Мозаика идей с использованием электронных таблиц Excel

Разделы: Информатика


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация, обобщение и систематизация знаний.
  • Объявление краткого плана работы на уроке.
  • Разминка.
  • «Мозаика «Этапы решения задачи в Excel».
  • Тестирование.
  • Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы.
  • Заполнение опорного конспекта.
  • Физкультминутка.
  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание.
  • Практическая самостоятельная работа. Приложение1, Приложение2, Приложение3, Приложение4, Тест, Приложение5, Презентация.

Цели урока:

образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой информации».

Задачи:

  • закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
  • практическое применение изученного материала, приобретение навыков в составлении таблиц разного типа;
  • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и оформить таблицу;
  • формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.
  •  

развивающие — продолжить развитие логического мышления, глубины и гибкости ума.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие способности логически рассуждать;
  • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
  • развитие умения применять полученные знания для решения задач различных предметных областей.

воспитательные — продолжать воспитывать информационную культуру, общечеловеческие качества личности школьника.

Задачи:

  • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  • продолжить воспитывать культуру общения;
  • продолжить формировать чувство долга, настойчивости, дисциплинированность; продолжить формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;
  • продолжить воспитывать эстетический вкус.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемый результат

I. Организационный этап.
(Цель: настроить учащихся на работу на уроке)

(3 мин.) - Оргмомент.
Знаете ли Вы, что...
Слово "excel" в переводе с английского означает "превосходить, выделяться".
Бухгалтерские таблицы существовали веками. Но электронные таблицы Дена Бриклина, которые он создал в 1978 году не только произвели революцию в бухучёте, но и захватили рынок прикладных программ для персональных компьютеров.
Программа Бриклина позволяла вводить данные и управлять ими в таблице из 5 столбцов и 20 строк, а уже в 1989 году компанией Microsoft была создана ОС Windows и Excel - стал одной из самых главных программ компании. Excel ‑ самая распространенная электронная таблица в мире на сегодняшний день.
Пакет Microsoft Excel насчитывает около 300 встроенных функций: математических, статистических, логических, финансовых, для работы с текстом и базами данных.
Microsoft Exсel 2007 поддерживает таблицы с количеством столбцов до 16 млн. и с количеством строк до 1 млн. Другими словами, программа может вместить до 16 млрд. отдельных записей.

‑ Сегодня мы продолжаем изучение темы «Обработка числовой информации». На предыдущих занятиях мы узнали основные информационные единицы электронной таблицы, типы и форматы данных, используемых в Excel, основные функций, используемых при записи формул, общие правила подготовки электронной таблицы, а так же графические возможности табличного процессора, учились решать задачи с использованием ЭТ.

Учащиеся приветствуют учителя.  

Сегодня цель нашего урока: закрепить и обобщить знания, полученные по этой теме, развивать умение применять полученные знания для решения задач из различных предметных областей, показать, что вы умеете работать и коллективно, помогая при необходимости друг другу, и самостоятельно. Давайте пожелаем, друг другу успешной работы. Я думаю, у нас всё получится.

 

Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы, доброжелательно настроены по отношению друг к другу.

II. Актуализация, обобщение и систематизация знаний.
(Цель: повторение, систематизация и проверка знаний)

1. Объявление краткого плана работы.
(3 мин.) ‑ Работу на уроке мы построим следующим образом: сначала мы повторим все полученные ранее знания; и одновременно систематизируем знания по этой теме при заполнении опорного конспекта, который находится у вас на столе. Проведём небольшой тест по основным понятиям «Электронной таблицы», а в конце урока – практическая самостоятельная работа на компьютере.
   
Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel?
Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS Excel?
Таким образом, можно сделать вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.
Мы научились выполнять вычислительные операции при помощи формул, решали различные задачи различного содержания, составляли много различных таблиц и строили диаграммы.
Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология.
 

2. Разминка. (4 мин.)
Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач прикладного характера. Давайте для начала вспомним основные понятия ЭТ. Старайтесь отвечать на вопросы чётко и кратко.
Вопросы разминки:

  1. Каково главное назначение электронных таблиц?
  2. Назовите основной элемент рабочего листа.
  3. Какие типы данных используются в электронной таблице Excel?
  4. Что невозможно удалить в электронной таблице?
  5. К какому типу относятся следующие данные: «С Новым годом!»; «=Е2+17»; «45КП»; «-45»?
  6. Что такое «диапазон ячеек» в электронной таблице?
  7. Какой формат числа вы примените для отображения:
    1. Количества товара?
    2. Времени начала уроков?
    3. Дней рождения знакомых?
    4. Порядковых номеров в списке?
  8. Какие виды адресации ячеек вы знаете?
  9. В каких случаях необходимо использовать абсолютные адреса ячеек в формулах?

Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Организация табличных вычислений на компьютере.
2) Ячейка.
3) Число, текст, формула.
4) Имя ячейки.
5) Текст, формула, текст, число.
6) Диапазон ячеек в электронной таблице – это совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы.
7)
число
время
дата
число
8) Относительная, абсолютная, смешанная.
9) Для указания фиксированного адреса ячейки.

 

3. «Мозаика этапы решения задачи в Excel»
(7 мин.) Давайте вспомним процесс решения задачи в среде MS Excel? (Решение задач ЕГЭ. Задание № 7)
1. Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки E4 в ячейку D3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке D3?

А

B

C

D

E

1

40

5

400

70

4

2

30

6

300

60

3

3

20

7

200

2

4

10

8

100

40

=$B3*C$2

Примечание. Знак $ обозначает абсолютную адресацию.

2. Попробуйте выполнить самостоятельно. Задание находится в рабочих листах.
В ячейки электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке:

A

B

C

D

E

F

1

   

10

20

30

40

2

 

1

11

21

31

41

3

 

2

12

22

32

42

4

 

3

13

23

33

43

5

 

4

14

24

34

44

6

 

5

15

25

35

45

В ячейке A4 записали формулу =$E5+B$4. После этого ячейку A4 скопировали в ячейку B1. Какое число будет показано в ячейке B1?

 

Проверяются знания и устанавливаются пробелы. Воспитывается самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива.

Развитие коммуникативных умений и навыков, умения делать выводы, воспитание умения слушать собеседника.

Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию.

Проверьте правильность. У кого есть уточнения, дополнения?

4. Тестирование по теме "Электронные таблицы" (7 мин.)

Учащимся предлагается электронный тест на тему "Электронные таблицы", на выполнение – 5 минут.
Мы проверим ваши знания с помощью небольшого теста. Критерии, по которым будет оцениваться ваша работа на экране, при этом учтите, что некоторые задания оцениваются одним, а некоторые двумя баллами.
‑ Итак, давайте узнаем ваши результаты.
(Те, кто допустили более 50% ошибок должны ещё раз повторить тему «Электронные таблицы»).

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Учащиеся вспоминают полученные ранее знания об этапах решения задачи в ЭТ и заполняют опорные конспекты.

5. Практическая работа (10 мин.)
Работа в группах. Каждая группа получает задание и инструкцию к заданию.

1. Приём в ВУЗ.

2. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Работа сохраняется в сетевой папке под своей фамилией. Учитель просматривает выполнение работы на своем компьютере.
‑ Оценка работ каждой группы.

Учащиеся по одному представителю от группы объясняют решение задачи.

‑ Можно не использовать функцию автосумма СУММ, но тогда будет больше условий для функции И.
‑ Для этого используем команду Вставка —> Примечание и печатаем текст примечания.
‑ Функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ относятся к категории статистические.

Учащиеся используют инструкцию для выполнения практической работы.

Учащиеся концентрируют свою память и внимание, вспоминают полученные ранее знания по теме «ЭТ Excel»

6. Физкультминутка (2 мин.)
Давайте немного отдохнём: физкультминутка.

- Отвернитесь от экрана, закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой.

- И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови.

- С силой разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончики пальцев небольшими круговыми движениями помассируйте виски у края глазниц.

Этот комплекс в основном воздействует на мышцы и сосуды, обслуживающие глаза.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Ученики продемонстрировали полноту выполнения практического задания. Устранены пробелы в знаниях. Актуализированы знания учащихся по пройденной теме, проверено качество усвоения материала.

 

Сняли напряжение глаз, мышц рук.

III. Подведение итогов работы.
(Цель: подвести итоги проделанной работы)

(1 мин.) ‑ Целью урока было: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Обработка числовой информации». Что мы повторили на уроке и чего добились?
Итак, сегодня мы с вами повторили и систематизировали основные этапы решения задач по теме «Электронные таблицы», разобрали решение несколько задач. Я уверена, это поможет вам сейчас при выполнении самостоятельной работы на компьютере.
Оценивание учащихся.

Мы повторили и систематизировали в виде опорного конспекта знания по теме «Обработка числовой информации», разобрали решение нескольких задач практического содержания.

Подведены итоги, и можно сделать вывод, что учащиеся хорошо усвоили тему «Обработка числовой информации».

IV. Определение домашнего задания.
(Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашней работы)

(1 мин.) Как мы уже выяснили ранее, многие задачи в ЭТ имеют прикладной характер. Поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам решить задачу практического содержания. Задание находится в рабочих листах. (дифференцированное д/з)
1. Решение задания № 7 ЕГЭ.
В некоторые ячейки электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

A

B

C

D

E

F

1

0

1

2

3

4

5

2

10

         

3

20

         

4

30

         

5

40

         

6

50

         

В ячейке D3 записали формулу = D$1 + $A3. После этого ячейку D3 скопировали в ячейку E6. Какое число будет показано в ячейке E6? 
Примечание. Знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
2. Составить и выполнить практическую работу.
Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика (заполните таблицу для 10 учащихся). Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см, при этом возраст не должен превышать 13 лет?

Ученики слушают учителя, получают дифференцированные индивидуальные задания (записывают домашнее задание в дневник).

Учащиеся поняли, как выполнять домашнее задание, а также осознали необходимость его выполнения.

Приложения