Формирование речевой среды – одно из специальных условий обучения детей с тяжелым нарушением речи

Разделы: Коррекционная педагогика


Одним из важных аспектов работы с детьми с недоразвитием речи является формирование речевой среды.

Речевой режим в условиях класса, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи – это организация текущей коррекционной работы, строго индивидуализированной, в процессе любой деятельности учащихся в стенах класса и вне его.

Единый речевой режим для детей с тяжелыми нарушениями речи это:

  • Выработка социально принятых норм общения (приветствие, прощание, обращение, благодарность).
  • Создание ситуаций речевого общения учащихся друг с другом на уроках и во внеурочное время
  • Активизация учебной лексики в учебное и не учебное время.
  • Осуществление текущего контроля за качеством устной и письменной речи учащихся со стороны педагогов
  • Обязательная организация общения с окружающими людьми в ходе внешкольных мероприятий.

Речевой режим обязывает учителей, воспитателей, узких специалистов и родителей постоянно контролировать речь учащихся, поощрять потребность детей к активной речевой деятельности, регулировать речевое поведение, культуру речевого общения учащихся. Контроль за качеством устной и письменной речи осуществляется всеми педагогами в течение всего учебного дня путем:

  • Введения установки на правильную речь: «Говори громко!», «Говори чисто!», «Говори с ударением!», «Говори хорошо!»
  • Исправления ошибок, допущенных опущенных в ходе высказывания

В обязательном порядке исправляются:

  • Неправильное ударение
  • Контрольные звуки
  • Произнесение слов сложной слоговой структуры
  • Не правильное использование слов
  • Не правильное построение фразы, рассказа

При исправлении произносительных ошибок большое зна­чение имеет тактичность педагога, чтобы не вызвать у ребенка негативной реакции.

Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от работы всех участников – психолога, педагогов, воспитателя, родителей.

При работе в классах с детьми с ТНР особое внимание уделяется структуре и принципам построения урока.

К структуре урока, возможно, предъявить ряд общепринятых в специальной педагогике требований:

- тщательно планировать подготовительную работу по теме, направленную на систематизацию, обогащение жизненного опыта и расширение кругозора учащихся;

- постоянно повторяя предыдущий материал, дозировано наращивать сведения (то есть на начальных этапах обучения предпочтения желательно отдавать урокам комбинированного типа);

- соблюдать четкую структуру урока, планировать промежуточные выводы по каждой части урока;

- соблюдать охранительный, здоровье-сберегающий режим (смена видов деятельности, физминутки и т.п.);

Коррекционная направленность содержания урока, прежде всего, заключается:

- в тщательном отборе речевого материала (объем лексики, степень сложности, доступность используемых лексико-грамматических конструкций, соответствие речевого материала урока этапу формирования речевых умений, с учетом имеющихся звуковых, морфологических, лексико-семантических, синтаксических обобщений;

- в создании ситуаций практического усвоения языка (от смысла к формальному выражению). За всеми проявлениями при тяжелом недоразвитии речи необходимо видеть несформированность смысловой или понятийной стороны речи, а формы речевых затруднений при ТНР, приходится рассматривать как вторичные.

Рассматривая коррекционную направленность методов, приемов и средств обучения детей с ТНР, выделяются следующие ключевые позиции:

  • активное использование приемов активизации умственной деятельности (особенно при обучении языку – прием сравнения); алгоритмизация умственных действий;
  • наглядные средства – «каркас, на основе которых будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся»;
  • использование различных видов помощи учащимся.

На уроках, для данной категории учащихся, требуется особый речевой режим. Речь педагога должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией. Также она должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений. Говорить с учащимся необходимо медленно, четко, выразительно, требуя того же и от него. Чаще проводить совместное произношение коротких предложений (сопряженная речь), стихов, рассказов, ответы на вопросы, закрепляя самостоятельным повторением.

Задачи, которые учитель ставит в учебном процессе необходимо детализировать, инструкции должны носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.

В начальной школе обязательным элементом учебного процесса является речевая зарядка. Она проводится по плану учителя и логопеда с элементами артикуляционной, фонетической гимнастики на первом по счету уроке и в начале самоподготовки.

Задачи речевой зарядки:

  • Установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов.
  • Дифференциация сходных единиц чтения.
  • Накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения.
  • Слияние в единый процесс восприятия и осмысления слов.
  • Совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их

Активизация учебной лексики направлена на обогащение словарного запаса учащихся, введение и закрепление общественно-политического и бытового словаря производится всеми педагогами.

Для уроков русского языка и чтения: проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов; особое внимание уделять развитию и совершенствованию просодического компонента речи: чтение с разной интонацией, работа над ударением, мелодикой речи. Однообразная, монотонная, иногда переходящая в неясное бормотание речь, неправильное ударение и расстановка пауз не только делают речь учащихся непонятной для окружающих, но и приводят к непониманию ребенком прочитанного им текста. Следовательно, хорошее владение просодической стороной речи играет большую роль как в развитии монологической речи, так и в понимании прочитанного текста. Чем богаче интонация устной речи ребенка, тем легче понимается им печатный текст. Поэтому работа над логическим ударением и интонацией должна проводиться на каждом уроке, на протяжении всего времени обучения детей в начальной школе. Это необходимо учитывать всем участникам образовательного процесса на своих уроках.

Для уроков математики: проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, измерительных приборов, мер, геометрических фигур, тел, названий действий и их компонентов, чтение примеров и т.д.

Для уроков окружающего мира: проговаривание терминов, понятий, правил, трудных слов, чтение заданий, упражнений; дат, названий государств, городов и т.д.

Для уроков физической подготовки: проговаривание спортивных терминов, названий инвентаря, видов упражнений, названий видов спорта и т.д.

Для уроков труда (технологии): проговаривание названий инструментов и материалов, операций, изделий, видов работ, названий профессий, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы.

Особое внимание, всем специалистам, на своих занятиях необходимо уделить развитию планирующей, регулирующей функций речи.
Может быть использован следующий прием - «Коробка занятий». Это мо­жет быть натуральная коробка или ящик, который наполняется реаль­ными предметами или картинками, схемами, отражающими те виды работы, которые будут выполняться на занятии. В начале занятия осуществляется его планирование: педагог, показывая содержимое ко­робки, предлагает детям сказать, что будем делать на занятии; по ходу снятия уточняет, что уже сделали, что осталось сделать; а в конце заня­тия предлагает" сделать словесный отчет о выполненном (с материализованной опорой - содержимое коробки).

Отказаться от проверок учащегося на скорость чтения.

Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).

Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц). Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д. Педагог должен включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут).

Рассмотрим некоторые технологии формирования речевой среды с учетом создания здоровье-сберегающего режима для детей с ТНР.

Упражнения с элементами логопедической ритмики.

Методами логопедической ритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь, развивают память детей и многое другое.

Элементы логоритмики применяются на логопедических занятиях, на физкультурных занятиях, в подвижных играх, в игровой деятельности.

Это логоритмика в стихах, которые можно использовать тематически:

при изучение темы осень:

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

На уроках физкультуры:

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения) и т.д. (Желательно данные упражнения проводить под музыку.)

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Упражнения на дыхание в стихах дети выполняют с большим интересом

1. Дыхание

Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.

И.п. – о.с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.

2. Дыхание

Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.

И.п. – о.с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса, снижения памяти в образовательную деятельность включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, находящиеся в статическом состоянии, они несут эмоциональный заряд. Существует несколько видов физминуток:

  • оздоровительно-гигиенические,
  • танцевальные,
  • физкультурно-спортивные,
  • подражательные,
  • двигательно-речевые.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Используются мелодии на уроках изо, труда, окружающего мира,в утренней гимнастике.

Релаксация – это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, память, снять возбуждение, расслабить мышцы, чтонеобходимо для исправления речи.

Пальчиковая гимнастика. В процессе логопедической работы необходимо развитие мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ТНР. У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитию мелкой моторики пальцев рук на занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. На всех видах занятий как физминутка, на индивидуальных занятиях, в режимных моментах, на прогулке, в играх.

Пальчиковый массаж с предметами - развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, создаёт метроритмическую пульсацию и вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, точности ответной реакции на них).

Пальчиковый массаж с предметами может использоваться на всех видах занятий как физминутка, в индивидуальных занятиях, в режимных моментах, как результат продуктивной деятельности (работы с мелкими предметами), в театрализованной деятельности, при экспериментирование, в изодеятельности, в познавательных играх.

Например: пальчиковая гимнастика с карандашами:

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд–назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.

Дудочка

Взять карандаш, как дудочку. Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке. Также можно нажимать на «дудочку» всеми пальцами последовательно.

На дудочках играют
Девочки и мальчики.
На кнопки нажимают
Маленькие пальчики.

Крючки

Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.

Мы повесили крючки.
Очень крепкие они.
Чок-чок, чок-чок,
Раз – крючок, два – крючок. и т.д.

Гимнастика для глаз позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие,повышают энергетизацию организма, развивают координацию,ориентировку в пространстве, развивают зрительное восприятие, воображение.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию основных движений органов артикуляционного аппарата.

Применяется на логопедических занятиях, в любой продуктивной деятельности, в физминутках, подвижных играх имитационного характера, индивидуальная работа.

Моделирование, знаки – символы, мнемотаблицы снижают риск перегрузки психических процессов,несут эмоциональный заряд, - создают комфортные условия обучения, развивают память, мышление, создают соответствие зрительного образа со словом, развивают зрительное восприятие.

Применяются на занятиях коммуникативного блока; в любой продуктивной деятельности (рисование. лепка и т.д.), интегрированные занятия, при наблюдении, в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, познавательно-развивающи играх.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов и упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Психогимпастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются во время динамических пауз на занятиях в психологических играх, в сюжетно-ролевых играх.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.

Здоровье сберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Арт-терапия (методы творческого самовыражения) применяем во всех видах образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например, в познании, коммуникации, в художественном творчестве).

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных ­ методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями детей, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Подготовить консультацию с показом и подробным объяснением назначения и смысла данных здоровье-сберегающих технологий, а так же запустить анкету, чтобы родители, написали согласие или не согласие на проведения данной игры с их ребенком. Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там пластмассовые или деревянные фигурки, опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.

Контрасттерапия - использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью. Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16–18°С (холодная вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее 2,5–3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3–5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю.

Использование вышеперечисленных технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют решению задач гармоничного развития школьников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни и способствует успешной социализации детей.

Список использованной литературы

1. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г.Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. (материалы курса)

2. «Современные тенденции образования детей с ограниченными возможностями здоровья»: материалы науч.-практ. Конф. 10–13 мая 2011г.- М.:ГОУ Пед. акад., 2011г. - 260с / статья М.Ю.Криворотовой «Особенности работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

3. Шафеева А.А. Логопедический массаж: Методическое пособие. – М.: БЕТА – ФРЕЙМ, 2009 г.

4. Мырзакасым М.Е. Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья детей с нарушениями речи. Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn---dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/29454-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-dlya-sokhraneniya-zdorovya-detej-s-narusheniya-rechi

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.