Логопедическое занятие в подготовительной группе «Встреча в лесу»

Разделы: Логопедия


Цель: формирование умения составлять рассказ по картине «Встреча в лесу».

Задачи:

  • развивать словарь по теме «Лес», «Животные»;
  • развивать умение определять динамику развития событий на картине;
  • развивать умение составлять сложные предложения;
  • развивать умение отгадывать и загадывать загадки;
  • развивать умение правильно произносить звуки С, З в словах;
  • развивать фонематический слух, память, умение сравнивать, выделять лишнее;
  • развивать координацию движений с речью;
  • развивать умение взаимодействовать друг с другом при составлении описательных загадок;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки в коробке (змея, девочка, земляника, собака), сюжетная картина «Встреча в лесу» в трех вариантах (черно-белая; с цветным лесом, девочкой, ягодой; цветная), картинки-звуковая дорожка «Ветерки, комарики», пиктограммы эмоций (страх, грусть, радость), большие картинки Лесника, Лесовика, картинки книги (обложка, закрытая), мяч; аудиозапись (свист ветра, звон комара, крик зайца), полоски-символы слов.

Ход занятия

Загадка.

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет...(Ветер)

- Как свистит ветер?

- С-с-с-с.

Дыхательная гимнастика «Сильный ветер»

И.п. : стоя. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух длительным выдохом.

Повторить 3-4 раза.

Упражнение «Тропинка в лес»

Логопед предлагает по звуку узнать предмет. Дети узнают по аудиозаписи ветер (свист) и комара (звон).

Педагог предлагает по тропинке из звуков отправиться в лес. Дети с опорой на ряд предметных картинок (ветер, комар) произносят соответствующие звуки: С-З-С-С-З-З-С-З-С.

Затем каждый ребенок получает по две картинки: комар и ветерок.

Упражнение «Свистит или звенит»

Логопед предлагает показать звук в слове (С или З) картинками символами: комар, ветерок.

Слова: лес, кусты, сосны, березы, земляника, собака, Зоя, корзинка, хвост, змея.

- Назовите слова со звуком С.

- Назовите слова со звуком З.

Объяснение педагога.

Логопед говорит о том, что детям предстоит сегодня путешествие в лес. А в лесу мы встретимся со старыми знакомыми: Лесником и Лесовиком.

- Что делает Лесовик в лесу?

- Лесовик в лесу живет.

Он нам рассказывает о пользе леса и о том, что нам может понравиться. (Выставляется пиктограмма Радость).

- Что делает Лесник в лесу?

- Он приходит в лес и следит за порядком.

Лесник знает все лесные законы, предупреждает об опасностях в лесу, о том, что может не понравиться детям или лесным обитателям. (Выставляются пиктограммы: Грусть, Страх).

Игра «Коробка с загадками»

Логопед показывает детям коробку и говорит, что в этой коробке загадки-картинки. Делать загадки может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит не рассказывать раньше времени). Из коробки можно достать картинку, не показывать и не называть ее остальным. Логопед предлагает вытянуть картинку и рассказать об изображенном предмете так, что бы его могли отгадать остальные. Педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но можно про них рассказать:

  • к какой обобщающей категории относится;
  • назвать признаки;
  • выделить детали (части).

Например: Это ягода. Она красная, сладкая, ароматная. Растет на земле, в траве. Что это за ягода? Молодец Тоня, ты правильно отгадала.

Дети определяют и выставляют картинки: змея, девочка, земляника, собака.

Игра «Лишнее действие»

Логопед обращает внимание, что в нашей речи есть не только слова-предметы, но и слова-действия. Детям предлагается назвать лишнее слово-действие, которое не относится к предмету.

Логопед называет слова и выставляет на доске четыре полоски рядом с картинкой предмета:

Собака – защищает, летает, лает, охраняет.

Ягода – растет, зреет, гуляет, спеет.

Змея – шипит, мычит, ползет, лежит.

Ребенок называет лишнее действие и убирает соответствующую полоску-слово.

- Собака не летает. Она защищает, лает, охраняет.

Игра с мячом «Почемучка»

Логопед обращает внимание, что среди вышеназванных предметов, двое в лесу оказались случайно. Кто это?

- Это девочка Зоя и собака.

Девочка не живет в лесу и не знает, что здесь есть правила поведения. Если нарушишь эти правила, можешь сам оказаться в опасности или причинить вред лесным жителям и растениям.

Логопед предлагает поиграть в игру, в которой он прокатывает мяч и задает вопрос от Лесовика, а дети возвращают мяч с ответом.

- Почему в лесу нужно вести себя тихо? (В лесу нужно вести себя тихо, потому что можно испугать животных).

- Почему нужно осторожно идти по тропинке? (По тропинке нужно идти осторожно, потому что можно наступить на животное).

- Почему можно собирать землянику? ( Землянику можно собирать, потому что дома из нее варят полезное варенье).

- Почему нельзя рвать волчью ягоду? (Нельзя рвать волчью ягоду, потому что она ядовитая).

При необходимости педагог объясняет значение совета от имени Лесника.

Сюрпризный момент «Испуганный заяц»

Появляется заяц (кукла). Звучит аудиозапись «Крик зайца».

- Кто испугался в лесу?

- Животные не умеют говорить по-человечески. Что же хотел нам рассказать заяц?

Может быть, нам поможет понять зайца эта картина?

Логопед предлагает детям нераскрашенный вариант картины и выясняет, что они увидели на рисунке. Педагог обращает внимание, что цветная картина показала бы нам интересную историю, которая случилась с героями в лесу. А мы можем нарисовать картину словами, и получится рассказ. И у каждого рассказа есть название.

Выставляется символ названия (картинка с открывающейся книгой): Книжка открывается – рассказ называется «Встреча в лесу».

Составление рассказа «Встреча в лесу»

Логопед предлагает детям закрыть глаза, и убирает черно-белое изображение.

а)  Демонстрируется картина, на которой раскрашен лес, тропика, ягоды, девочка, собака.

- Назовите героев рассказа, которых вы видите на картинке. (Девочка, собака).

- В каком месте случилась эта история?

- Какой лес изображен на картине? Как вы догадались?

- Какие стоят в лесу деревья и кусты?

- Какая ягода поспела в траве?

- Кто пришел в лес?

- Как зовут девочку?

- Кого взяла в лес Зоя?

- Как зовут собаку?

- Что делала Зоя в лесу?

- Почему девочка сошла с тропинки?

Логопед, подытожив ответы детей, предлагает послушать начало рассказа:

Эта история случилась в летнем лесу. Кусты, деревья: сосны и березы стояли зеленые. А в траве уже поспела земляника. В лес за ягодой пришла девочка Зоя. С собой она взяла собаку Ласку. Зоя собирала спелую землянику и складывала ее в корзинку. Девочка загляделась на ягоду и не смотрела под ноги. Она сошла с тропинки.

Один из детей повторяет начало рассказа.

б) На доске демонстрируется полностью раскрашенная картина.

Дети снова закрывают глаза, а педагог выставляет полностью цветную картину.

- Что изменилось?

Логопед обращает внимание, что в лесу (и в рассказе) что-то случилось.

- Кто лежал в траве?

- Кто нечаянно наступил на змею?

- Что сделала змея?

- Кто охранял Зою?

- Как собака Ласка помешала укусить девочку?

- Что сделала змея?

Логопед предлагает послушать середину рассказа:

В траве лежала змея. Зоя на нее нечаянно наступила. Змея зашипела и хотела укусить девочку. Но собака Ласка охраняла Зою. Она схватила змею зубами и отбросила в траву. Змея уползла подальше в лес. Так собака защитила Зою.

Один ребенок повторяет эту часть текста.

в) - Что вам не понравилось в рассказе?

- Что вам понравилось в рассказе?

- Как будет девочка идти по тропинке в следующий раз?

Выставляется картинка Закрытая книга – символ конца рассказа. Логопед предлагает послушать конец рассказа:

Зоя решила, что в следующий раз будет осторожно идти по тропинке и смотреть себе под ноги.

Подвижная игра «Змеи»

Посмотрите, вот веревки
Очень странные лежат.
Подойдем мы к ним поближе…
Как веревки зашипят!
Ш-ш-ш, Ш-ш-ш,
Не подходи,
Видишь – змеи на пути!
Ты не смей их обижать,
Могут сильно покусать!
Т-с-с-с!...
(Н.М.Быкова)

Дети идут топочущим шагом.
Медленно идут на носочках.
Пятятся назад.
Шипят, вытянув шею вперед, руки прижаты к туловищу.

Качают головой из стороны в сторону.

Грозят пальцем.
Повторяют на выдохе.

Рассказ «Встреча в лесу»

Логопед повторяет рассказ в полном объеме.

Эта история случилась в летнем лесу. Кусты, деревья: сосны и березы стояли зеленые. А в траве уже поспела земляника. В лес за ягодой пришла девочка Зоя. С собой она взяла собаку Ласку. Зоя собирала спелую землянику и складывала ее в корзинку. Девочка загляделась на ягоду и не смотрела под ноги. Она сошла с тропинки. В траве лежала змея. Зоя на нее нечаянно наступила. Змея зашипела и хотела укусить девочку. Но собака Ласка охраняла Зою. Она схватила змею зубами и отбросила в траву. Змея уползла подальше в лес. Так собака защитила Зою. Девочка решила, что в следующий раз будет осторожно идти по тропинке и смотреть себе под ноги.

Рассказы детей.

Логопед предлагает детям повторить рассказ. На доске остается зрительные опоры:

  1. Обложка книги – название рассказа.
  2. Цветная картина «Встреча в лесу» - рассказ.
  3. Закрытая книга – отношение ребенка к героям рассказа, их действиям. (Что понравилось или не понравилось).

Итог

- Что мы делали на занятии?

- Для чего нужны рассказы?

Логопед говорит, что Лесовик внимательно слушал рассказ.

- Что же ему могло понравиться в истории с девочкой?

- А что не понравилось Леснику?

Домашнее задание

Логопед предлагает детям сюжетную картину, разрезанную на части, которую они могут сложить в группе и повторить историю Встреча в лесу для младших детей.