Конспект урока по теме "Святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ, Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: углубить понимание ценностей христианской жизни.

Задачи урока:

  • учебные: дать понимание о юродстве, как об одном из тяжелейших христианских подвигов, познакомить с житиями юродивых Христа ради: Василия Блаженного, Прокопия Устюжского, Николая Саллоса, Ксении Петербуржской.
  • воспитательные: воспитывать благоговейное отношение к православным святым, уважительное отношение к окружающим людям.
  • метапредметные: формирование навыков нравственного оценивания усваиваемого содержания, развитие навыков обобщения и анализа информации.

Основные понятия: Счастье. Блаженство. Блаженный. Блаженны. Непорочные. Закон Господень. Христа ради юродивый. Духовное богатство. Нищета духовная. Храм Василия Блаженного.

Методическое обеспечение: презентация, репродукции старинных икон и картин, видеофильм, аудиозапись, рабочие листы.

Наглядность (дополнительный материал)

Слова учителя

1 этап. Организационный момент (1 минута)

2 этап. Постановка цели и задач урока. (5 минут)

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005 г.

- Рассмотрите репродукцию.
- Опишите, кого вы видите. Как вы думаете, что происходит?
- Почему люди так смотрят на старичка?
- Кто же изображен в центре картины?
Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос и узнаем почему так странно выглядит этот человек.

3 этап. Усвоение новых знаний (34 минут)

(У ребят на партах рабочие листы со стихотворением)

Восемьдесят восемь лет юродивый прожил...
Много интересного он в жизни совершил,
И даже после смерти продолжались чудеса –
Исцелялись у людей больные телеса.

В Москве, на Красной Площади Блаженный погребён,
И собор Покровский в честь Святого наречён.
Название второе дожило до наших дней –
И служит уважением к Святому всех людей.

- Прочитайте стихотворение. Подчеркните слова, которые вам не знакомы.
Юродивый (слав. глупый, безумный) – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость. Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Так они обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле.
Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом… »
- Как называется собор на Красной Площади. (Какое второе название имеет Покровский собор на Красной Площади?)
- В честь какого святого назван так собор?
Блаженный Василий родился в декабре 1468 г. близ Москвы «от отца Иакова и матери Анны в царствующем граде Москве у Пречистый Богородицы Владимирский на Елохове». Кто были родители Блаженного, житие умалчивает. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей.
Подвиг юродства Христа ради, который избрал для себя Блаженный Василий, — необычайный и один из труднейших видов подвижничества. Всей своей жизнью он отрицал общепринятый уклад. Живя среди самой суеты, он был далек от суеты этого мира. Шестнадцати лет святой оставил ремесло и начал подвиг юродства, который совершал 72 года. Он не имел крова, подвергал себя всяким лишениям, отягощал тело веригами. Житие описывает, как он словом и примером учил народ нравственной жизни.
Непримиримость к греху и жалость к людям стали проявляться с первых дней подвижнической жизни Блаженного Василия. Постоянно, в палящий летний зной и в трескучий лютый мороз, ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Обыкновенно он был молчаливым, а если и говорил, то произносил что-то странное, загадочное и непонятное.
Странны были и его поступки: зайдет в калашный ряд — то у одного, то у другого торговца опрокинет лоток с калачами, придет в квасной ряд — там прольет у кого-нибудь кувшин с квасом. Рассерженные торговцы начинали его бить, таскать за волосы по земле, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Странные и непонятные поступки Блаженного постепенно получали свое объяснение: оказалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, квас тоже был негодным.
Блаженный Василий не имел определенного пристанища. Ночь он проводил обычно на церковной паперти, оплакивая людские грехи, а дни — в подвигах юродства, обличая неправду, укоряя за пороки, стараясь направить всех на путь истины и добра.
Уважение к Блаженному Василию стало возрастать: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды человеческой. Святость жизни блаженного привлекала к нему за молитвенной помощью и царя, и царицу, и князей, и простых людей. «Преблаженный Василий! Молись усердно Христу Богу нашему за город наш Москву и за все города и селения русские и воинству будь помощником в победе!» - с такими словами обращались к святому Василию христиане.
Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, Блаженный Василий дожил до глубокой старости. В последние годы он лежал тяжело больной. Царь Иоанн Грозный и царица с младенцами — старшим Иваном и меньшим Феодором пришли к нему испросить молитв за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал, обращаясь к младенцу царевичу Феодору: «Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты — наследник».
Как-то царю Иоанну Грозному вздумалось пригласить Блаженного Василия на свои именины. Когда подносили заздравную чашу, юродивый три раза принимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв его действия за пренебрежение к царю. «Не кипятись, Иванушка, — сказал юродивый, — надо было заливать пожар в Новгороде, и он залит». Иоанн Грозный не был из числа людей доверчивых, был послан нарочный в Новгород. Оказалось, что Блаженный был прав. Гонцы передали царю со слов новгородцев, что действительно в тот день и час начался страшный пожар, но внезапно и неизвестно откуда появился какой-то нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Василий Блаженный не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Правда, Житие описывает только один такой случай, когда Блаженный упрекнул царя за то, что, находясь за Богослужением, царь во время молитвы думал о постройке своего нового дворца на Воробьевых горах. После службы Блаженный Василий подошел к царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», — спросил царь. «А я видел тебя, — отвечал Блаженный, — только ты был не в храме, а на Воробьевых горах».
- Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1. В чем необычность и трудность подвига юродства?
2. Во сколько лет Блаженный Василий начал свой подвиг?
3. В чем проявился подвиг юродства Василия Блаженного?
4. Почему Василий Блаженный опрокидывал лотки с калачами, проливал кувшины с квасом?
5. Где ночевал Василий Блаженный и почему?
6. С какими словами обращались христиане к Василию Блаженному?
7. О каком Божьем даре свидетельствует этот эпизод? (о даре пророчества)
8. О каком Божьем даре свидетельствуют эти эпизоды?
Блажен, кто ненависть людскую
Любовью может побеждать,
Кто может в горе не роптать
И свято верить в жизнь иную.
Блажен, кто любит в наше время,
Кто искру веры сохранил:
Тому не страшно средь могил,
Тому не тяжко жизни бремя!
- Прочитайте стихотворение и скажите, что делает жизнь христиан счастливой.
- Найдите подтверждение в житии святого Василия Блаженного.
Стихира:
«Преблаженный Василий!... Ты… смело отвергнув все удовольствия телесные, последовал за Христом, собирал богатство духовное трудами и терпением, со свечою всегда горящею.»
- Послушайте песнопение, посвященное блаженному Василию.
- В чем заключалось духовное богатство святого?
- В чем состояли его труды, позволившие ему получить такое большое богатство?
В песнопении поется о свече в руке блаженного. Но в житии святого не говорится о том, что блаженный ходил, держа в руках свечу. Свеча в христианской культуре является символом молитвы к Богу. Василий Блаженный умом всегда пребывал в Боге, в молитве.
«Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господнем.»
Псалом Давида 118, ст. 1.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.»
Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 3.7
Блаженны алчущие и жаждующие правды.
- Назовите заповеди Блаженства, с которыми жил Василий Блаженный.
Видео. Закон Божий «Юродивые» (10 минут)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=282&v=6SGDIgqSB4g
- Посмотрите видеофрагмент.
- Назовите святых, которые взяли на себя подвиг юродства.
- Кто был первым юродивым на Руси? В чем проявилось необычное поведение святого Прокопия Устюжского?
- Какие слова святого блаженного Николая Саллоса остановили  царя Иоанна Грозного в Псковской расправе над жителями города?
- Почему Ксению Петербуржскую считали юродивой?

Рассказы о юродивом Андрее Беленьком.
Игорь Евсин
НЕ СТОЙТЕ НА ОДНОЙ НОГЕ
Рассказы о юродивом Андрее Беленьком

Сапоги – мои вериги
Промозглым осенним вечером в дверь дома вековухи Василисы Кистеневой кто-то постучал. Громко, три раза с небольшими перерывами между каждым стуком.
Хозяйка сразу же пошла открывать. Она знала, что три раза – во имя Отца, и Сына, и святого Духа – стучит только юродивый странник Беленький. И точно – открыв дверь, она увидела на пороге Андрея Потехина, которого за светлые волосы и белые ресницы прозвали Беленьким.

Христиане, стремясь к спасению души, стараются выполнять заповеди Божьи. Но путь послушного следования заповедям труден. Только святые идут путем всецелого послушания воле Божьей, не обращая внимания на преграды: насмешки, гонения и даже – смерть.
Подвиг юродства описывается и в современной литературе.
  Прочитайте один из рассказов о юродивом Андрее Беленьком  и ответьте на вопросы.
Вери́ги (старослав. верига — «цепь») – 1) железные цепи, полосы, кольца, носимые подвижниками на голом теле, для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее и пр., которые носили некоторые подвижники для смирения плоти;
Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них свт. Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех».
– Здорово, Вася, здорово, каляка-маляка, – торжественным голосом, словно солдат генерала, поприветствовал Беленький хозяйку.
– Андрюша, Беленький, здравствуй! Проходи, родимый, проходи. Раздевайся, сушись у печки, да садись за стол, у меня картошечка сварилась, сейчас кушать будем, – было видно, что Василиса обрадовалась нежданному гостю. – Хорошо, что заглянул на огонек, а то живу я, доживаю свой век и не с кем покалякать. А умру – и некому поплакать.
– Калякать-малякать – лишнего говорить, да Вышнего гневить, – пробормотал Потехин, снял отсыревшую фуфайку, и присев на табуреточку, вздохнул.
– Больно строг ты сегодня, Андрюша. Аль случилось что?
Потехин действительно выглядел как-то напряженно. Словно что-то мучило его.
– Снимай, родной, сапоги, да проходи к столу.
Он с трудом наклонился, и болезненно скривив губы, стянул с ног видавшие виды, сморщенные кирзовые сапоги.
Увидев сбитые в кровь ступни странника Андрея, Вася всплеснула руками и поняла, почему так напряжен Беленький:
– Да что ж ты себя не жалеешь-то! Сколь раз я тебе говорила – заворачивай ноги в портянки. Ну, чего ты упрямишься?
– Так надо, каляка-маляка, так надо. Сапоги без портянок – мои вериги.
Кистенева замолчала. Сердцем она чувствовала, что Андрюша Беленький – юродивый, Божий человек. А его странничество – особый подвиг. Только уразуметь смысл этого подвига не могла. К чему такая необходимость постоянно ходить по городам и весям?
 
– В небесные обители, – вновь забормотал Потехин, – на коне не доскачешь, на машине не доедешь, на ероплане не долетишь. Только ножками. Топ-топ. Всю жизнь топ-топ. До крови топ-топ. Чем больше ножки болят, тем меньше болит душа. Вот оно, какое дело-то…

- Как вы понимаете подчеркнутую реплику?

Услышав от блаженного ответ на свой мысленный вопрос, Василиса Кистенева не удивилась. Не в первый раз она замечала за Беленьким способность отвечать на вопрос прежде, чем его зададут. Знала и о его прозорливости, проявившейся еще в детстве. Всей округе известен случай, когда он, будучи еще ребенком, сидя у окна вдруг запищал: «И-и-и, сейчас как вспыхнет!». Родители из его слов ничего не поняли. Но не прошло и часа, как в деревне загорелся дом. «Не потушите», – вновь запищал Андрюша. И точно – в противопожарной бочке не нашлось воды, а у ближайшего колодца был сломан ворот. Пожар потушить не смогли.
«А ведь Андрюша еще подростком стал ходить по селам, – подумала Василиса. –  Стал таким, как я, вековухам, по хозяйству помогать: кому дров нарубит, кому воды наносит, кому грядки вскопает. Придет, бывало, скажет: «Давай дрова мочалить». Так его многие и называли – Мочалин».
– Мне, Васька, – заговорил Андрюша блаженно вытянув ноги к печке, – ни папка, ни мамка не запрещали ходить по селам дрова мочалить. Ведь за работу едой платили. Кто хлебушка даст, кто молочка, кто яичек.
«Что верно, то верно, – подумала Василиса. – Правда, он, глупота, пока до дома доходил, все нищим раздавал. Ну и доставалось же ему, наверное, от родителей».
– А меня, каляка-маляка, дома не ругали, – неожиданно сказал юродивый, многозначительно погрозив Кистеневой указательным пальчиком. – Глупого бранить, что на дерево ругаться. Правда, проучить пытались.
- Нужно ли было Андрею слышать вопросы, с которыми к нему обращались? Почему?

– Да я уж слышала.
И впрямь во всей округе был известен случай, когда Андрюша пришел домой без еды. Ну и решили тогда родители его проучить. Не звали за стол. День не звали, два не звали, три не звали.
Но еды он почему-то ни разу не попросил. Вел себя так, словно ничего не происходило. И, к удивлению всех, работал особенно усердно – за двоих. Да еще с улыбочкой, светлой такой улыбочкой работал, что любо-дорого смотреть. Решили тогда родители – раз не выучили, покуда поперек лавки лежал, то теперь, когда во всю лавку вытянулся – не выучишь. Отступились они от него. И стал Андрюша Потехин странствовать.

- Как вы думаете, а как реагировал на это Андрюша, что он делал?

4 этап. Итог урока (5 минут)

Аудиозапись. Песня Светланы Копыловой «Тень святого»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=lQcCoUOHrxE

- Послушайте песню Светланы Копыловой «Тень святого»
- Как вы думаете, почему эта песня вошла в сборник «Блажен, кто верует»?
- Почему святой отказывался от даров, которые предлагали ему ангелы?
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
- Что вы запомнили о Василии Блаженном?
- В чем заключается подвиг юродства?