Интегрированный урок музыки и логопедической ритмики в 1-м классе «Путешествие в лесную школу «Доремифасоль-ка»

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема: «Через театр и песню в жизнь идём мы разными шагами!

Хотим скорее подрасти и чтоб родные были с нами!»

Цель: Развитие слухового, зрительного и речевого внимания через вовлечение обучающихся в музыкальную, игровую и театральную деятельность.

Задачи:

  • продолжить работу над социализацией обучающихся с особыми возможностями здоровья;
  • развивать слуховое, зрительное и речевое внимание;
  • формировать вокальные навыки (правильное и естественное звукоизвлечение, верную артикуляцию, четкую дикцию, владение разными атаками звука, чистую интонацию и т.д.);
  • развивать координированные движения рук и ног во время ходьбы и бега, мелкую моторику пальцев рук;
  • учить правильно дышать;
  • формировать правильную осанку;
  • формировать чувство музыкального ритма и темпа;
  • развивать просодику;
  • формировать понятия об опасности игр в лесу;
  • уточнить и расширить знания обучающихся о правилах поведения в лесу;
  • воспитывать внимание, взаимовыручку, организованность, восприятие.

Здоровьесберегающий компонент:

  • выстраивать учебный процесс, способствующий укреплению, а также совершенствованию здоровья детей;
  • укреплять голосовой аппарат;
  • овладевать способами саморегуляции, поддержки здорового образа жизни.

Методы:

  • развития навыков хорового и сольного пения;
  • развития отдельных музыкальных способностей: ритмического, гармонического, тембрового слуха;
  • направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве;
  • организации игры на элементарных музыкальных инструментах: приемы обучения игре;
  • организации творческой деятельности: сочинение детьми движений, мотивов, мелодий;
  • певческая установка;
  • специфика репертуара: песни с доступным содержанием, простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном;
  • работа над артикуляцией.

Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер для показа презентации, колонки для прослушивания музыкального сопровождения.

Требования к помещению: класс или небольшой зал, наличие фортепиано.

Необходимое оборудование: шапочки лесных зверей, стулья, руль, доска с плакатом «Лесная школа», ноты с цифрами, ноты на магнитах, музыкальные или шумовые игрушки, фонограммы песен, сувениры.

Ход урока

Звучит маршевая музыка, дети заходят в класс.

- Здравствуйте, дорогие гости и дорогие дети! Давайте познакомимся! Как вас зовут? (ответы детей). Замечательно! А меня зовут Галина Андреевна. Я учитель музыки и пения, на уроках я учу ребят петь, слушать классическую и народную музыку, играть на музыкальных инструментах. Ещё я учитель-логопед. На занятиях у логопеда мои ученики учатся красиво и правильно говорить, правильно писать и читать.

- Как вы думаете, зачем я сюда вас пригласила? (ответы).

Всё правильно говорите. Вот это и есть задачи нашего урока.

- Ребята, а когда люди встречаются, что они делают?

– Здороваются! (Да!) Давайте и мы поздороваемся. Тогда слушайте песню и подпевайте, выполняйте движения вместе со мной.

Упражнение «Давайте поздороваемся!». Звучит фонограмма песни «Здравствуйте!» Музыка Е.Попляновой:

1.

Если хочешь быть счастливым,
Если хочешь мудрым стать.
Надо яблоням и сливам
Утром «Здравствуйте» сказать!
Скажи им:
Здравствуйте! Здравствуйте! 6 раз

2.

Приобнять ромашек сонных,
Приголубить василёк.
Понаткнувшись на подсолнух,
Тут же взять под козырёк.
Сказать всем:
Здравствуйте! Здравствуйте! 6 раз

- Слышите, звук мотора? (звучит заводящийся мотор автобуса…)

Это за нами приехал автобус. Я приглашаю вас на прогулку в лес. Там сейчас так красиво. Просто волшебно как красиво!

- Какое сейчас время года? (поздняя осень). Весь лес накрыло белым тёплым пушистым покрывалом – снегом, хотя до зимы ещё почти целый месяц.

- А что происходит с деревьями поздней осенью? Правильно!

- Что происходит с животными? (ответы детей).

- А нам с вами так хочется посмотреть на такой лес и погулять по нему. Только в лесу нельзя уходить далеко друг от друга. Почему? (ответы детей)

- Правильно. Можно потеряться, заблудиться. В лесу живут дикие животные. Они могут вас испугать. Мы с вами отправимся на прогулку в лес. Получите билеты на автобус и усаживайтесь поудобней. Кто у нас водитель? Садись за руль, заводи мотор и поехали! А там нас ждут сюрпризы. (Звучит песня «Мы в автобусе сидим» и дети выполняют движения по содержанию песни).

- Приехали! Никого не укачало? Все в прекрасном настроении? Ой! А что это тут за корзинка? Посмотрим? (открывают, а там шапочки животных).

- Смотрите, какой сюрприз нам приготовил лес…. Что мы будем делать с ними? Как вы думаете? (оденемся, нарядимся… одевают шапочки – зайца, лисы, мышки, волка, медведя, совы. ёжика и т.д.).

- А кто будет зайчиком? А что зимой происходит с шубкой зайца? (меняет на белую, чтобы не заметным быть на снегу.) А с лисичкой? Что происходит с шубкой у лисы? (не только зайка меняет шубку на зиму, лиса тоже меняет на серую.)

Медведь на зиму ложится спать в берлогу. Ёжик тоже спит в своей норке. Лягушки засыпают до весны. Волк всю зиму ищет себе пропитание, ему голодно зимой.

Мышке приходится лучше прятаться от совы, лисы и от волка. Её видно на белом снегу. Сове проще находить себе пищу – мышей. Белочка меняет свою серую летнюю шубку на рыжую пушистую.

- А среди лесных жителей есть лишние – кто же это?  (гуси, утка, индюк). А на какие 2 группы мы можем разделиться? (выкладываю 2 обруча на пол). (Ответы детей).

– Считаю до 3-х! или (Слушайте внимательно пока звучит музыка, вы двигаетесь, а как только музыка замолчит, каждый бежит в свой теремок.) В этот теремок спрячутся птицы. А в этот звери. (поиграли).

- Теперь будем делиться по-другому – кто зимой шубку меняет в этот теремок, а кто не меняет в другой (поиграли).

- Ещё раз поиграем – Кто зимой спит – в этот теремок, а кто не спит – в другой (поиграли). Молодцы! Никто не спутался.

- Ребята, а что это тут написано? Мы попали в лесную школу да не в простую, а в музыкальную. Видите, тут ноты нарисованы, а называется школа «ДОРЕМИФАСОЛЬ-КА». Вот это да! (читают название школы).

Оказывается не только мы с вами любим петь и танцевать! Звери лесные тоже веселятся по-своему. Подходите поближе к музыкальному инструменту, сейчас мы проверим, как вы умеете петь. А для начала разомнём свои язычки. (Артикуляционная гимнастика с язычком. Повторяйте за Лягушкой движения: «Часики», «Качель», «Овальчик», «Заборчик», «Слоник». «Лошадка».)

- Молодцы! Справились! После зарядки язычка можно приступать к пению. А спойте, как мы в лесу кричим, если нам страшно или кто-то заблудился? Правильно АУ! Это на всякий случай мы пропоём. А вообще никогда в лесу не уходите одни от взрослых никуда. Почему?

- Чтобы не заблудиться (дети поют по подражанию, затем делим детей на две группы и они  поют по очереди.) - АУ! АУ! АУ! АУ! - Я тут! Я тут! Я тут! Я тут! Молодцы! Слышу, как громко вы поёте, значит, вы не заблудитесь в лесу. Умеете громко кричать, да ещё по-музыкальному!

- А ещё вот так пропоём: ТЫ где? ТЫ где? ТЫ где? - В лесу! В лесу! В лесу! Какие молодцы. Правильно поёте, слышите мелодию, которую я играю.

- А теперь понюхаем лесной воздух глубоко берём дыхание, чтобы воздух дошёл до животика и подуем на листочки (несколько раз подуть). Вспомните, как пахнут летние цветы, понюхаем один цветок, другой… (4-6 раз).

- Теперь вот так споём: А я молодец! И ты молодец! А я молодец! И ты молодец! Отлично! Петь вы умеете хорошо.

- Ещё сейчас я проверю, как вы умеете хлопать да не просто хлопать, а отхлопывать ритмический рисунок вот так. Слушайте внимательно потешку и повторяйте за мной:

Ах, ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

(просит детей прохлопать, если неточно, то снова хлопают  вместе с взрослым).

- Ребята, хотите, я вас научу петь весёлую песенку и ещё одновременно играть? (да). Называется песенка «Найди меня». Вставайте парами, беритесь за ручки.

Мы за руку с тобою
Идём вдвоём.
Мы за руку с тобою
Идём вдвоём.
Мы песенку с тобою поём,
Поём.
Мы песенку с тобою поём, Поём.
Найди меня, найди меня,
Найди меня.
Вот и я!
Вот и я!
Давай с тобой попрыгаем,
Ведь мы друзья:
Ты и я.
Ты и я.

- Молодцы! А что это с дерева на нас падает? Шишкопад! Вот они шишки летят. Встаньте друг за другом по кругу. Слушайте песенку и выполняйте движения, которые мы услышим в песенке! Приготовили кулачки и ладошки! (звучит песенка «Шишкопад» сост. Мосина В.Н., дети выполняют движения по спине друг другу сначала в одну сторону, затем в другую).

- Шишки долго созревали,
С кедра батюшки упали. /2 раза
А в лесу шишкопад.
Шишки медленно летят.
Ветер сильно закружил,
Шишки быстро повалил. /2 раза
Хитрый ветер притаился.
Шишкопад и прекратился. / 2 раза

Учитель: Какие вы умные да понятливые! А я нашла волшебные музыкальные инструменты, хотите поиграть? (Да!) Тогда разбирайте и вставайте поудобней. Будем играть как настоящие музыканты. Я буду дирижёром. Готовы? Слушаем вступление. (звучит мелодия и дети играют в оркестре).

- Смотрите какие у меня красивые ноты в руках. Они все разные. Вся музыка записывается нотами. Сейчас я раздам их вам – мы поиграем в игру «Закончи предложение»:

  • Мне было интересно…
  • Я узнал (ла) ….
  • Это я хочу сделать ещё раз…

На доске выстраивается мелодия. – Ребята, слушайте, какая у нас получилась музыка (играю). Красиво? Да! Под эту мелодию случилось волшебство. Посмотрите! (достаю из корзинки сувениры – шарики для массажа). Это не простые цветные шарики. Когда вы будете массажировать свои пальчики и ладошки, то вы будете лучше читать и писать, станете умными и весёлыми.

Ой, уже темнеет в лесу. Нам пора собираться домой. (Дети сели в автобус и поехали домой, звучит фонограмма песни «Мы в автобусе сидим»).

Ведущая: Вот мы и дома. Приехали. Закончилось наше занятие - прогулка в поздний осенний лес. А нам пора прощаться. Спасибо за активную и продуктивную работу!Вы молодцы. Давайте похлопаем друг другу.

До свидания!