Конспект урока математики "Плоские и объёмные фигуры"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: углубить и расширить представления детей о плоских и объёмных предметах; их сравнение и выявление различия между ними.

Форма: урок-путешествие.

Оборудование: листы-распечатки с городами, геометрические фигуры, проволока для моделирования, альбомные листы и детали для изготовления открыток.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Мы начинаем урок математики.

- Знаете ли вы, что в огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием - Геометрия.

Эту страну населяют не числа, а различные линии, фигуры и тела. Слайд

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Геометрии и посетим города, в которых живут плоские и объёмные фигуры.

Наша задача  разобраться, что же такое плоские и что такое  объёмные фигуры, чем они отличаются и какие геометрические фигуры относятся к плоским, а какие к объёмным.

Путешествовать мы будем на воздушном шаре. Слайд

Как думаете, почему?

- Собран из геометрических фигур.

- Из каких?

В процессе путешествия мы выясним, к какой группе относятся детали нашего воздушного шара.

2. Основная часть

- Итак, в путь!

Слайд

Солнце встало высоко
И летим мы далеко.
Город видим впереди.
Что за город? Погляди!

1 станция - распределительная

- Да не один город, а целых два.Слайд

- Перед вами два города. Прочитайте их названия.

На партах вы так же видите различные фигуры-жители городов. Расселите фигуры каждую в свой город.

Работа в  парах.

- А теперь расскажите, какие фигуры вы заселили в Город плоских фигур.

Ответы детей. Слайд

- Что общего у всех плоских фигур?

- Они целиком укладываются на листе, столе, не возвышаются над плоскостью, их можно вырезать из бумаги.

- Математики говорят, что плоскость – это двухмерное пространство, т.е. у неё есть два измерения: длина и ширина.

Какие ещё плоские фигуры вы знаете?

- Отрезки, прямые, треугольники, круги…

- А теперь назовите фигуры, которые поселили в Город объёмных фигур.

Ответы детей. Слайд

- Что общего у этих фигур?

- Их как ни клади, они будут возвышаться над столом, доской.

- Какие ещё объёмные фигуры знаете?  Ответы детей.

- В геометрии есть специальное название для объёмных фигур – геометрическое тело.

Все тела вокруг нас имеют три измерения: длину, ширину и высоту. Правда, далеко не у всех геометрических тел можно указать длину, ширину, высоту. А вот у прямоугольного параллелепипеда можно.

Слайд

Демонстрация учителем, дети рассматривают свои параллелепипеды.

- Все его грани являются прямоугольными. Многие предметы имеют такую форму. Назовите их. Слайд

Ответы детей.

- А теперь вернёмся к нашему воздушному шару. Из каких фигур, плоских или объёмных он состоит?

- Цилиндр и шар – объёмные фигуры, а тесёмки-линии – плоские.

-  Летим дальше.

Слайд

Солнце встало высоко
И летим мы далеко.
Остановка  впереди.
Что же это? Погляди!

2 остановка – научная

- А сейчас догадайтесь, о какой фигуре идёт речь.

Читают дети:

  1. Ты на меня,
  2. Ты на него,
  3. На всех нас посмотри.
  4. У нас всего,
  5. У нас всего,
  6. У нас всего по три.

- Это треугольник. Слайд

- Почему так решили?

- У треугольника  3 угла, 3 стороны, 3 вершины.

- А какая это фигура, плоская или объёмная?

- Подумайте, треугольник – это одна линия или несколько?

Ответы детей.

- Треугольник образуется тремя отрезками ломаной линии. Показ учителем.

Попробуйте смоделировать свои треугольники.

Поднимите, покажите свои треугольники.

- Отгадайте, о какой фигуре теперь пойдёт речь…

Ученик.

Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.

- Это круг. Слайд

- Какая это фигура, плоская или объёмная? Ответы детей

Слайд

Летим дальше…
Солнце встало высоко
И летим мы далеко.
Остановка  впереди.
Что же это? Погляди!

3 остановка – конструкторская

Слайд

- Перед вами лежат конверты. Достаньте из них геометрические фигуры.

- Назовите их.

Какие они плоские или объёмные? Почему?

- Не возвышаются над плоскостью.

- Сегодня с помощью этих геометрических фигур мы будем украшать открытку к празднику. Заготовки открыток вы найдёте на парте.

А какой праздник скоро все мы будем отмечать?

Сегодня мы с помощью этих геометрических фигур украсим новогодние открытки. Какие новогодние предметы мы можем собрать из них?

Украсьте новогодней аппликацией свою открытку, выбрав любой узор.

- Итак, мы должны собрать узор для новогодней открытки.

Какие новогодние предметы могут получиться из ваших фигур?

Вам осталось только самостоятельно приклеить геометрические фигуры на открытку в нужном порядке.

Работа в парах.

- Покажите свои работы.

Выставка работ.

Открытки получились замечательные. Их вы сможете подарить своим родственникам, близким, друзьям и  поздравить с Новым годом. Положите открытки перед собой.

3. Итог урока

Слайд

- Вот и закончилось наше первое путешествие по стране Геометрии. Но вам предстоит ещё не раз побывать в этой удивительной и замечательной стране и узнать много нового.

Сегодня вы все работали замечательно и поэтому вы ….молодцы.

Наш урок окончен. Спасибо за внимание.