Содержательно-технологическая карта урока по информатике «Исполнитель «Черепаха». Непосредственное управление»

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 5+

Автор УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Место в учебном плане: тема «Основы алгоритмизации».

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Цели и задачи урока:

обучающийся

  • знает основные понятия темы: исполнитель, система команд исполнителя, алгоритм);
  • понимает разницу между формальными и неформальными исполнителями и может привести примеры;
  • умеет составлять план изучения исполнителя и применять его на практике;
  • умеет управлять исполнителем для достижения конкретного результата.

Ожидаемые результаты:

личностные результаты

  • интерес к изучению темы;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость изучения темы в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;

метапредметные результаты

  • владение общепредметными понятиями «исполнитель», «алгоритм»;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;

предметные результаты:

  • формирование алгоритмической культуры;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.

Оборудование/ ресурсное обеспечение урока:

  • компьютеры;
  • телевизор или мультимедийный проектор;
  • презентация «Изучаем Алгоритмику. Мой КуМир» (урок 1) (см. Презентацию);
  • среда программирования КуМир (https://www.niisi.ru/kumir/);
  • рабочая тетрадь ([3]).

Аннотация

На уроке обучающиеся повторяют понятия «Исполнитель», «Система команд исполнителя», известные им с начальной школы; структурируют информацию, составляя план изучения исполнителя; переносят полученные знания на исследование нового для них исполнителя – «Черепаха»; знакомятся с режимом непосредственного управления исполнителем; применяют полученные знания на практике, составляя алгоритмы для исполнителя.

Описание презентации

Презентация содержит множество интерактивных элементов и необязательных переходов на скрытые слайды, что позволяет учителю выбрать свой вариант ведения урока и дает место для импровизации.

В заметках к слайду содержатся описание всех интерактивных элементов на слайде. Рекомендуется для навигации использовать элементы управления в правом нижнем углу.

Презентация состоит из двух частей: актуализация ранее полученных знаний по теме «Исполнители»; получение новых знаний. Вторую часть можно выделить в отдельный электронный ресурс для самостоятельного изучения обучающимися.

Технологическая карта урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1 этап. Организационный

1.1.

Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность к занятию
(слайд 1)

Приветствуют учителя, присаживаются за рабочие места

Психологическая готовность учеников к уроку, проявление волевой саморегуляции

2 этап. Формулирование темы и целей урока. Проектирование нового знания. Актуализация знаний по теме, полученных на уроках в начальной школе с опорой на субъективный опыт учеников

2.1

Подводит учащихся к осознанию темы урока, читая стихотворение:

Нарисуй кружочков строчку,
Выстрой их в одну цепочку.
Подрисуй к ним башмачки,
К башмачкам всем – каблучки.
Сорок ножек. Рожки две –
Нарисуй на голове.
Посмотри на эту крошку –
Это ведь сороконожка!
(Ирина Горбачева)

Учащиеся анализируют полученную информацию, стараясь сформулировать тему урока и поставить перед собой первичную цель

Тема урока «Исполнители» или «Исполнители и алгоритмы»
Цель: познакомится и научится работать с одним из исполнителей (слайд 3).
Мотивация к учебной деятельности

2.2

Организует повторение с обсуждением особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся (первый раздел презентации «Исполнители (что мы о них знаем)») (слайд 4)

Демонстрируют уровень знаний, отвечая на поставленные учителем вопросы; формулируют вопросы, возникающие в ходе обсуждения

Определение объема знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить

2.2.1

Примерные вопросы (слайд 5):

1. Приведите примеры исполнителей.
2. Приведите примеры формальных и неформальных исполнителей.
3. В чем разница между формальным и неформальным исполнителем?
4. Приведите примеры действий, при выполнении которых наиболее заметна разница между формальным и неформальным исполнителем

Примерные ответы:

1. Компьютер, бытовые приборы, дрессированные животные.
2. Формальные: технические устройства. Неформальные: человек, животные.
3. Формальные исполнители не рассуждают, за действия исполнителя отвечает управляющий им объект; одну и ту же команду выполняют всегда одинаково, формальные исполнители Неформальные исполнители сами отвечают за свои действия; одну и ту же команду всегда выполняют по-разному.
4. Швея и швейная машина, кофевар и кофемашина

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов

2.2.2

Организует фронтальную работу с заданием.
Задание. Проанализируйте ситуацию, изображенную на рисунке, и сделайте вывод (слайды 6, 7, 8)

Примерные ответы:

Исполнитель должен четко и точно выполнять команды СКИ.
Исполнитель может выполнить только те команды, которые ему знакомы и входят в систему команд исполнителя (СКИ)

Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию

3 этап. Изучение новых знаний. Первичное закрепление материала

3.1

Организует подготовку учащихся к открытию нового знания, создавая проблемную ситуацию (слайды 9, 10).
Задание. Известно, что исполнитель «Черепаха» умеет рисовать. Управляя исполнителем, создайте изображения (слайд 10).
Проблема.
Что необходимо знать об исполнителе, чтобы  выполнить задание? Составьте план изучения исполнителя.
В случае затруднений организует подводящий или побуждающий диалог, приводящий к результату (скрытый слайд 11)

Участвуют в процессе постановки учебной проблемы. Выявляют причины затруднения и ищут способы разрешения возникшего затруднения. Учащиеся формулируют вопросы, ответы на которые им надо получить, для достижения цели. Составляют план изучения исполнителя (фиксируют результат обсуждения на доске)

Формируются познавательные логические учебные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также  умение строить речевое высказывание, аргументировать свое мнение, координировать работу внутри коллектива

3.2

1 вариант
Руководит исследованием нового для учащихся исполнителя «Черепаха» на основе разработанного плана (слайды 12-14)

2 вариант
Консультирует учащихся

1 вариант
Анализируют информацию, задают уточняющие вопросы.

2 вариант
Самостоятельно изучают данный раздел презентации, задают вопросы при возникновении затруднений

Управление познавательной и учебной деятельностью на основе поставленной цели.
Умение слушать собеседника и вести диалог, работать в команде

3.3

Предлагает обучающимся задание для самоконтроля (слайд 15). Консультирует при необходимости.

Задание. Ученик составил план действий для Черепахи:

вперед(500)
вперед(20)
вправо
вперед(10)
вправо (90)
назад (10)
налево (90)
вперед (20)

Внимательно изучите план и выполните задания:

1. Удалите из плана команды, которые Черепаха не сможет выполнить. Обоснуйте свой ответ.
2. Считая, что одна клетка в тетради равна 10 пикселям, нарисуйте результат выполнения команд.

Учащиеся выполняют задание индивидуально, а затем обсуждают фронтально.
Учащиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Примерные ответы:

1. Команда  «вперед (500)» вызовет отказ «Не могу», потому что Черепаха стоит в центре поля, размер которого 500х500 пикселей, и следовательно, она не сможет пройти вперед 500 пикселей; команды «вправо», «налево (90)» вызовет отказ «Не понимаю».
2. Буква «Т»

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Физкультминутка

4 этап. Практическая деятельность учащихся. Осуществление контроля и коррекции

4.1

Объявляет задания для практической работы – задания 6 –9 из рабочей тетради ([3], стр. 8–9).
Консультирует при необходимости

Выбирают любые задания из предложенных с учетом индивидуальных возможностей.
Выполняют самостоятельно или в парах

Формируется способность действовать по алгоритму, осуществлять  самопроверку, выявлять и корректировать собственные ошибки

4.2

Помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. Фиксирует выполненные задания

Дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Формируется контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

5 этап. Итог урока. Рефлексия и самооценка

5.1

Побуждает учащихся к рефлексии, высказыванию своего мнения, самооценки учениками собственной учебной деятельности. Соотносит достигнутые цели с полученным результатом

Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, поводят рефлексию и самооценку

Формируются рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

6 этап. Домашняя работа

6.1

Объявляет задания для домашней работы – задания 1–5 из рабочей тетради ([3], стр. 5–8).
Консультирует при необходимости

Выбирают 2-3 задания из предложенных на свое усмотрение

Формируются саморегуляция, мотивация к самообучению, самодисциплина

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  3. Мирончик Е.А. Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5-6 классы / Е.А. Мирончик, И.Д. Куклина, Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

20.02.2019