Коррекционно-развивающее логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Игры со Снеговичком»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: дифференциация звуков, звуковой анализ слова


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: дифференциация звуков [с]-[с’]-[з]-[з’] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить давать характеристику звукам [с]-[с’]-[з]-[з’] в сравнительном плане;
  • тренировать детей в составлении предложений по демонстрации действия, по опорным словам, по картинке;
  • тренировать детей в составлении схемы предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки [С]-[С’]-[З]-[З’] в слогах, словах, предложениях на слух и артикуляционно;
  • закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;
  • развивать внимание, память, воображение, мышление;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать координацию движений.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • воспитывать умение выполнять задания в коллективе и индивидуально;
  • воспитывать умение не перебивать друг друга, внимательно слушать ответы товарищей.

Оборудование: наборное полотно, «Домики звуков» (красный, синий, зеленый), схема для характеристики звуков, картинки-символы звуков [С]-[С’]-[З]-[З’], зеркала индивидуальные, индивидуальные карточки синего и зелёного для игры «Сигнальщики», дидактическое пособие «Подарки для Сани и Зои», массажный мячик, индивидуальные наборы карточек-символов для составления схем предложений, серия сюжетных картин «Ваза» (Нищева), наклейки зимней тематики.

Мультимедийная презентация «Игры со Снеговичком».

Технологическая карта

Этапы коррекционно-развивающего занятия

Виды работы на этапе

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Приветствие.
Создание положительного настроя.

Логопед приветствует детей.
В начале нашего занятия вспомним наше правило:
«Каждый день всегда везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим!»

Дети хором проговаривают правило.
Дети занимают свои места на стульях.

Организационный

Активизация внимания к деятельности

Ребята, отгадайте, кто пришел на наше занятие:

Его слепили дети ловко,
из снега сделали комки.
Вместо носика морковка,
вместо глазок угольки.
На голову ведро надели
и соломенный парик.
Теперь скажите-ка скорее
кто же это?

Отгадывают загадку: Снеговик.

 

Презентация
(слайд 2)

 

Вопросы:

 

Правильно, сегодня к нам гости пришёл Снеговичок, вот он (посмотрите на экран).


Какой звук вы слышите и произносите в начале слова снеговик?
В какое время года можно слепить снеговика?
Какой звук вы слышите и произносите в начале слова "зима"?

 

 

Ответы детей:
В начале слова "снеговик" мы слышим звук [С].
Снеговика можно слепить зимой.
В начале слова "зима" мы слышим звук [З’].

  Объявление темы Сегодня Снеговик приготовил для вас игры со звуками [С]-[С’]-[З]-[З’] и буквами С и З.  
Основной Актуализация знаний
Презентация (слайд 3)
Вспомним и расскажем Снеговичку, чем звуки отличаются от букв. Ответы детей:
Звуки мы слышим и произносим!
Буквы мы видим и учимся писать!

Акустико-артикуляцион
ная характеристика звуков по схеме

Презентация (слайды 4-6)

Посмотрите на схему и расскажите, как мы произносим звуки [С]-[С’]-[З]-[З’].
Что делают наши губы (зубы, язык), когда мы произносим звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]?
Какая воздушная струя – холодная или теплая?
Приложим руку к горлышку и проверим, «голосок спит или проснулся».
Расселите звуки в домики.

Проговаривание звуков [С]-[С’]-[З]-[З’] хором и индивидуально.
Губы улыбаются.
Зубки сомкнуты.
Кончик языка – за нижними зубами.
Воздушная струя – холодная.

При произнесении звуков [С]-[С’] горлышко спокойное, «голосок спит».
При произнесении [З]-[З’] горлышко «дрожит», «голосок проснулся».

Характеристика звуков:
Звук [С] - согласный (не поется, воздух встречает преграду — зубы), твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.
Звук [С’] — согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.
Звук [З] - согласный (не поется, воздух встречает преграду — зубы), твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.
Звук [З’] — согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

Чем отличаются звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]? Звуки [С]-[С’] – глухие. Звуки [З]-[З’] – звонкие.
Звуки [С]-[З] – согласные твердые, а звуки [С’]-[З’] – согласные мягкие.

Развитие фонематического слуха

Игра «Сигнальщики».

Презентация (слайд 7)

Я буду произносить слоги, а потом слова. Если вы услышите звук [С], поднимите синюю карточку без колокольчика, если вы услышите звук [З], поднимите синюю карточку с колокольчиком.
Са, за, зу, сы, со, ста, зда; зонт, сумка, коза, весы, фокус, ваза…

Выполняют игровые задания

Дифференциация
звуков в слогах, словах

Игра «Подарки для Сани и Зои» (см. Приложение 1).
Презентация (слайды 8-9)

Игра «Хлопни-топни, раз-два-три, слово на слоги подели».

Под ёлкой лежит много подарков. Помогите Сане и Зое узнать, какие подарки приготовили для каждого из них. Для Сани – подарки со звуками [С], [С’] в названии, для Зои – со звуками [З], [З’].
А теперь разделите слова-названия подарков на слоги разными способами.

Выполняют игровые задания, прикрепляя картинки со звуками [С]-[С’]-[З]-[З’] на две рамки на липучки: на первую – слова со звуками [С], [С’], на вторую – слова со звуками [З], [З’].
Выполняют деление слов на слоги.

Игра «Превращения»

 

 

 

Презентация (слайды 10-14)

1. Игра с мячом «Превращения».
Я бросаю мяч каждому по очереди и произношу слог со звуком [С], вы ловите мяч и бросаете обратно, заменяя звук [С] в слоге на звук [З], например: са-…за.
Со-…зо, су-…зу, сы-…зы, са-…за.
(аналогично проводится игра со звуками [С’], [З']).
2. Игра «Превращения».
Если в слове заменить звук [С] на звук [З], то получится новее слово. Посмотрите на картинку на экране, определите местоположение звука [С] в названии картинки и замените его на звук [З] (работа с мультимедийной презентацией).

Стоят в круге, выполняют игровые действия.

 

 

 

Проговаривают название картинки, определяю местоположение звука [С] (начало, середина, конец слова), устно заменяют звук [С] на звук [З], повторяют два слова вместе: роса – роза, косы-козы, лиса – Лиза, суп-зуб.

Проговаривание стихотворений с этими словами (см. Приложение 2). Снеговик придумал с этими словами стихотворения и хочет вам их рассказать (логопед читает рифмовки, меняя местами пары слов). Слушают, исправляют ошибки Снеговика и повторяют стихотворные строчки правильно индивидуально и хором.

Динамическая пауза

Координация речи с движением (см. Приложение 3).
Презентация (слайд 15)

Показывает движения, произносит текст динамической паузы.

Выполняют движения, проговаривают стихотворения.

Дифференциация
звуков в словах

Игра «Лабиринт».

 

Составление предложений по демонстрации действия.

Следующая игра, которую для вас приготовил Снеговичок, это «Лабиринт».
Посмотрите на экран. Нам нужно узнать, куда идет Сеня и куда идет Лиза. Сеня может идти только по дорожкам, на которых картинки со звуком [С], а Лиза – только по дорожкам с картинками со звуком [З].

Составьте предложение, ответив на вопросы: Куда идет Сеня? Куда идет Лиза?

Выполняют игровое упражнение, выбирают дорожки, по которым пойдут Сена и Лиза.
На первой дорожке нарисован зайка, а на второй – санки, сеня пойдт по дорожке с картинкой санки. Потому что в этом слове есть звук [С]. И т.д.

Сеня идет к автобусу.
Лиза идет к красивому замку.

Составление схем предложений с предлогом.
Презентация (слайды 16-17)
На столах перед вами контейнеры с карточками для составления схем предложения. Вспомните, как обозначается первое слово в предложении. А как обозначаем последнее слово? Каким символом мы обозначаем «маленькие» слова (предлоги)? Линией с уголком мы обозначаем первое слово.
В конце предложения – точка.
Маленький прямоугольник обозначает на схеме «маленькое» слово.
 

Составьте схему предложения Сеня идет к автобусу. Сколько всего слов в этом предложении? Какое слово первое (второе, третье, четвертое)?

Аналогично проводится работа со вторым предложением.

Молодцы, вы справились. Правильно определили дорожки для Лизы и Сени, составили предложения и выложили их схемы.

Составляют схемы предложений на столе с помощью карточек-символов.
Отвечают на вопросы: в предложении 4 слова. Первое слово – Сеня и т.д.

Дифференциация
звуков в предложениях

Развитие речевого дыхания.

А теперь посмотрим, что же было дальше.
Снеговик нес картинки для вас, но на пути к детскому саду налетел ветер и перепутал все картинки.
Изобразите, как сильно дул ветер: сделайте вдох носом, а выдох через вытянутые трубочкой губы.

Дети дуют на блестящий новогодний дождик.

Составление предложений по серии сюжетных картин «Ваза» по опорным словам.
Презентация (слайды 17-18).
Презентация (слайды 19-22).
Рассмотрите картинки и помогите Снеговичку расставить их по порядку, а потом составьте по каждой картинке предложение с нужными словами.
Спасибо, вы составили очень хорошие предложения.
Дети рассматривают картинки и на наборном полотне расставляют картинки в нужной последовательности.
Составляют предложения по опорным словам.
Рефлексия

Вопросы.

Презентация (слайд 23)

Чем отличаются звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]?
А чем они похожи?
Звуки [С]-[С’] – согласные, глухие, а звуки [З]-[З’] – согласные звонкие.
Звуки [С]-[З] – согласные, твердые, а звуки [С’]-[З’] – согласные мягкие.
Все эти звуки согласные.

 

Итог занятия, поощрение детей за активную деятельность.

Попрощаемся со Снеговичком.

Вы все хорошо играли со Снеговичком.
На память Снеговичок подарил вам наклейки, которые мы приклеим в ваши альбомы

До свиданья, Снеговичок! Приходи к нам еще в гости и приноси новые игры.

Приложение 1

Авторское дидактическое пособие «Подарки для Сани и Зои».

Описание: дидактическое пособие представляет собой две рамы для картин размером 40Х50 см. К пластику приклеены небольшие кусочки липучки на клеевом слое.

Также небольшие кусочки липучки приклеены к картинкам. Картинки выполнены в виде подарочных коробочек, с обратной стороны – картинка, в названии которой есть звуки [С]-[С'] или [З]-[З’].

Приложение 2

На лугу пасутся козы,
Заплела сестренка косы.
Есть резинки на косе!
Есть росинки на козе!

Ах, какая лисонька!
Посмотри-ка, Лизонька!

Роса на розе словно слезы,
С росой еще прекрасней розы!

Зоя есть не стала суп:
Разболелся Зоин зуб!

Приложение 3

Вот Снеговичка зарядка!
Выполняйте по порядку:

Хлопки в ладоши

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите – опустите!
Влево – вправо повернитесь,

Выполнение движений в соответствии с текстом

Рук коленями коснитесь!

Руки согнуты в локтях, вытянуты перед собой, поднимаем ноги, касаясь коленями ладоней

Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали!

Выполнение движений в соответствии с текстом

Мы зимой в снежки играем, мы играем!

имитация лепки снежков

По сугробам мы шагаем, мы шагаем!

шагаем, высоко поднимая колени

И на лыжах мы бежим, мы бежим!

пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях

На коньках по льду скользим, мы скользим!

плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях

Использованная литература

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 147 c.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно.конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М: Изд-во ГНОМ и Д. 2007.
  3. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [с]-[с’]-[з]-[з’]. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.
  4. Синицына И.Ю. Буду чисто говорить. – М: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.