Формирование первичных представлений у детей с ОВЗ о малой Родине и Отечестве посредством современных технологий

Разделы: Коррекционная педагогика


«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать? Воспитание начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Сегодня воспитание должно быть ориентировано на воспитание гражданина и патриота, что является одной из задач российского образования.

Академик Д.С. Лихачёв

Первые друзья, семья, улица, на которой стоит дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом, городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Именно поэтому свою работу с воспитанниками по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечестве начинала со знакомства с ближайшим окружением – сначала формировала представления о составе семьи, о том, кто такие родные. Проделана большая работа при подборке материала, т.к. для реализации задач необходимо было создать соответствующую базу. В рамках взаимодействия с семьей предложила каждому родителю выстроить генеалогическое древо своей семьи, так же была собрана презентация семейного альбома. Ребята рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи, научились понимать слова, обозначающие родство. Разработала конспект и провела открытое занятие: «Моя дружная семья». Далее последовала работа по ознакомлению воспитанников с родным городом. Через дидактические игры воспитанники выучили свой домашний адрес.

В рамках календарного планирования мною проведено открытое занятие: «Все профессии нужны, все профессии важны». Целью поставила формирование целостного представления воспитанников о конкретных профессионально-трудовых действиях сотрудников нашего центра. Познакомила воспитанников с профессиями сотрудников нашей школы. С помощью ИКТ создала презентацию на основе фотографий. Такая работа позволила выучить работников центра по фамилии, имени, отчеству, без труда называть улицу, на которой находится школа.

Первичные представления о малой Родине и Отечестве формировались при участии в проекте «Дом, в котором я живу» где с воспитанниками проведена объёмная работа по воспитанию любви к родному городу, краю, умению видеть прекрасное, гордиться им. Даны знания о родном городе и его истории, о достопримечательностях и культурных ценностях.

Работа строилась в форме виртуальных путешествий по родному городу, где воспитанники имели возможность любоваться красотой города, учились видеть преобразования, происходящие в городе каждый год. При проведении проекта старалась, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посещать полюбившиеся места в родном городе. Для этого использовались ИКТ, которые позволили общаться с воспитанниками на современном технологическом уровне, делали деятельность более привлекательной, эмоциональной и эффективной. Во время проектной деятельности воспитанники закрепляли полученные знания, в своих аппликациях, рисунках (с помощью трафаретов), конструировании, тренировались в изготовлении мини открыток с помощью наклеивания заготовленных шаблонов. В результате организована выставка детских работ о Москве.

Во время проведения военного проекта на тему: «Москва в годы ВОВ», были использованы различные формы и методы работы, такие как: диспуты, беседы «Кто такой патриот?», «Героические страницы истории России», «Россия – многонациональная страна». В рамках проекта разработано и проведено открытое занятие «Великий подвиг москвичей на фронте и в тылу». При помощи ИКТ разработана презентация, выстроенная в соответствии с тематикой занятия. Презентация сопровождалась звуковым оформлением, чтобы помочь детям почувствовать атмосферу военных лет. Проделанная работа расширила представления о подвигах, советского народа, о детях героях Великой Отечественной войны. Во время проектной деятельности, постоянно подводила воспитанников к пониманию, что советский народ победил потому, что всем сердцем любил свою Отчизну.

Формирование представлений о малой Родине продолжалось посредством проекта «Этот волшебный мир сказок» Проект способствовал формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.

В этом учебном году продолжила работу по формированию представлений о малой Родине и Отечестве через проект «Этот загадочный и фантастический мир» Во время проектной деятельности воспитанники расширили элементарные экологические знания, познакомились с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека. Стараюсь воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю. Защита проекта проходила в виде развлекательного мероприятия, где дети отвечали на вопросы, читали стихи, показали сценки «Суд над животными»,Сценки «Туристы в лесу». Результаты исследования представлены с помощью выставки детских работ «Планета Земля - глазами детей». Создан сборник поэзии «Открой дверь в зеленый мир…». Организована фотовыставка «Этот загадочный и фантастический мир». Результатом работы является то, что у детей повысился уровень знаний об истории и развитии своего города. Теперь воспитанники знают не только название своего города, но и могут назвать некоторые достопримечательности, флору и фауну города, людей, прославивших Москву. Без труда называют улицы, на которых они живут, улицу на которой находится школа. Систематическая работа зародила первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему городу, своей Родине.