Роль коррекционной работы в формировании и воспитании личности дошкольника

Разделы: Логопедия


Овладение родным языком является одним из основных показателей формирования личности. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших составляющих в системе дошкольного воспитания в целом. Дети с ОНР наряду с нарушениями лексико-грамматической и фонетико-фонематической систем языка, имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Отклонения в развитии вызывают, прежде всего, нарушения в области коммуникации и речевого общения. Речевые нарушения у детей могут также приводить и к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что может стать причиной возникновения патологических форм поведения. Поэтому, значение коррекционной работы в формировании и воспитании личности дошкольника велико.

Коррекционная работа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Безусловно, главным результатом успешной коррекционной работы является овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к школьному обучению.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей ребёнка, эмоциональной и волевой сфер. В процессе коррекционной работы реализовывается возможность организовать межличностное общение детей, совместные речевые игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создаётся положительный фон для регуляции речевого поведения.

Необходимо отметить важную роль организованной предметно-развивающей среды в группе и кабинете учителя-логопеда, которая создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, речевой раскрепощённости, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Таким образом, успешная и своевременно проведённая коррекционная работа помимо основной речевой проблемы помогает преодолеть и серьёзные психологические трудности, испытываемые детьми с нарушениями речи: у детей значительно повышается самооценка; исчезает чувство неуверенности, тревожности, страх речи; ребёнок становится более коммуникабельным и раскрепощённым в общении. Коррекционная работа способствует формированию мотивации, значимому, заинтересованному отношению к школьному обучению; формированию желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Влияет на развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения, способствует совершенствованию навыков ведения диалога, умения задавать вопросы.

По завершении логопедической работы ребёнок практически полностью преодолевает речевое нарушение, что благотворно влияет на общее гармоничное развитие дошкольника.