Открытый урок на тему "Геоинформационные системы". 5–7-е классы

Разделы: Информатика


Возрастной диапазон урока: 5-7-й классы.

Цели и задачи урока:

  • Овладение навыками определения координат объекта c помощью программных сервисов Интернета.
  • Сбор и обработка текстовой и графической информации по заданной теме.
  • Овладение основными операциями при работе с графическими, текстовыми файлами
  • Умение грамотно, четко составить свое выступление на определенное время.

Изучаемые элементы содержания образования:

  • назначение и возможности графических и текстовых файлов;
  • находить информацию в интернете и использовать ее;
  • создание собственного сообщения по заданным вопросом.

Для проведения урока необходимы:

  • компьютер с выходом в Интернет,
  • бланки групповых заданий,
  • форма для сбора информации в электронном виде.

Свободное описание урока

Часть I

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма проведения урока: парная работа.

Класс делится на пары. Каждая пара получает задание, с заранее подготовленными вопросами об одном мосте через Москву-реку в черте города Москвы, по которым надо собрать информацию.

Часть информации о мосте, предложенном в задании пары, можно найти в Интернете.

Каждый ученик участвует в сборе и систематизации информации: определении, поиске параметров объекта, поиске изображений, заполнении таблицы и т.д.

Задача пары: максимально полно и достоверно подготовить информацию по заданному списку.

Обучающиеся получают задание в виде таблицы в формате doс для ввода информации.

Примерный сценарий урока

Урок виртуальная экскурсия по набережным Москвы и урок-исследование в компьютерном классе.

Часть I.

Форма урока: урок-экскурсия

Класс разбивается пары, каждая из которых получает задание (название моста, информация о котором должна быть собрана и обобщена в таблице данных). В рабочей паре каждый участник выполняет конкретную задачу: поиск исторической справки, поиск параметров объекта, поиск изображений, заполнение таблицы и т.д.

Продолжительность урока: 45 мин.

Урок делится на 6 этапов:

  1. организационный момент (1 мин);
  2. сообщение учителя (5-7 мин);
  3. выполнение заданий рабочими группами (20-25 мин);
  4. представить свою работу (10 мин).
  5. Итог. Ответить на дополнительные вопросы:
    1. определить самый длинный мост;
    2. определить самый короткий мост;
    3. определить самый широкий мост;
    4. определить самый узкий мост;
  6. Рефлексия.

Задания:

  • Заполнить таблицу данных, посвященную мостам через Москву-реку (пустая форма в файле form.doc), в соответствии с полученным списком.
  • Определить координаты моста в системе Яндекс.Карт (http://api.yandex.ru/maps/tools/getlonglat/);
  • Найти в Интернете информацию о параметрах моста: длина, ширина, назначение и фотографию моста.
  • Внести параметры моста в бланк задания.
  • Представить свою работу.

Ссылки

  1. Российский портал большого международного сообщества OpenStreetMap http://openstreetmap.ru
  2. Карты Гугл https://maps.google.ru
  3. Московские мосты:
    1. http://www.sxnarod.com/moskovskie-mosti-t.html
    2. http://www.moscow.org/moscow_encyclopedia
    3. http://mosday.ru
    4. https://ru.wikipedia.org/wiki

Этап урока

Содержание

Организационный

Приветствие и объявление темы урока.

Сообщение учителя
презентация

Через небольшие овраги и ручьи мосты можно было установить достаточно легко, а вот с мостами через крупные реки дело обстояло сложнее. До начала 15 века в Москве не практически не строили постоянные мосты. Для переправы через московские реки использовали либо броды, либо устраивали "живые" или "наплавные" мосты. Такие мосты представляли собой плоты, на которые укладывались настилы из скрепленных между собой бревен. Подобные мосты можно было быстро разобрать зимой, когда реку сковывал лед, а также уничтожить в случае нападения неприятеля. Самые первые деревянные постоянные мосты в Москве были переброшены через защитные рвы у Никольских, Спасских и Константино-Еленинских ворот, а также через некоторые мелкие московские речушки.

Первый мост через реку Неглинную появился также у Троицких кремлевских ворот. Специально для его охраны была возведена Кутафья башня – единственная сохранившаяся из всех древних башен, строившихся перед постами. Троицкий мост тоже сохранился, но поскольку Неглинка спрятана в трубу, то он проходит просто над Александровским садом. Самый первый мост на этом месте был в приблизительно в 1367 году, и служил выходом к Смоленской дороге. Находки, обнаруженные в ходе раскопок, проводившихся на территории Александровского сада, а также древние рисунки позволяют составить представление о сложных оборонительных сооружениях, некогда располагавшихся на этом месте. Главный (Троицкий) мост через Неглинку был установлен на пяти мощных опорах, которые вверху заканчивались полукруглыми арками. Этот мост подходил к Кутафьей башне, а от нее под прямым углом первому мосту был установлен деревянный. Деревянный мосток спускался на низкий берег Неглинки, и при необходимости средняя часть этого моста поднималась.

С южной стороны Москвы река служила естественной преградой для вражеских войск, и долгое время строить здесь капитальный мост было нерационально. После того, как Москва избавилась от разрушительных вторжений татарских полчищ, в городе постоянные деревянные переправы стали появляться повсеместно, а затем начали строить и каменные мосты. Кроме того, и население Замоскворечья значительно увеличилось, и временные мосты уже не справлялись с нагрузками. В числе первых каменных мостов в Москве появились Всехсвятский (Большой каменный) через Москву-реку и Кузнецкий через реку Неглинную. Когда в середине 17 века было принято решение строить через Москву-реку каменный мост, это долго и тщательно проектировали. Чертежи проекта, разработанного каменных дел мастером Ягоном Кристлером из Страстбурга осматривал лично царь Михаил Федорович. В основании моста по проекту находились шесть обитых железом быков-ледорезов, которые бы служили не только опорами, но и предохраняли мост от повреждений во время ледохода. Сами быки должны были стоить на сваях. Своды должны были быть с пролетами в 30 метров, а сам мост должен был выдерживать прохождение большого пушечного наряда. Из-за смерти Кристлера строительство моста было надолго отложено. Лишь в конце 17 века каменный мост через Москву-реку наконец был построен. Новый мост строили в течение пяти лет (1682-1692 г.г. Для его защиты на южном берегу реки установили башню с двумя шатрами. По средневековому обычаю, на мостах торговцы обустраивали лавки, причем, торговать было принято не только на постоянных крепких мостах, но и на наплавных.

Протяженность Москвы реки 210 км, так что мостов и мостиков через неё многие сотни. В Москве, 80 км этой реки проходит через нашу столицу, – 35 мостов. Самый старый из них – Белорусский (Филёвский) железнодорожный мост – 1875 года. Один из самых новых и необычных – Живописный мост (Краснопресненский проспект) – открыт 27 декабря 2007 года. 26 декабря 2009 года состоялось открытие 35-го моста, это – Митинский метромост. Современные московские мосты – это не только воплощение инженерного таланта мостостроителей, но иногда и прекрасные архитектурные достопримечательности.

Получение и выполнение заданий

Карточка с задание для учащихся

Задание 1

Вашей группе предлагается собрать информацию по выбранному вами мосту.
В рабочей группе каждый участник выполняет конкретную задачу: поиск параметров объекта, поиск изображений, заполнение таблицы и т.д.

Ваши действия:

  1. Заполнить таблицу данных, посвященную мосту (пустая форма в файле 3.doc), в соответствии с полученным списком.
  2. Найти в Интернете или получить другим способом информацию о параметрах моста: длина, ширина, назначение и фотография моста.
  3. Добавить в таблицу полученную информацию.
  4. Подготовить и сдать отчет о проделанной работе учителю.

Название моста

 

Как до него добраться

 

Что соединяет

 

Архитекторы и дата создания

 

Длина

 

Ширина

 

Назначение 1

 

Назначение 2

 

Расположение на карте

 

 

 

Задание выполнили ____________________________

Выступление учащихся

Задание для класса

Внимательно выслушав выступление группы определить

  • отсортировать названия мостов в направлении с севера на юг;
  • определить в пределах самый западный мост;
  • определить в пределах самый восточный мост;
  • определить самый длинный мост;
  • определить самый короткий мост;
  • определить самый широкий мост;
  • определить самый узкий мост;
  • определить количество и составить список мостов, недоступных для пешеходов;
  • определить количество и составить список мостов недоступных для транспорта.

Рефлексия

  • Какая была тема урока?
  • Что было интересным на уроке?
  • Понравился ли вам урок?