Современный урок в условиях внедрения ФГОС

Разделы: Русский язык


Современный урок в условиях внедрения ФГОС - это система развивающего обучения. Современный урок позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний, позволяет развивать познавательную активность учеников.

В работе показаны приемы и техники современного урока, направленные на развитие творческих способностей учащихся.

Предложенные методы и приемы, применяемые на уроке, позволяют развить у детей интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, учат анализировать материал. Методы учат детей связывать разрозненные факты в единую картину, применять знания в нестандартной ситуации, собирать и анализировать информацию. Техники, предложенные в данной работе, позволяют осуществлять контроль знаний.

Приемы и техники.

Современный урок в условиях внедрения ФГОС - это система развивающего обучения. Метод к подходу обучения в современном уроке - интерактивный. Он ориентирован на взаимодействие не только учителя с учеником, но и учеников друг с другом. Педагог является организатором учебного процесса.

Современный урок - это проблемно диалогический урок. Он позволяет заменить урок объяснения материала уроком открытия знаний.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя, направленную на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть отличия.

Предмет изменений

Традиционная деятельность

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется  конспектом
Использует учебник, методические материалы

Учитель пользуется сценарным планом, предоставляет свободу в выборе форм, способов, методов

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Больше времени - речь учителя

Самостоятельная деятельность учащегося (большая часть урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить запланированное

Организовать деятельность детей:
1) по поиску информации
2) обобщению способов действий
3) постановке учебной задачи

Формулировка заданий

Решите, найдите, сравните, спишите.

Проанализируйте, докажите, создайте схему, обобщите, исследуйте, измените, придумайте.

Форма урока

Фронтальная

Групповая или индивидуальная

Взаимодействие с родителями

Общение в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение при помощи Интернета.

Образовательная среда

Создается учителем.

Создается уч-ся (дети изучают материал,проводят презентации.

Результат обучения

Оценку работы уч-ся  дает учитель. Учитываются предметные результаты.

Учитываются не только предметные, но и метапредметные, результат ориентирован на самооценку, оценку промежуточных результатов, учет динамики результатов.

Т.О деятельность учителя обновляется. Нововведения направлены на усвоения знаний и на развитие личности уч-ся, его познавательных и созидательных способностей.

Какие же приемы и техники можно использовать на современном уроке для развития личности уч-ся, его творческих способностей, совершенствованию путем сознательного присвоения новых знаний.

Приемы и техники урока

Примеры

Прием «Фантастическая догадка»

- Направлен на привлечение интереса к теме урока
- Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необходимые условия.

- перенести героя лит. пр-ия в современное время.
- рассмотреть привычную ситуацию с необычной т. зрения.

Прием «Нестандартный вход в урок»

- учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся фактов.

- известно, что сущ. - изменяемая часть речи. Как же быть со словом «кино»?

Прием «Отсроченная отгадка»
- формирует умение сопоставлять факты
- умение определять противоречия

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт). Отгадка будет открыта в конце урока (после работы над новым материалом)

Прием «Удивляй»
- активизация мыслительной деятельности
- привлечение интереса к теме урока
- учит анализировать материал

Учитель находит такой угол зрения, при котором известные факты - загадка.

Прием «Я беру тебя с собой»
- учит объединять объекты по общему признаку
- развивает умение сравнивать большое количество объектов.
- учит составлять целостный образ объекта из отдельных признаков

Учитель загадывает признак, уч-ся по нему называют объекты. Учитель отвечает, берет ли он тот или иной объект. Уч-ся приходят к выводу, по какому признаку собирается множество.

Прием «Да-Нет»
- увлекает, ставит в активную позицию
- учит связывать разрозненные факты в единую картину
- систематизировать материал

Учитель загадывает» НЕЧТО» (слово, лит.героя).
Ученики, задавая вопросы, ищут ответ.
Учитель отвечает» ДА–НЕТ»

Прием «Согласен – не согласен»
- актуализирует знания
- включает быстро детей в учебный процесс
- учит быстро оценивать ситуацию,факты.
- анализировать информацию
- доказывать свое мнение

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу» согласен – не согласен»
Например:
- Герасим нашел Муму в барском саду
- Муму жила с Татьяной
- Муму не заходила в барские покои

Прием «Корзина идей»
-позволяет выявить все,что знают дети

На доске знак»корзина», в которую собирается все, что знают дети.
Например, в начале урока через проектор демонстрируются идеи. Тема: «Правописание приставок на З-С»
Вопрос классу: Какой алгоритм можно создать,чтобы научить писать приставки?

Прием «Лови ошибку»
- учит применять знания в нестандартной ситуации
- оценивать информацию

Учитель предлагает информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Ученики спорят, ищут ошибку, совещаются.
Например: серия цитат со ссылкой на автора. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать автору.

Прием «Хорошо–плохо»
- формирует преставление о том, как устроено противоречие
- учит находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте
- оценивать ситуацию с разных позиций
- разрешать противоречия

Учитель создает ситуацию.
Ученик задает ситуацию, когда вредна позиция,другой ученик – когда полезна.
2 вариант (делятся на прокуроров, адвокатов, судей. Одни обвиняют, другие защищают, третьи пытаются разрешить противоречия)

Прием «Морфологический ящик»
- сбор и анализ информации по заданным признакам

Сбор частей слова для конструирования новых слов, составление синонимических, антонимических рядов.

Метод интеллект-карт (схем)
- помогает оценить, как мыслит уч-ся
- используется для обобщения материала
- для создания алгоритма действий
- является инструментом для запоминания

 

Прием «Телеграмма»
-используется в конце урока
-подводятся итоги урока уч-ся

«Я узнал…»
«Мне понравилось…»
«Сегодня я работал…»
Учитель дает задание: написать в телеграмме пожелания герою пр-ия, себе, учителю, товарищу.

Прием «Синквейн»
1 строка - ключевое слово
2 строка - 2 прилаг., характеризующих ключевое слово
3 строка - 3 глагола
4 строка - авторское отношение к понятию
5 строка - резюме (одно слово, через которое автор выражает свои чувства)

А.Куприн» Гранатовый браслет»
1 - любовь
2 - роковая, неразделенная
3 - увлекается, страдает, гибнет
4 - «Да святится имя твое..»
5 - счастье

Неполный синквейн
- отсутствует 1-я строка
- по другим строкам восстановить первую
- написать рассказ по созданному синквейну

1 - …
2 - немой
3 - подчиняется, топит, уходит
4 - крепостное право
5 - человек

Литература

1. Культура современного урока/под редакцией Н.Е.Щурковой/ М.Издательство»Российское пед. агенство». 1997 г.

2. Соловейчик С.А. «Учение с увлечением». М.1986 г.

3. Яковицкая Е.В. «Как учить и учиться на уроке». М. Школьные технологии, 2009 г.