Формирование орфографической зоркости младнших школьников

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (206 кБ)


В жизни нашей многонациональной Республики Саха (Якутия) языком, стоящим наравне с родным, является русский язык. Главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Первые шаги на пути познания русского языка якутскими детьми всегда самые сложные. По сравнению с русскоязычным ребёнком наш ученик не знает простейших форм слов, его словарный запас относительно скуден, так как у него нет языковой среды. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы. Систематическая работа по ориентированию учащихся на обнаружение и выделение в словах орфограмм увеличивает орфографическую зоркость, что способствует формированию навыка грамотного письма.

Русская орфография — это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.

Разделы орфографии — это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме
Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма. Орфограмма – это место в слове, где для обозначения определённого звука нужно выбрать букву.

Если детям «открыть», что при письме на место одного и того же безударного гласного звука (или парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова) бывают разные буквы (о или а, е или и, б или п…), но для конкретного слова правильна только одна из них и её надо выбрать, а потом зафиксировать в их сознании названные опознавательные признаки таких «опасных» при письме мест, то база для развития орфографической зоркости младших школьников на ранних этапах обучения будет обеспечена.

Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:

1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;

2) орфографическое поле, необходимое для проверки;

3) опознавательные признаки данной орфограммы;

4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае говорят, что имеет место орфографическое действие. Профессор М.С.Соловейчик считает, что у младших школьников следует формировать четыре орфографических умения, а именно:

1. Ставить орфографические задачи, т.е. обнаружить орфограммы (обладать орфографической зоркостью).

2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило).

3. Применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи).

4. Проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Переход от преимущественного изучения разнообразных орфографических правил к целенаправленному формированию указанного комплекса орфографических умений – один из путей совершенствования методики обучения орфографии в начальных классах.

При обучении правописанию большое значение имеют опозна­вательные признаки орфограмм, для каждого вида — свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. «Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью» [13,164]. Так как большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

  • на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
  • познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
  • систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.

Среди орфограмм слабых позиций, связанных с обозначением звуков буквами, самыми частотными являются:

  • безударные гласные в разных частях корня;
  • парные по глухости-звонкости согласные в определенных позициях.

Следовательно, именно их опознавательные признаки должны быть усвоены школьниками в первую очередь:

а) для гласных – положение без ударения;

б) для согласных – парность по глухости-звонкости. Нахождение на конце слов и перед всеми другими согласными, кроме непарных звонких [л] [л’], [м] [м'], [н] [н’], [р] [р’], [й’], [в] [в’].

Ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. Это проявляется в следующих умениях:

  • выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный по глухости–звонкости или непарный;
  • устанавливать последовательность звуков;
  • ориентироваться в звуках – «соседях»;
  • проводить полный звуковой анализ слов.

В зависимости от того, насколько прочно первоклассники овладеют этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех (или неуспех) в становлении их орфографической зоркости.

На этом этапе работы учащиеся четко уясняют: чтобы решить орфографическую задачу, надо выбрать правильную букву. Для этого надо применить правило.

Детям даются способы проверки для каждой части речи. Прежде чем подобрать способ проверки, дети должны определить, к какой группе относится слово, а потом выбрать нужное правило.

Как искать проверочные слова для корня?

1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или побери другое однокоренное слово.

2. Измени проверяемое слово:

предмет

действие

признак

- ед. ч. – мн. ч.

что (с)делает?

какой?

- кто? что?

что (с)делал?

 

(ед.ч. или мн. ч.)

что (с)делаю?

 

многокого? чего?

 

 

Изучив все способы проверки, учащиеся легко ориентируются в нахождении проверочных слов. Особое внимание уделяю значению слова. От значения слова — к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность.

Пример: храбрец — от слова храбрый.

П.С. Жедек описывает три ведущих правила, на которых базируется наша орфография:

  • Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: домашний – дом, на стуле – на столе, заботливый – счастливый.
  • «Сомнительные» согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (сонорными и В): друг – друга, просьба – просить.
  • Мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твёрдыми согласными или на конце слова: зонтик – зонт, бросьте – брось.

На уроках русского языка в начальной школе для формирования орфографической зоркости у младших школьников применяется несколько методик:

  • определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
  • списывание текста и выделение орфограммы;
  • все виды диктантов;
  • исправление деформированного текста (текста с ошибками);
  • письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
  • классификация слов в соответствии с орфограммами;
  • выбор слов из текста с заданной орфограммой;
  • постановка пропущенных букв в места орфограмм;
  • звуко-буквенный анализ слов;
  • орфографические пятиминутки;
  • ребусы, шарады, загадки, пословицы;
  • работа с текстом;
  • комментированное письмо;
  • письмо с проговариванием;
  • орфографические разминки;
  • игровые приёмы;
  • рифмовки и др.