Урок математики по теме "Миллион. Класс миллионов"

Разделы: Математика


Тип урока: ознакомление с новым знанием.

Цель:  ввести понятие «миллион».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с новой счетной единицей – миллион;
  • выявить десятичный состав миллион, познакомить с записью числа 1000000;
  • решать задачи, примеры.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции, воображение детей;
  • на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе.

Воспитательные:

  • прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля.
  • воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.
  • способствовать умению работать в парах.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

  • понимать, что такое «миллион»;
  • распознавать классы, разряды.

Формы работы: парная, фронтальная.

Методы обучения:

  • Рассказ учителя
  • Наглядный метод
  • Частично-поисковый

Оборудование: проектор, презентация, учебник, раздаточный материал.

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  Формирование УУД

1

Мотивация учащихся к учебной
деятельности 
(мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне)

– Здравствуйте, ребята.
- Улыбнулись друг другу и сели.

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
Посмотрите на слайд  и выберите себе установку на урок:

Я буду внимателен
Я буду старателен
Я буду трудолюбив
Я буду доброжелателен
Я буду активен
Я буду успешен
Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Включаются в учебную деятельность.

Личностные УУД:
самоопределение.
создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД

 

 

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог

2

 

Актуализация знаний, мотивация

(Воспроизведение знаний, осознание необходимости получения новых знаний)

 

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав загадку
(Слайд 2)
Летит – гудит,
Сядет – молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг –
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб –
Спасайся бегом!
– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси отмечали праздник пчелы 30 апреля. (Слайд )

 

 

 

Находят ответ на загадку

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

А сейчас несколько интересных данных из мира пчёл, а вы запишите.
1) Чтобы приготовить 100 граммов меда, пчела иногда пролетает сорок шесть тысяч километров это тоже, самое, что облететь весь земной шар по экватору; рабочая пчела успевает опылить за день до семи тысяч цветков.

Записывают числа, сравнивают

46000км
7000 цветков

2) Сейчас в мире насчитывается  двадцать тысяч видов пчел. Медоносная пчела машет крыльями со скоростью одиннадцать тысяч четыреста раз в минуту, создавая характерное жужжание 20000
11400

3) Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать четыре тысячи пятьсот вылетов и взять нектар с 10 млн  цветков

4500 вылетов
10 млн цветков

3 Постановка учебной задачи
(Постановка  темы и цели урока)

Все ли вам удалось сделать? (написать число 10 млн). Почему у вас возникло затруднение?
Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?
  ТЕМА «Миллион»
- А что такое миллион?
- Что мы считаем миллионами ? (людей,деньги)
(большое количество чего либо,
Название числа, состоящего из 1 000 000 единиц)
- Для чего нам нужна эта тема?
- Давайте определим цели урока
ЦЕЛЬ: Познакомиться с новой счетной единицей - миллион. Записью числа 1000000.
А для того чтобы добиться поставленной цели нам нужно повторить разряды и классы?

Проговаривают проблему, отделяя знание от  незнания.

Формулируют проблему, цель и тему урока

Познавательные УУД
поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД
умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Постановка темы и цели урока
Регулятивные УУД:
формирование умения удерживать учебную задачу.

4 Решение учебной задачи
(Формировать умение в совместной деятельности осуществлять поиск необходимой информации)
Как записываются числа (по разрядам и классам)
- Какие классы и разряды мы знаем?
(класс единиц, класс тысяч, класс миллион)
- Из чего состоит класс? (Единицы, десятки, тысячи)
- Как вы думаете, из каких разрядов будет состоять 3 класс и как он называется? (класс миллион)
Откройте учебник  стр. 96 № 451
Прочитайте числа. Увеличим наибольшее на 100 000.
Запишем  900 000 + 100 000 = 1000000
Так  что такое миллион : десять сотен тысяч образуют 1.000.000
6) записать 2 примера

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, определяют действия и их последовательность

 

Познавательные УУД
Умение читать многозначные числа

Личностные УУД
Содействовать формированию интереса к изучаемому материалу
Коммуникативные УУД
Умение слушать выражать свои мысли

5

 

 

Первичное закрепление
(Использовать новые знания для решения учебной задачи)
- Прочитайте числа
1 234 278           15 301 478
2 306 950           68 320 541
3 450 600           125 021 324
А вот теперь я вам  предлагаю
Записать числа в тетрадь
2354 184, 1 453 203
Чтение чисел Познавательные УУД
Умение читать  и записывать многозначные числа

- Запишите числа (Работа в парах)
- 120 единиц класса миллионов и 419 единиц класса тысяч.
- 70 единиц класса миллиона, 124 единиц класса тысяч и 103 единицы класса единиц
- 3 единицы класса миллиона 950 единиц класса тысяч
- 24 единицы класса тысяч и 182 единицы класса единиц

Запись чисел в тетради

Коммуникативные УУД:
сотрудничество с учителем и со сверстниками.
контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Регулятивные УУД:
умение контролировать свою деятельность

6

Физминутка

Физминутка для глаз (презентация)

 

 

7 Закрепление
изученного
материала (решение
задач)

Мы продолжаем трудиться как пчелки.
Пчела летит со скоростью 8м/с. За какое время пчела пролетит 72 м?

Устно решают задачу Познавательные УУД
Построение логической цепочки рассуждения при решении задач
Регулятивные УУД
 Умение действовать по плану и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
личностные УУД
содействовать формированию интереса к
изучаемому материалу
На одной пасеки 7 семей с каждой пчелиной семьи за сезон было собрано 220 кг меда. На другой 3 пчелиные семьи, с каждой семьи собрали 170 кг. Сколько всего кг меда было собрано с 2-х пасек?
№452

Самостоятельно решают задачу
7х 220= 1540 кг 1 пасека
3х170 =510 кг 2 пасека
1540 +510 = 2050кг

12-4= 8 км/ч – скорость сближения
24 : 8= 3 ч время, через  которое всадник догонит пешехода
4х3 =12 км пройдет пешеход до того момента как его догонит всадника.

 

8

Закрепление
с прогнозированием
результата

(Использовать знания для решения учебной задачи)

Организует работу по закреплению знаний. Дает инструктаж по выполнению
Задания.
- У каждого из вас имеется карточка с выражением.
905386-6110:26 х 143+128219=1000000
804354 – 354 :23 х 128 + 215358=1000000
Предлагаю спрогнозировать успешность вашей работы.
В верхнем  углу карточки вы видите круг
Закрасьте его зеленым цветом, если вы уверены в своих силах.
Желтым если сомневаетесь.
Красным если вам нужна помощь.
Кому нужна помощь обращайтесь к соседу или учителю. Критерий оценки – правильность счета и безошибочность.
Когда решите, передайте карточку соседу. А что бы ему проверить придется решить ваш вариант.
Если нет ошибок, он закрасит нижний круг зеленым. Если не правильно, то красным. И вы вместе найдете ошибку.

 

Познавательные УУД
Построение рассуждений при решении  выражений
Коммуникативные УУД
сотрудничество с учителем и со сверстниками.
контроль, коррекция, оценка действий партнера
Личностные УУД
умение анализировать свои возможности
Регулятивные УУД
Прогнозирование результата

Я предлагаю вам еще одно задание.
На доске два столбика с примерами.
Выберите для решения тот столбик примеров с которым вы легко справитесь и решите.
12145+ 7045      1245136 + 458763
96314- 2047       6 274 368 - 1472314
3214 х 9              1245132 х 4

 

 

19190           1703899
94267           4802054
28926           7980528  

9

 

Оценка
Определять уровень
овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

 

Вот и подошел к концу наш урок.
Добились ли мы поставленной цели?
Что мы для этого делали?
Необходимы ли знания записи чисел, больше 100.000?
Но, а в заключении я хочу провести  небольшой тест. Как вы усвоили материал.
Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения Соотносят цель и результаты.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
Регулятивные УУД:
оценка своей деятельности на уроке
Личностные УУД:
Самооценка

Тест
1) один миллион  сто тридцать тысяч двести пятнадцать единиц  – это
а) 1130215    б) 113215  В) 130215
2) число 3228 – читается так:
А) три тысячи двести двадцать восемь
Б) триста двадцать тысяч двадцать восемь
В) тридцать две тысячи двадцать восемь
3) Число к которому нужно прибавить
Число 1, чтобы получить 1000000
А) 9999   б)99999   в) 999999
4) Число 1 254 206 состоит из разрядных
слагаемых.
А) 1000000+200000+50000+4000+200+6
Б) 1000000+200000+50000+4000+206
5) Число состоящее из 10 тысяч, 8 сотен и 3 единицы записывается:
А) 1803  б) 10803  в) 10083

- А теперь пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой – нарисуйте на полях тетради синий кружок, если у вас не все сегодня получалось, были трудности – нарисуйте зеленый кружок, а если вы совсем собой недовольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось – нарисуйте красный кружок.

Выполняют тест

Познавательные ууд
поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УУД
сотрудничество с учителем и со сверстниками.

10

Подведение итогов урока и рефлексия
(Соотносить цели и результаты собственной деятельности)

- Кто полностью доволен своей работой на уроке?
В начале урока вы себе давали установку на урок, вспомните её (слайд), а теперь просигнализируйте мне, удалось её вам выполнить

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения