поступков, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения.

Оборудование:

презентация;

  • иллюстрации к рассказу (художник Тимохина Т.Н.) <рисунок 1>,<рисунок 2>,<рисунок3>;
  • листочки для пожеланий;
  • наборы стикеров (красный, жёлтый, зелёный).

Ход урока

1. Мотивация

Слайд 2 (Приветствие).

- Добрый день, ребята! Рада встрече с вами! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

- И у меня хорошее настроение, а значит, нам вместе будет легко и интересно работать.

Сядьте, пожалуйста, на места, Закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули…

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Слайд 3 (Шум моря).

- Вы слышите шум? Что это за звуки? (Море).

Слайд 3 (Фотография моря).

- А у моря ведь тоже бывает настроение? Как определить настроение моря? (по цвету)

- Давайте определим, какое настроение у моря, изображённого на экране? (…….)

- В каком произведении герои так же определяли настроение моря?

Слайд 3 (Название рассказа и автор).

- Верно, такое представляет писательница Маша Вайсман в рассказе «Лучший друг медуз». Откройте, пожалуйста, учебники и найдите в тексте отрывок, подтверждающий наши слова.

- А кто главный герой рассказа? Верно - маленький мальчик!

Слайд 4 (Мальчик).

- Как его зовут? (Филя)

- Ребята, у каждой группы на столе лежит иллюстрация. Как вы думаете, какое задание вам предстоит сейчас выполнить? (Каждой группе нужно определить, какой сюжет из рассказа соответствует рисунку.) Обратите внимание на очередность выступления групп.

Слайд 4 (Рисунки).

Ученики сопоставляют предложенный рисунок с текстом рассказа, выделяют в тексте соответствующий рисунку отрывок.

3. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, настал момент озвучить результаты вашей совместной работы. Слайд 5.

Вопрос к первой группе:

- Какой сюжет изображен на вашем рисунке? Назовите причины, почему же Филя отказывается купаться?

- Что мы узнали о мальчике из этого сюжета, какой он? (Наблюдает, любит размышлять, испытывает страх). Слайд 6.

Послушаем вторую группу. Слайд 7.

- О чем ваш сюжет? (Встреча с мальчишкой – варваром)

- Что происходит с главным героем в этом сюжете? Он меняется?

- Можно ли сказать, что маленький мальчик Филя растет в глазах читателей?

- Что он делает в этой ситуации? (Сочувствует, сопереживает, испытывает чувство любви к медузам). >Слайд 8.

Слово третьей группе. Слайд 9.

- Что происходит в данном сюжете? (Филя поборов страх плюхнулся в воду и… поплыл)

- Что понимает читатель? Что происходит с Филей? (Побеждает страх! Испытывает благодарность к медузам! ОН НАСТОЯЩИЙ ДРУГ!) Слайд 10.

4. Включение изученного в систему знаний

- Какие качества приобретает Филя, совершая этот поступок? Можно ли сказать, что Филя вырос в наших глазах? (Да). Слайд 10 (Надписи исчезают, мальчик растёт).

- Почему так можно сказать? (Он стал лучше)

- Скажите какие качества присущи мальчику? Слайд 10 (Качества)

- Филя изменился. А мы, читая этот рассказ, изменились? Мы приобрели что-то новое?

- Благодаря чему с нами произошли такие изменения? (Благодаря чтению рассказа)

5. Рефлексия

Рефлексия эмоциональная.

- Вам понравился рассказ?

- Вы хотите, чтобы его прочитали другие ребята? Есть ли у вас пожелания для них? Оформите свои пожелания. (Отвечают у доски, прикрепляют пожелания на доску)

- Я хочу, чтобы писательница Мария Владимировна Вайсман зачитала для Вас небольшой фрагмент другого рассказа. Слайд 11 (Видеофайл).

- Желаю всем, чтобы у каждого в жизни всегда был ЧЧ (час чтения), который будет помогать вам расти и становиться хорошими людьми.

Рефлексия оценочная.

- Скажите, пожалуйста, что вам сегодня  понравилось в уроке?

- Что было делать легко?

- С какими трудностями столкнулись?

- У каждого из вас есть разноцветные стикеры.

Выберите:

  • красный – те, кому сегодня на уроке не понравилось.
  • жёлтый – кому понравилось.
  • зелёный – кому понравилось и он готов продолжать работу.

- Прикрепите, пожалуйста, выбранные вами стикеры на доску.

Слайд 12.

- Спасибо. Мне тоже очень понравилось работать с вами.

- Спасибо за урок!