Организация проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС СОО. Технология проекта

Разделы: Общепедагогические технологии


Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов. 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно  конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Как педагогическая технология метод проектов представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.

Проблемы, с которыми сталкиваются учителя при организации проектной деятельности:

  1. Что такое учебный проект?
  2. Как выбрать тему проекта?
  3. Каковы этапы проектной деятельности?
  4. Как организовать работу над проектом?
  5. Как правильно оформить презентацию проекта?

Тема должна представлять интерес для ученика!

1) Предлагаем какую-либо проблему в самых общих чертах и даем ученикам возможность обсудить ее и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.

2) Можно предложить собирать разную информацию по общей теме.

Порядок действий:

1. Знакомство класса с общей темой (разделом учебника).

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор темы проекта.

5. Выбор проектного продукта.

Важно! При выборе направления работы учитель не только предлагает много подтем, но и подсказывает, как они могут сами их сформулировать.

Требования к формулировке темы (названия) проекта

  • в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;
  • название должно выражать главную идею;
  • название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;
  • название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Проект предполагает определенные этапы работы. Проект – это  “пять П”:

  • проблема,
  • проектирование (планирование),
  • поиск информации,
  • продукт,
  • презентация.

Рассмотрим каждый из представленных этапов.

Этап 1.
Подготовка

Определение темы, целей проекта и конечного продукта.

Этап 2.
Планирование (проектирование)

  1. Уточнение количества участников.
  2. Формирование групп.
  3. Распределение обязанностей.
  4. Определение источников информации.
  5. Ознакомление с критериями оценки результатов.
  6. Составление оптимального плана работы.

Этап 3.
Поиск информации (реализация проекта)

  1. Сбор и обработка информации.
  2. Решение возникающих вопросов и проблем.
  3. Корректирование планирования (при необходимости).
  4. Оформление документации проекта.

Этап 4.
Продукт (Выводы)

  1. Анализ информации
  2. Формулирование выводов
  3. Выполняют исследование и работают над проектом,
    анализируя информацию. Оформляют проект.

Этап 5.
Презентация проекта

  1. Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии).
  2. Ответы на вопросы.
  3. Интерпретация полученных результатов

Этап №1 Подготовка

Необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?»

Содержание проекта должно быть ориентировано на интересы и жизненную ситуацию учеников.

В коллективном проекте перед учителем стоят следующие задачи:

1) собрать различные идеи учащихся;

2) организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;

3) поддержать (или  тактично скорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

4)  использовать технологический прием «мозговой штурм» для выявления идей.

Правила «мозгового штурма

1) принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики чужих идей;

2) приветствуется свободный полет фантазии, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи;

3) идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей;

4) нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей;

5) необходимо записывать все идеи;

6) отбор лучшего решения.

Этап заканчивается формулированием:

  1. Темы (что мы будем делать?)
  2. Цели (для чего мы  будем это делать?)
  3. Задач проекта (как мы будем это делать?)
  4. Определением проектного продукта (что должно получиться в результате?)

Этап №2 Планирование

Важнейшим метапредметным результатом освоения ООП является умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Алгоритм планирования работы над проектом:

Шаг 1. Зачем мы это делаем? (Формулирование проблемы и цели проекта)

Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта)

Шаг 3. Кто это будет делать? (Формирование групп, назначение ответственных)

Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? Что еще необходимо? (Выявление имеющихся и необходимых ресурсов)

Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Основные  этапы работы)

Шаг 6. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развернутого плана работы)

Шаг 7. К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы)

На этапе планирования происходит:

  • Уточнение количества участников.
  • Формирование групп.
  • Распределение обязанностей.
  • Определение источников информации.
  • Ознакомление с критериями оценки результатов.
  • Составление оптимального плана работы.

Этап №3 Поиск информации (реализация проекта)

Важнейшая задача учителя на данном этапе грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность учащихся и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности. На данном этапе происходит:

  • Сбор и обработка информации.
  • Решение возникающих вопросов и проблем.
  • Корректирование планирования (при необходимости).

Этап №4 Продукт

На данном этапе происходит:

1. Анализ информации.

2. Формулирование выводов.

3. Оформление проекта, продукта, ради которого создавался данный проект.

Этап №5 (презентация проекта)

Основная задача этого этапа – представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы.

Формы презентации:

  1. Устное сообщение на уроке;
  2. Публичная защита проекта;
  3. Театрализованное представление;
  4. Демонстрация видеофильма;
  5. Презентация веб-сайта и др.

Примерный план устного сообщения представлен на слайде.

В процессе презентации учащиеся должны продемонстрировать:

  1. Понимание цели и задач проекта;
  2. Умение представить работу над проектом в устном сообщении;
  3. Умение аргументировать выбор способов путей решения проблемы;
  4. Умение проводить анализ проделанной работы.

В завершение работы над проектом обучающимся следует провести рефлексию.

Вопросы для обсуждения проекта:

  1. Что было самым трудным в работе над проектом?
  2. Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решали?
  3. Можно ли считать проблему решенной?
  4. Чем работа в конце проекта отличалась от работы в его начале?
  5. Что нуждается в доработке?
  6. Чего вы до сих пор не понимаете?
  7. В чем вы стали более уверенны?
  8. Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?

Шестое “П” проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: Times New Roman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (на титульном номер не ставить).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставится.

1. Титульный лист

Титульный лист - является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова тема; и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным — соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова год).

2. Оглавление

В нём приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

3. Введение

  • В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).
  • Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы. Актуальность — обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
  • От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить, выявить и т.п.)

4. Главы основной части

Теоретическая

В первой главе проекта (начало исследования) рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме (исторические сведения, современное состояние, анализ рынка, звездочка обдумывания и др.).

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев.

Практическая часть проекта

В ней необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Оценочная

Далее необходимо рассмотреть оценки проекта. Представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. Не злоупотреблять перепечаткой или копированием информации из различных источников. Обязательно делать выводы о том, как эта информация пригодилась проектанту в работе.

5. Заключение

Краткие выводы по результатам выполненного проекта, оценку полноты решения поставленных задач. В заключении последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

6. Библиографический список использованной литературы

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

7. Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня мы, учителя, должны создать все условия для развития проектного мышления для успешного будущего наших учеников.