Урок по геометрии в 7-м классе по теме «Смежные углы»

Разделы: Математика


Цель урока:  изучить понятие смежных углов и их свойства, применять свойство смежных углов при решении простейших задач.

Задачи:

  • Ввести понятие смежных углов
  • закрепление понятия смежных углов в ходе решения задач по теме
  • Организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач
  • Провести рефлексию деятельности

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
  • Метапредметные: развитие умения видеть математическую задачу в окружающей жизни, понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, самостоятельно ставить цели, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем
  • Предметные: развитие умений проводить логические обоснования ,работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию, освоение знаний о нахождении смежных углов, овладение геометрическим языком, развитие навыков устных и письменных вычислений)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Педагогическая технология: проблемное обучение, использование приемов технологии критического мышления.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
  4. Целеполагание и мотивация.
  5. Изложение нового материала.
  6. Первичная проверка понимания.
  7. Включение в систему знаний.
  8. Информация о домашнем задании
  9. Рефлексия
  10. Итог урока.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент.

Цель: вовлечение учащихся в учебный процесс

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас всех видеть. Проверьте, все ли готово к урока. Хорошо. Начинаем работу.

Готовятся для работы, включаются в деловой ритм урока, обсуждение эпиграфа

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: активизация мотивационной деятельности

В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать различные особенности геом. фигур. И пусть эпиграфом урока будут слова фран. Математика Паскаля «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (слайд 1) Как вы их понимаете? И сегодня добывать знания вы будете сами.
Ребята, а часто в нашей речи встречается слово «угол»?
Где употребляется выражение «пробить угловой»?
Как понимаете высказывание «встретились на углу»
А теперь от представления перейдем к научному.
Сейчас мозговой штурм, работаем в парах. На листочке (лежат чистые на партах) а учитель на доске посередине запишем ключевое слово «угол», вокруг запишем слова, понятия, выражения, идеи, факты, виды углов, все что имеют отношения к ключевому слову. Но предварительно вспомним определение угла.
А вот о каких углах пойдет сейчас речь, мы постараемся выяснить вместе.

Живой уголок
Классный уголок
Поставить в угол
Загнать в угол

 

 

Составляют кластер, обсуждая действия в парах

3. Актуализацияифксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка к усвоению новых знаний

В начале заглянем в математическую корзину, узнаем, какие загадки нам приготовила царица все наук математика (ножницы, веточка).Начнем с веточки. Есть здесь углы? Сколько? Какие? Что общего у острого и тупого углов? Как можно эти углы назвать? Если есть затруднения, посмотрим картинки (слайд 2–5)

Решают проблему.
Находят различия на чертежах, дают определение смежных углов.
Отвечают на вопрос

4. Целеполагание и мотивация

О каких же углах сегодня пойдет речь?
Как сформулируем тему урока?
Какие цели  мы поставим на нашем уроке?

Формулируют тему и  цель урока, записывают в тетрадь

5. Объяснение нового материала.

Цель: открытие новых знаний

Рассмотрим рисунки а, б, в на доске:

1. Что общего у всех пар углов?

2. Чем отличаются пары а и б?

3. Чем отличаются пары углов б и в?

4. А как мы назвали углы на рисунке в?

Значит углы 5 и 6 смежные. Итак, давайте попробуем дать определение смежных углов

Отвечают на вопросы учителя в ходе устных и письменных упражнений.
Дают определение смежных углов

6. Первичное закрепление.

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала

Поработаем с определение смежных углов. Работа в парах Карточка №1.Как вы думаете, какое задание я хотела вам предложить? На каких рисунках пары углов смежные и почему.
Смежные углы могут встречаться и в геометрических фигурах. Задание следующее. В тетради выписать для каждого из трех рисунков  пары смежных углов.
Цель следующего задания – научиться строить смежные углы. Как построить смежный угол для заданного угла? Попробуйте это сделать. Практическая работа по вариантам (1 – угол 60 градусов, 2-120 градусов) на интерактивной доске. Построить смежный угол для данного и определить его градусную меру.
Проверка:
1. Единственное решение при построении, у кого по другому?
2. Какова градусная мера смежного угла, как вы это определили?
3.Какой по виду угол был задан?
4. Какой по виду смежный с ним? (слайд 9) (слайд 10)
Итак, мы строили смежные углы, находил их градусные меры и давайте сделаем вывод, каким же свойством обладают смежные углы?  (слайд 11)
А могут ли смежные углы быть равными:? В каком случае?
Могут ли смежные углы быть оба острые ? Почему?
Могут ли смежные углы быть оба тупые? Почему?
Давайте найдем, где в учебнике рассказано  о смежных углах и их свойствах, откроем стр. 22, пункт 11, найдите и прочитайте. Дайте определение смежных углов, каким свойством обладают смежные углы?

1. работают в парах, находят смежные углы, аргументируют;
2. находят смежные углы  в геометрических фигурах, проверка у доски;
3.строят смежные углы, делают вывод об их градусной мере, выводят свойство смежных углов;
4. работают с учебником

7. Включение в систему знаний.

Цель: выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

Вернемся к целям урока (слайд12).
1. дать определение смежных углов
2. изучить свойства смежных углов
И самое главное,
3. научиться решать задачи с применением этих свойств.
Но перед этим проведем зарядку для глаз, снимем напряжение  и будем работать дальше (слайд 13) Следим глазами за движением на экране.
Следующее задание покажет как вы хорошо усвоили новую тему. Тест. В тетради записываем букву, соответствующую верному утверждению (слайды 14–20).
Взаимопроверка, оцениваем работу соседа, меняемся тетрадями, на полях карандашом  ставим оценку, за 1 ошибку «4», за 2 ошибки ставим «3». (слайд 21).
Много ли у нас пятерок?
Задача 1. (слайд 22) поработаем  вместе с подробным и обоснованном оформлением.
Задача 2. (работа в группах по 4 человека) <Приложение1>
Но прежде вспомним, что означает равенство ˂1:˂2=4:6? Выбираем любой способ решения.
(проверка на доске)

Физкультминутка
Проверяют друг друга и выставляют оценку на полях,решают задачу, далее работают в группах

8. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Запись домашнего задания с комментированием и указаниями.
П.11 №55 (на построение смежных углов), 58, 61(а,г) (нахождение смежных углов); найти рисунки и фото с примерами смежных углов (задание творческого характера)

Записывают домашнее задание

9. Рефлексия.

Цель: выявление уровня осознания содержания пройденного

1. Выполнили цели урока?

2. Творческая работа (написание стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк - прием синквейн) работа в парах

Отвечают на вопросы
Выполняют творческую работу в парах, представляют результат деятельности

10. Итог урока

Выставляет оценок

 

Технологическая карта урока