План-конспект интегрированного урока "Порхающий цветок или хрупкий мир" (технология и литература)

Разделы: Литература, Технология


Предмет: Технология.

Тип урока: интегрированный, исследовательский, проектный.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс: 6 класс (девочки).

Технологии: здоровье сберегающие, case studies (технология обучения на примере конкретной ситуации), технология критического мышления.

Метапредметные связи: литература, изобразительное искусство.

Аннотация

Интеграция предметов - одно из направлений активных поисков новых решений, способствующих развитию творческого потенциала учителя и ученика.

Метапредметность – принцип интеграции содержания образования. Необходимость метапредметного обучения на сегодняшний день проблема актуальная.

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Это позволило нам реализовать метапредметную связь уроков «Технология–Литература», «Литература–Технология» в зависимости от поставленной задачи и осуществлять комплексный отбор учебного материала, разрабатывать систему метапредметных уроков с 5-го по 11-й классы. Типы уроков определяются целью организации урока, т.е. целью его проведения. Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке: беседа, самостоятельная и практическая работа, исследовательская и проектная деятельность. В качестве системы обучения используется технология критического мышления и case studies (технология обучения на примере конкретной ситуации). Это ассоциативная связь с художественным произведением и выходом на практическую реализацию - мини-проект. Особенностью данного урока является попытка подавать информацию в разных кодовых системах: словесной (анализ ситуации в художественном произведении), предметной и практической (выполнение практического задания)

Конспект урока

Цель урока: расширить знания о различных техниках вышивки; способствовать формированию навыков вышивания; познакомить с притчей о бабочке и изучить ситуацию, представленную в ней, представить результаты в мини-проектах, проследить связь образа бабочки в различных видах искусства с опорой на вышивку.

Задачи урока:

  • образовательная: обобщить знания о вышивке как разновидности декоративно-прикладного искусства, расширить кругозор за счёт введения литературного материала в исторический контекст, формировать умения находить, отбирать и применять материал по заданной теме при изготовлении практической работы, используя папку-кейс;
  • развивающая: развитие навыка интегрирования полученной информации, развивать навыки публичного выступления, развитие познавательного интереса и творческих способностей;
  • воспитывающая: воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей работы.

Тип урока: интегрированный, исследовательский, проектный.

Вид урока: комбинированный.

Методы и приемы:

  • организация учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных технологий, проблемные вопросы, групповая работа, работа с кейс папками и творческим проектом;
  • стимулирование и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации;
  • практическая работа учащихся: выполнение проекта;
  • контроль и самоконтроль: самоанализ своей работы учащимися, оценивание работы другой группой учащихся, выставка работ учащихся.

Средства обучения и воспитания:

  • дидактическое обеспечение: презентация, сообщения учащихся, кейс-папка «вышивальщицы» (рефлексивная карта урока, файл «текст притчи о бабочке», план мини проекта, файл «схемы вышивки бабочки лентами», файл «цветовой круг», файл «словарь, значение цвета, критерии оценивания проекта, пословицы и поговорки о труде и рукоделии», файл «стихи о бабочке»), кейс-папка «литераторы» (рефлексивная карта урока, файл «текст притчи о бабочке», план мини-проекта, файл «критерии оценивания защиты проекта», файл «словарь», файл «стихи о бабочке»), кроссворд, карточки – названия команд, набор для вышивания лентами для проведения мастер-класса по вышивке, цветные карандаши и фломастеры, листы белой бумаги;
  • Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, кейс-папки с учебным материалом для учащихся, выставка работ учащихся, сделанных ранее.

Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент): физкультминутка, музыкальная терапия.

Структура урока:

  • Фаза «Вызов интереса».
  • Фаза «Осмысление».
  • Фаза «Погружение в тему».
  • Фаза «Рефлексия».

Ход урока

I. Фаза «Вызов интереса»

Учитель технологии: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: «технология и литература».

Учитель литературы: Посмотрите на экран и объясните эпиграф нашего урока «Рукам работа – сердцу радость» (Слайд 1) Презентация.

Ответ: когда мы выполняем какую-то творческую работу, получаем определенные навыки и удовлетворение от сделанной работы.

Учитель технологии: У нас в классе вы видите выставку творческих работ учащихся. (На выставке представлены работы учащихся, где основным мотивом являются цветы). Как бы вы назвали нашу выставку?

Ответ: «Цветы».

Учитель технологии: Цветы являются уникальным явлением природы. В природе нет ни одного одинакового цветка. И я хочу вам загадать загадку. (Слайд 2)

А вы знаете цветы небывалой красоты?
Могут лепестки сложить
И мгновенно в воздух взмыть.
Что за цветы летают? Как их называют?

Ответ: бабочка.

Учитель литературы: это загадка не о живых цветах, а о бабочках, которые похожи на цветы, потому что разноцветные.
Ключевое слово БАБОЧКА.

Учитель технологии: работать вы будете в двух группах: «Вышивальщицы» и «Литераторы». Посмотрите на экран. Перед вами задание. (Слайд 3). У вас на столах находятся кейсы. Кейс представляет собой пакет материалов, с которыми вы будете работать. Откройте первый файл кейса. Здесь рефлексивная карта, которую вы будете заполнять по ходу урока.

Учитель литературы. Прочитайте текст «Все в твоих руках».

1.Чтение притчи учителем литературы. (Слайд 4)

2. Выполните задание по тексту. (Слайд 5)

Учащиеся: самостоятельно выполняют задания по тексту. Подготовка ответов на вопросы, выяснение ситуации, представленной в тексте, и запись в рефлексивной карте.

Учитель литературы: озвучьте, что вы написали.

Учащиеся: (ответы зачитывают обе группы).

Ответ: в тексте дана ситуация: человек перед выбором. В тексте присутствует образ бабочки. Использован прием «символический образ».

II. Фаза «Осмысление темы»

Учитель технологии: Как бы вы назвали наш урок? С какой целью вы пришли сегодня на урок? (Слайд 6)

Учащиеся: каждая группа определяет свою цель на уроке в соответствии со своим назначением и предлагает название уроку.

Ответы группы «Вышивальщицы»: наша цель на уроке – представить свои мини-проекты на тему «Бабочки и цветы», выполненные в технике вышивка лентами. Защитить свои мини-проекты. Предлагаем назвать урок «Порхающий цветок», так как бабочки похожи на цветы.

Ответы группы «Литераторы»: цель нашей работы узнать историю появления образа бабочки в литературе и живописи. Представить и защитить свои мини-проекты. Предлагаем свое название урока «Хрупкий мир», так как бабочка очень нежное и хрупкое создание.

Учителя объединяют названия.

Учитель литературы: вы справились со своим заданием. Вы верно определили свою цель и задачи и предложили два названия. Мы объединяем эти названия в одно.

Учитель технологии: тема урока «Порхающий цветок или хрупкий мир». (Слайд 7, 8)

Учитель технологии: я хочу пригласить вас в виртуальный музей вышивки, где можно увидеть различные вышитые картины.

(Учитель технологии проводит экскурсию по виртуальной выставке).

(Слайды 9,10,11)

Предлагаем вам увидеть уникальные вышитые картины, не имеющие аналогов в мире. Автор картин – мастер декоративно-прикладного искусства Украины Елена Бондарева. Перечислить: «А.С.Пушкин», «Бегущие дети», «Княжна Тараканова». Представленные картины – ручные работы, вышитые художественной гладью. В чем же заключается уникальность этих вышивок? Искусствоведы уверяют: повторить это невозможно. В СССР эти вышитые картины были оценены по достоинству, и в 1979 году вышивки демонстрировались на выставках в Греции, на Кипре, Турции, Египте, Италии, Испании. И здесь успех картин был потрясающим. Стоят эти вышивки более 100 тысяч долларов. Сегодня наборы для вышивания чаще всего предлагают схемы для вышивки крестом. Вышивка крестом широко распространена среди начинающих вышивальщиц. Крест, как вы знаете, относится к счетной вышивке. При вышивке крестом, вы помните, нужно следить, чтобы все крестики были одинакового размера. Мы говорили с вами, что на Руси крест всегда рассматривался как оберег.

Многие рукодельницы выбирают в качестве примера известные картины признанных мастеров. Такая вышитая картина смотрится красиво эффектно. Например, вышитая крестом картина «Утро в сосновом бору» И.Шишкина и «Три богатыря» В.Васнецова. Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова – Ксения.

Один из самых древних видов вышивки на территории России – вышивка канителью. Такой вид вышивки называется еще «золотным шитьем», а работающие с ним вышивальщицы – «золотошвейками». Канитель – это тонкая золотая или серебряная нить, которой вышивались на ткани различные орнаменты. Для изготовления канители раскаляли до белого каления кусок золота, серебра или меди и затем вытягивали клещами тонюсенькую ниточку. Это была ужасно долгая и сложная работа, от ее названия и происходит современное выражение: «тянуть канитель», что значит заниматься скучным и медленным делом. Вышивалась канителью в основном церковная одежда. История возникновения церковной вышивки, как уникального искусства, уходит в глубину веков и насчитывает не одно тысячелетие. У нас на уроках технологии девочки учатся вышивать шелковыми лентами. Девочки отметили, что плюсами такого вида вышивания является уменьшение количества времени, потраченного на выполнение рисунка, т.к. плоскость вышивания закрывается не маленьким ниточным стежком, а большим ленточным стежком, который по своей величине больше ниточного в несколько раз. Второй плюс вышивания лентами в том, что картины получаются объемными, даже используя несложные техники. К тому же работы хорошо получаются даже у начинающих мастериц, что создает хорошее настроение. При создании цветочных композиций вышивка выглядит как настоящий букет.

III. Фаза «Погружение в тему»

 Учитель технологии: А сейчас я приглашаю вас на мастер - класс по вышивке шелковыми лентами. Одна из наших вышивальщиц готова продемонстрировать приемы работы, которые она использовала при работе над творческим проектом.

(Идет демонстрация новых приемов работы одной из наиболее подготовленных учениц).

 Учитель литературы: Давайте немного отвлечемся и разомнемся.

Физкультминутка

 Учитель технологии: сейчас каждая группа в соответствии со своими целями и задачами готовят свои мини- проекты и защищает их.

Практическая часть

Группа «Литераторы». Они разделяются на подгруппы. Первая подгруппа анализирует литературный материал (стихотворения поэтов К.Бальмонта, В.Набокова и Г.Айги), в которых представлен образ бабочки. Вторая подгруппа готовит виртуальную экскурсию по картинной галерее Д.Кустановича. (Слайд 12)

Группа «Вышивальщицы». Учащиеся работают индивидуально, каждая над своим мини-проектом. Данный этап работы включает анализ своей вышивки, корректировку художественной композиции, подготовку окончательного варианта защиты проекта с учетом новых впечатлений. Оформление мини-проекта идет с использованием учебных материалов из кейс-папки.

Подготовка защиты проектов

Во время практической части звучит тихая музыка.

Каждая группа защищает свои проекты, причем в группе «вышивальщиц» участники группы защищают проекты индивидуально. Учащиеся представляют свое готовое изделие, рассказывают о нем, представляют выполненный готовый мини-проект «бабочка», творчески его защищают. Во время защиты другая группа оценивает их работу по 5-бальной системе.

IV. Фаза «Рефлексия»

Учитель литературы:

  • Что вы узнали о бабочке?
  • В каких видах искусства присутствует образ бабочки?

Учитель технологии:

  • Какие качества воспитывает занятие вышивкой в девушке?
  • Изменилось ли ваше отношение к вышивке после наших уроков?

Самоанализ работы.

Учитель литературы: продолжите фразу.

  • Что нового я узнала на уроке…
  • Мне удавалось…
  • У меня получилось…
  • Я даю оценку уроку…

Учитель технологии: урок наш начался с поговорки: «Рукам работа – сердцу радость». Вспомните, какие еще пословицы и поговорки о труде и рукоделии вы знаете?

  • Дело мастера боится.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Ремеслу везде почет.

V. Итог урока

Учителя литературы и технологии: мы благодарим вас за работу на уроке. Вы сегодня замечательно поработали в своих группах, узнали много нового и интересного. Изучили историю бабочек в русской поэзии и искусстве. Выполнили проекты «Бабочка». Отметили, как важен миг, в котором проявляется красота и гармония, и научились сами создавать такую красоту.

Спасибо за внимание! (Слайд 13)

Приложения к уроку: