Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цель: ознакомление учителей с личным опытом работы по данной теме.

Форма: выступление с докладом с использованием презентации.

Добрый день всем! Меня зовут Александра Аполлоновна. Работаю учителем английского языка в МОУ Корсукская СОШ. Разрешите всех поздравить с праздником, так как конференция это тоже праздник и пожелать вам весеннего настроения, любви, здоровья и удачи во всем!

Формирование коммуникативной компетенции является одним из важнейших аспектов преподавания английского языка.

Начну свой доклад с вопроса. Что такое компетенция?

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. 

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения.

В течение всего периода обучения иностранному языку у детей формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:

  • лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
  • социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм:
  • дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
  • стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
  • социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Для плодотворной реализации педагогической деятельности начинать нужно с продумывания и составления плана работы, поскольку он служит основой любой работы

План – это своего рода фундамент, и от него зависит не только результат обучения, но и залог уверенности педагога в себе.

Основу деятельности планирования составляют проектировочные умения. От уровня владения этими умениями во многом зависит, мне думается, успех нашей профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что уроки спланированы в учебнике, и к ним даются указания в книге для учителя, в действительности же все выглядит следующим образом:

  • учебник рассчитан на некий усредненный вариант класса, а в наших конкретных условиях классы не похожи друг на друга. Разными являются ученики, а, следовательно, и классные коллективы;
  • учебнике спланированы далеко не все уроки, не менее 20% уроков – это так называемые резервные уроки и уроки повторения;
    как бы авторы не продумывали свой учебник, живая практика всегда заставит что-то в нем изменить.

Планируя каждый урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку – принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.

Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, в качестве средства обучения говорению. Говорение, являясь одним из видов человеческой деятельности, выполняет в жизни функцию средства общения.

Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Общение в устной форме предполагает, что человек должен владеть двумя средствами общения – говорением и аудированием как видами речевой деятельности. В письменной же форме необходимо владение письмом и чтением.

Говорение есть выражение своих мыслей. Это деятельность одного человека, но в то же время, общение – это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.

Если при обучении навыкам аудирования и чтения можно использовать учебник и дополнительные источники литературы, то при обучении навыкам говорения и письма учителю необходимо изыскивать интересные методы и подходы, которые не всегда найдешь в предлагаемом учебнике.

В младшем и среднем звене учащихся я практически на каждом уроке использую тематические карточки с различными темами. Это дает возможность учащимся не только описывать увиденное на карточках, но и отвечать на наводящие вопросы учителя. Но в зависимости от уровня обученности класса может меняться как тематика вопросов, так и их сложность. Также карточки очень удобны тем, что на обратной стороне написано данное слово или словосочетание с транскрипцией. В дальнейшем это может помочь учащимся в письме, поскольку одним из домашних заданий в продолжение изучаемой темы, часто прошу написать учащимся рассказ. Например, изучая тему «Семья», написать про членов своей семьи, изучая тему «Животные» написать про своего домашнего питомца и т.п. Бывает, что у учащихся отлично развита письменная речь, а с говорением возникают сложности и наоборот. Поэтому, я считаю, что учителю необходимо одновременно выявлять и развивать различные умения у учащихся.

Также всегда необходимо помнить, что как бы тщательно не был спланирован и проведен один урок иностранного языка, он еще не гарантирует успешности обучения.
Если знания, получаемые на отдельном уроке по другим предметам, могут быть использованы вне связи с другими уроками, то отдельные навыки иноязычного говорения, когда иногда удается их сформировать на единичных уроках, не могут использоваться, поскольку речевая компетентность есть система навыков.

Как показывает опыт работы, доведение даже малой дозы речевого материала до уровня умения, то есть свободного использования в иноязычном общении, требует цикла уроков.

В связи с этим для более эффективной организации учебного процесса необходимо планировать циклы уроков, преследующих единую цель в работе над разговорной темой: то есть, получается следующее: уроки, входящие в цикл (в подтему), в тему, существуют не сами по себе, а являются как бы звеньями цепочки. Таким образом, каждый последующий урок тесно связан с предыдущим (постепенно ознакамливая учащихся с новой лексикой одновременно закрепляются речевые навыки предыдущего урока). Например, в средних и старших классах я использую следующие схемы.

Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:

  • составить план текста, высказать основные мысли по плану;
  • выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
  • дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
  • составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

Учим самостоятельно понимать текст. Средство – приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

В ходе планирования уроков я стараюсь соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:

  • постоянная речевая практика учащихся;
  • использование коммуникативного ценного материала;
  • постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;
  • речевой характер урока.

Считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  • доброжелательная обстановка на уроке;
  • положительный эмоциональный климат;
  • доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение.

Убеждена, что использование интерактивных форм доказывает возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении.

Так, вся группа вслед за мной задает вопросы одному из своих товарищей, например, соседу по парте, выражает согласие, несогласие с чем-либо, выражает согласие по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами – парами, тройками, четверками, а также работе в диалоге. Когда пара учащихся работает в диалоге, я также вступаю в дискуссию (которая часто возникает, поскольку участники  задают свои вопросы и высказывают свое личное мнение) и задаю свои наводящие вопросы таким образом, чтобы учащимся невольно пришлось использовать лексику изученную на уроке.
Для выполнения упражнений тройками или четверками рассаживаю учащихся по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Либо обсуждение семейных проблем, в которых кто-то является родителем, а кто- то ребенком и т.п. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился, что нового узнал о тех, с кем беседовал и т.п.

Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому.

Деятельностная сущность коммуникативной компетенции обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
  • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

Коммуникативное обучение (взаимодействия и сотрудничества учащихся) включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерно:

  • использование видеоурока (создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке )
  • использование урока-экскурсии (ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д.)
  • урок-спектакль (такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики)
  • использование ролевой игры (использование ролевой игры как формы работы позволяет осуществить взаимодействие всех видов речевой деятельности при активном участии обучающихся в сюжетной импровизации)

урок-праздник (эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению)

Необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.

Конечно, разработка структур, схем требует от учителя дополнительного времени. Это большой, нелегкий труд. Однако, как писал Л.Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».

Спасибо за внимание!!!