Мастер-класс по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными»

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Мастер-класс


Цель: уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.

Задачи:

  • развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком;
  • развивать речь учащихся и фонематический слух;
  • развивать умение составлять предложения;
  • воспитывать любовь к родному краю, создавать условия для развития коммуникативных навыков, используя работу в паре и группе.

УДД, формируемые на уроке.

  • Личностные: формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению.
  • Коммуникативные: потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.
  • Познавательные: формирование умения ставить познавательную цель урока, логические действия анализа и синтеза, действия по поиску и выделению необходимой информации.
  • Регулятивные: планирование, контроль, самооценка.

Место урока в изучении темы: данный урок является 30 уроком в разделе «Звуки и буквы».

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Используемое оборудование, наглядность: доска, мультимедийное оборудование.

Технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, технология использования в обучении игровых методов.

Конспект урока

Содержание этапа, деятельность учителя с указанием номера слайда

Деятельность обучающегося

I. Мотивирование к учебной деятельности

Цель этапа: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Цель этапа: включиться в общение, отреагировав на реплики учителя согласно коммуникативной задаче.

Ну-ка, всё проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
Проверяют готовность к уроку.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Не забывайте о правилах посадки.

Дети открывают тетради, записывают: число, классная работа.

Говорят:

Я тетрадочку открою, и наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою, ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь, с интересом я тружусь.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Цель этапа: формировать мотивацию к учебной деятельности.

Отгадайте загадку.

Ученик читает загадку с карточки.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (зима)

III. Целеполагание

Цель этапа: поставить познавательную задачу.

Цель этапа: сформулировать цель урока.

На интерактивной доске появляется картинка и слово «з…ма».

Назовите орфограмму в слове з__ма. Подберите проверочное слово.

(форма слова, однокоренное слово)

Называют орфограмму, подбирают проверочное слово.

З__ма-зимы-зимний-зимушка

- Назовите мягкие согласные.

Находят корень в словах. Называют, подчеркивают одной чертой орфограмму.

Какие еще гласные, обозначают мягкость согласного звука?

Отвечают: буквы я, ё, е, ю.

Образуйте от слова зима однокоренное слово обозначающее действие (зимовать).

Как обозначили мягкость согласного звука на конце слова?

О чем же пойдёт речь на уроке?


 

Формулируют задачу.

IV. Открытие детьми нового знания

Цель этапа: Расширить знания о роли мягкого знака.

Цель этапа: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Минутка чистописания.

Мы напишем мягкий знак,
нежно капелькой вот так: ь ь ь

Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква ь талантливая и у нее есть свои тайны. Нам предстоит их раскрыть.

О какой тайне рассказал мягкий знак в слове «зимовать»?

Карточка вывешивается на доску - 1 тайна: обозначает мягкость согласного звука.

Выполняют задание в тетради (пишут целую строчку).

Рефлексия.

Зеленый круг – я молодец!

Жёлтый - у меня не всё получилось!

Определите количество букв и звуков в слове: зимовать. Сделайте вывод.

Карточка вывешивается на доску. 2 тайна: ь - звука не обозначает.

Определяют: 8 букв,7 звуков.

Делают вывод: ь - звука не обозначает.

Словарная работа.

На чем вы любите кататься зимой? На доске появляется карточка со словом «Коньки», написанном в транскрипции: [К а н’к’ и]

Определите количество букв и звуков в слове. Почему букв больше, чем звуков? Вывод: ь - звука не обозначает.

Заглянем в Толковый словарь С.И.Ожегова и узнаем лексическое значение слова. Коньки – это узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. Бывают беговые, фигурные и роликовые.

Подбирают проверочные слова, доказывают. Слово «коньки» словарное слово проверить безударную гласную нельзя.
Объясняют.
Пишут слово «коньки», называют орфограмму.
Делают вывод.
Читает заранее подготовленный ученик.

Для чего напишем ь в словах:

зимовать, коньки.

Отвечают.

Попробуйте графически изобразить правило написания мягкого знака.

Моделируют схему.

Определите тему урока.

Учащиеся формулируют тему урока.

На уроке мы будем закреплять, повторять написание мягкого знака в словах.

V. Применение новых знаний

Цель этапа: закрепить знание написания мягкого знака на конце и в середине слова.

Цель этапа: планировать и контролировать свои действия и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты коллективной работы.

1. Картинный диктант.

Зимушка побывала в лесу и повстречала животных, которым сейчас трудно. Постарайтесь правильно написать слова.

Сделайте вывод: для чего написали ь в словах?

Слова по одному появляются на интерактивной доске. Дети записывают по картинкам слова, выделяя орфограмму:

медведь, рысь, снегирь, глухарь, лось.

Доказывают своё мнение.

2. Работа в паре. Используя слова: декабрь, январь, февраль, восстанови пословицы.

1._______________год кончает, зиму начинает.

2._______________году начало, зиме середина.

3._________________месяц лютый, спрашивает как обутый.

Работают в паре на карточках.

Вписывают слова на карточки, подчеркивают мягкий знак.

Делают вывод:
1. ь - обозначает мягкость согласного
2. ь - звука не обозначает

Психофизическая тренировка

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.


Выполняют задание учителя.

Гимнастика для глаз.

Смотрят на доску и выполняют движение глазами.

Работа с учебником стр.12, упр.203

Карточка на доске, 3 тайна: меняет лексическое значение слов.

Дети открывают учебник и самостоятельно выполняют задание. Читают правило на стр.125. Делают вывод.

Работа на интерактивной доске.

Шахтеры добывают …. угол
Я начертил …уголь
У доски лежал… мель
Корабль сел на … мел

Фронтальная работа у доски. Выбирают нужное слово, вставляют его в предложение.
Делают вывод.

3 тайна: меняет лексическое значение слов

Работа в группе.

Игра «Найди нужную группу слов».

[голуб*], [т*л*эн*], [карас*], [лошад*], [ал*эн*], [картоф*ил*], [фасол*], [гус*], [марков*], [окун*], [сн*иг*ир*], [с*эл*т*]

Результат оформляют на листах.

Контролеры с выполненным заданием выходят к доске, прикрепляют листы на доску.

Для чего написали мягкий знак?

Проверим выполнение задания.

1. Птицы: голубь, гусь, снегирь.
Рыбы: карась, окунь, сельдь.
Овощи: картофель, морковь, фасоль.
2. Животные: тюлень, лошадь, олень.

Оцените свою работу.

Рефлексия (по памятке)

VI. Творческая работа

Цель этапа: Проверить, как учащиеся усвоили написание мягкого знака в словах.

Цель этапа: осмысление и запись составленных предложений.

А сейчас мы отправимся в зимний лес. Вы будете – писатели. Используя слова на доске составьте небольшой текст: зима, метель, ель, дети, кормушка, снегирь, голубь.

Составляют и записывают предложения.

Примерный текст: Наступила снежная зима. Метель занесла дороги. Ель покрыта снегом. На кормушке снегирь и голубь.

VII. Рефлексия

Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности. Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Цель этапа: оценить свой результат деятельности.


Подведение итога урока.

Чему учились на уроке?

Урок наш окончен и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно, усердно трудились!
И знания ваши нам всем пригодились.

Оцените свою работу на уроке (кружки зелёного, жёлтого, красного цвета). Какой зимний праздник любят и взрослые и дети. Нарядим елочку игрушками.

Ответы учащихся.





Выбирают кружок и приклеивают на ёлочку.

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору:
1. Учебник: стр., 125, упр. 204.
2. Придумать и записать 5 слов с мягким знаком.
3. Составить текст из трех предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком после согласных звуков в середине или в конце слова.

Спасибо за урок!

Ребята выбирают домашнее задание.

Уточняют непонятные моменты.

Информационные ресурсы

1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «ШКОЛА РОССИИ». 1-4 классы.

2. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014. ФГОС.

3. В.Г.Горецкий, В.П.Канакина. Русский язык 2 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2017. ФГОС.

4. Н.Ю.Васильева, Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс – М.: ВАКО, 2017 г.

5. Толковый словарь С.И.Ожегова.