Средства и методы формирования читательской компетентности учащихся малокомплектной начальной школы

Разделы: Начальная школа


Урок в малокомплектной школе отличается от урока в обычной тем, что учитель работает в разновозрастном классе и предметов на одном уроке как минимум два. На одном уроке учитель перестраивается несколько раз на работу то с одним классом, то с другим и при этом должен помнить цель урока в каждом классе.

При подготовке к уроку, при составлении конспекта урока он должен: правильно распределять время между классами для усвоения главного на уроке; также он знает, как действовать, не нарушая закономерности познавательного процесса; активизировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание разновозрастными детьми и разного уровня подготовленности; должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах.

Работа в классе-комплекте имеет сложности не только для учителей. Для детей также представляются известные проблемы и неудобства. Для способных детей – это возможность усвоить курс начальной школы за более короткий срок. Другим необходимо приобрести такие умения, как: концентрироваться на выполнении своего задания; не слушать объяснений учителя для другого класса; не обращать внимания на картинки; не слушать ответы учеников другого класса. Ученик вынужден овладеть этими умениями, так как эффективность учения зависит от его сосредоточенности. Учителя, работающие в классах-комплектах, больше внимания уделяют самостоятельной работе. Главная забота учителя – выполнение общих требований к уроку. Частные условия требуют создания дополнительных условий организации и проведения урока.

При проведении уроков в малочисленных классах и классах–комплектах учителя допускают преимущество фронтальных форм работы, которая ведет к утомляемости детей, преобладание голоса учителя, постоянность речи учителя, слабое владение методикой работы с учебниками. Уроки в начальной малокомплектной школе по своей структуре строятся в основном по схеме комбинированного урока: организационный момент, актуализация знаний, предъявление нового материала, закрепление, задание на дом. Преобладают две формы организации работы на уроке: 1) под непосредственным руководством учителя и  2) самостоятельная работа.

Под руководством учителя выполняются:

  • подготовительные упражнения;
  • предъявление нового материала; инструктажи;
  • закрепление изученного;
  • диагностика уровня обученности;
  • контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
  • демонстрация целесообразных приемов применения знаний;
  • обобщение изученного материала.

Самостоятельная работа учащихся – это выполнение упражнений для усвоения знаний, умений и способов их применения.

Учащиеся малокомплектных школ выполняют большое количество упражнений самостоятельно. У учителя нет времени детально объяснять новую тему.

Ученики самостоятельно осваивают её и имеют успехи. Очень часто используются такие формы организации усвоения новых знаний:

1) учитель предъявляет материал, использует наглядность, а учащиеся воспринимают и запоминают;

2) учащиеся усваивают новый материал, в процессе поиска информации, беседы, наблюдения, анализа, сравнения под руководством учителя;

3) осваивают новые способы деятельности по образцу;

4) усваивают новые умения и знания самостоятельно по программированным учебникам, алгоритмам.

Структура урока в комплекте, состоящем из двух классов, может быть примерно такой.

Продолжительность, мин

Классы

2

4

2-3

Организационный момент

Организационный момент

15-18

Объяснение нового материала,первичное закрепление

Самостоятельная работа

15-18

Самостоятельная работа

Объяснение нового материала,первичное закрепление

3-5

Подведение итогов. Задание на дом

Подведение итогов. Задание на дом

Применение общих методов обучения в малокомплектной школе зависит от возраста детей и особенностей работы в классах. Распространенными являются наглядные – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учеников; вербальные (словесные) методы – рассказ, объяснение, беседа, инструктаж; практические – упражнения, опытническая работа; работа с книгой.

Учителя, работающие в классах-комплектах, применяют элементы программированного, проблемного, компьютерного обучения. В малочисленных классах функции методов обучения такие же, как и в полных: мотивационная, учебная, развивающая, воспитательная, организационная, но требования к ним повышены. К примеру, при восприятии новой темы одновременно обеспечиваются: установка на усвоение нового материала; мотивация учащихся; координация внимания; раскрытие содержания учебного материала; установление причинно-следственных связей в новом материале; сведение знаний в общую систему; доведение до учащихся информации об эффективности их познавательного труда; диагностирование темпов и результатов обучения; контроль и коррекция результатов; воспитание в учебном процессе. Особенно тщательно учитель должен готовиться к словесным методам.

Детям важно услышать красивое, эмоциональное слово учителя, тогда они сами примут активное участие в обсуждении темы урока. Эффективно при объяснении нового материала сочетание методов устного объяснения с наглядным материалом. Беседуя с детьми, учитель замечает, что уже знают его ученики, какой у них запас чувственных представлений. Таким образом, он подводит их к восприятию нового материала, предъявляет его, демонстрируя рисунки, слайды, видеофильмы. К наглядности в классах-комплектах предъявляются требования простоты, красочности, реалистичности. Использование наглядности в одном классе невозможно без отвлечения всех детей. Поэтому полное ее применение возможно только на общих для всех уроках. Учителя находят выход и интересные для всех видеоматериалы показывают во внеурочное время.

Рациональное распределение времени в классах-комплектах является особенно острым. Устранение причин потери времени на уроке, сокращение потерь, правильное использование каждой минуты урока – главные условия достижения эффективности урока. Неправильное распределение времени в классах–комплектах чаще всего определены: разновременным началом работы во всех классах комплекта; детальным объяснением учащимся всех классов задачи предстоящей работы; многословными объяснениями заданий каждого этапа обучения; недостатком заранее приготовленных дидактических материалов для самостоятельной работы; плохим качеством этих материалов; использованием дидактических материалов не по назначению; слабым уровнем сформированности навыков самообразования у детей; использование нерациональных способов проверки и контроля знаний, умений; необдуманной организацией рабочих мест учителя и учеников.

Как избежать потери времени на уроке? В рациональном объединении классов и правильно составленном расписании находятся большие резервы его сбережения. Если классы сочетаются так, что один начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а другой – под руководством учителя, потерь времени бывает мало. Каждому ученику учитель готовит задания заранее. До начала урока дежурный раскладывает их по партам. Задания дифференцированы, т.е. составлены отдельно для сильных, средних и слабых учащихся, как и предусматривает ФГОС. Это даёт возможность повышать качество знаний и умений.

В классах-комплектах задания будут персональными: на каждом конверте пишется имя ученика. Конверт с выполненным заданием возвращается.

При организации самостоятельной работы общее для всего класса задание выводится на отдельную доску. Здесь же записывается инструкция, если это необходимо.

Учителя применяют иногда «сквозные» задания, которые рассчитаны на несколько уроков. По звонку каждый ученик начинает работу с того места, где остановился, и продолжает ее без дополнительного напоминания. Но при выполнении длительных однотипных заданий дети быстро устают, снижается интерес, теряются минуты, сэкономленные на организационном этапе.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируется основа учебной деятельности учащихся – умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, учебные и познавательные мотивы, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели.

Одним из основных предметов в начальной школе является литературное чтение, которое способствует формированию функциональной грамотности, общему развитию и воспитанию детей. Курс предмета литературного чтения направлено на осуществление следующих целей:

  • приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности и формирование читательского кругозора;
  • формирование умения работать с различными видами информации;
  • приобретение навыков работы с разными текстами: учебными и научно-познавательными;

Чтобы обучение в начальной школе было успешным, необходимо сформировать общеучебные универсальные действия: нахождение необходимой информации в тексте; умение правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; нахождение нужной информации из прослушанных текстов разных жанров; распознавание основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов различных жанров.

Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности – основная цель литературного образования в начальной школе. Владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать являются определяющими критериями читательской компетентности.

Своеобразие работы малокомплектной сельской школы вынуждает к пересмотру содержания обучения, форм и методов образовательного процесса, структуры урока по литератур-ному чтению, форм сотрудничества участников образовательного процесса.

Для формирования содержания по литературному чтению необходимо: ознакомиться с учебным планом; найти похожие по содержанию темы, которые проходят в разных классах; подготовить тематическое планирование с учетом схожих тем; запланировать время изучения тем; установить возможности одновременного их прохождения в различных классах; определить целесообразность перемещения отдельных тем для одновременного их изучения в разных классах.

Разновозрастные занятия могут быть однотемными и разнотемными в зависимости от содержания учебного материала. На однотемных уроках проходит совместное обучение в течение всего урока. Это возможно при изучении устного народного творчества, русских народных и литературных сказок.

При построении подобного содержания образования по литературному к творчеству одного и того же писателя ученики обращаются неоднократно, но каждый раз — в новом аспекте. Например, с творчеством А.С.Пушкина знакомятся и в разделах «Люблю природу русскую», и «Великие русские писатели».

Если у учащихся разных классов имеется общие изучаемые произведения - «Великие русские писатели»: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов; «Устное народное творчество»; «Зарубежная литература», которые предусмотрены в программах разных лет обучения, с постепенным расширением и углублением их содержания, только тогда могут проводиться однотемные уроки.

Учащиеся каждого класса вместе прослеживают творчество И.А.Крылова при прохожде-нии блока «Великие русские писатели. И.А.Крылов».

В содержательном блоке «Страна фантазии и детства» изучаются произведения детских писателей: Д.Хармса, Н.Носова, В.Ю.Драгунского, построенные на одном и том же литературном материале.

Общий этап в начале однотемного урока - организационный, знакомство с планом, целями урока, актуализация знаний. Общий этап в середине урока - упражнения на релаксацию, физкультминутки, ролевые игры, блиц-опросы. Общий этап в конце урока – подведение итогов, релаксация, инструктаж домашнего задания.

Совместная работа при несовпадающих темах может быть на отдельных этапах по определению литературоведческих понятий, сравнительному анализу литературных произведе-ний. Единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся на разнотемных уроках может быть основой объединения разных классов: к примеру, обучение детей ориентироваться в книге, составлять читательский отзыв, развитие речи и т.д. Занятия в разновозрастных классах вынуждают учителя выходить на новый уровень планирования и проведения уроков. Учитель пересматривает не только содержание литературного образования, но и планирование и проведение урока, так как для организации совместной деятельности, нужно находить новые методы его ведения.
На уроках в разновозрастной группе необходимо применять различные технологии: информационные, технология критического мышления, диалоговые технологии, игровое моделирование, технология проектного обучения, личностно-ориентированное обучение.

Содержание литературного образования включает разделы: «Виды речевой деятельности» - аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи), «Виды читательской деятельности» - формирование библиографических умений по работе с книгой, «Круг детского чтения» - малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX–XX вв., а также современных авторов, «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка, «Творческая деятельность учащихся» - постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; создание собственного текста на основе художественного.

К окончанию обучения в начальной школе у учащихся формируется необходимый уровень литературного развития. Это возможно при правильном планировании, учете физиологических и возрастных особенностей, применении современных педагогических технологий, форм и методов обучения. Уровень литературного развития характеризуется следующими умениями: понимать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира; осознавать значение литературного чтения для формирования общей культуры человека; работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности; анализировать, сравнивать тексты для определения жанра, характеристики героя, осуществления разных форм интерпретации текста; находить нужную информацию в художественном, учебном, научно-популярном текстах; произведениях; работать со справочным материалом и энциклопедическими изданиями.