Проблема школьной дисциплины. Причины и методы устранения

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Социальная педагогика


Цели:

  • показать родителям, какое влияние оказывает стиль взаимоотношений подростка с родителями на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям.
  • интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании личности.

Задачи:

  • познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.
  • раскрыть роль семейного воспитания в профилактике плохого поведения у детей.

Форма проведения: лекторий с элементами интерактивных форм работы.

План собрания:

  1. Организационный момент. (просмотр фрагмента мультфильма "Маша и медведь" (52 серия)).
  2. Вступительное слово учителя
  3. Обсуждение особенностей поведения в подростковом возрасте. Рассмотреть возможные причины, вызывающие такое поведение.
  4. Раскрыть роль семейного воспитания, как одного из ключевых факторов профилактики "плохого" поведения подростков; способствовать формированию культуры общения родителей и детей.
  5. подведение итогов (просмотр фрагмента мультфильма "Маша и медведь" (53 серия))

(Просмотр мультфильмов при наличии времени. Длительность серии 5-6 минут)

Рекомендуемое время проведения собрания 20 минут.

1. Организационный момент

На доске разместить форматный лист со шкалой мнений и стикерами для отметок на данной шкале мнений.

Вопрос: "Дисциплина на уроке - это прежде всего проблема учителя" Да---------!---------Нет

Мультфильм "Маша и медведь" (52 серия.) Раздать подготовленные печатные материалы.

2. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, уважаемые родители. Очень рада встречи с вами. Благодарна за то, что вы нашли время и присутствуете на этом родительском собрании.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше. Нас волнует поведение детей и трудности, связанные с этой проблемой.

Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами проблемы школьной дисциплины и постараться найти оптимальные пути решения данной проблемы.

Афоризм: «Правильный диагноз – половина лечения».

Если правильно выявить причину «плохого поведения» ребенка, с проблемой будет легче справиться целенаправленными совместными действиями семьи и школы.

3. Обсуждение особенностей поведения в подростковом возрасте

Рассмотреть возможные причины, вызывающие такое поведение.

(показ слайдов презентации с комментированием)

Для начала давайте определимся, что такое "поведение" и каким оно должно быть в школе.

Поведение - совокупность поступков, действий, способов общения, принятых в той или иной сфере взаимодействия, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, полученному воспитанию.

Хорошее поведение должно способствовать:

- безопасности самого ребенка и остальных учащихся;

- плодотворному учебному процессу.

В каждом учебном заведении есть свод правил поведения, который состоит из трех частей: поведение ребенка на уроках; поведение на переменах; поведение на территории школы.

Когда мы говорим о "плохом" поведении, это значит, что оно идет в разрез с установленными правилами, порядком из-за разницы во взглядах, недостатка воспитания.

По результатам анкетирования учащихся 6-11 классов были выделены следующие формы нарушения школьных правил:

  • 1 место - разговоры школьников на уроках;
  • 2 место – опоздание на уроки;
  • 3 место – игры с телефоном.

Упоминались также:

  • прогулы уроков;
  • драки;
  • порча школьного имущества и оборудования;
  • словесное оскорбление учителя;
  • игнорирование его вопросов;
  • «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц).

Под "плохом" поведением часто так же понимают неадекватное и агрессивное поведение ребенка.

Естественно, родитель ответственен за воспитание ребенка, а также за привитие ребенку определенных навыков, норм этикета и хорошего тона. Как же быть, если все это есть: и воспитание, и понимание того, как нужно себя вести... Но поведение страдает, классный руководитель устал от жалоб других учителей по поводу плохого поведения класса или отдельных учеников на уроках и переменах; регулярных замечаний родителям по поводу поведения ребенка в школе.

Кроме того, поведение ребенка (детей) в школе и дома может кардинально различаться. С одной стороны, домашние "шалопаи" превращаются в прилежных учеников, находясь в школе; с другой стороны, учителя постоянно жалуются на поведение, казалось бы, послушного домашнего ребенка в школе.

Попробуем выяснить причины плохого поведения ребенка в школе и дать некоторые советы, как исправить агрессивное поведение ребенка в школе, как научить ребенка хорошему поведению.

Возможные причины:

  • Психологический тип ребенка.

Более эмоциональные, гиперактивные и импульсивные дети чаще отличаются непослушанием, всплесками эмоций, молниеносной сменой настроения, излишней обидчивостью, болтливостью. Поведение гиперактивного ребенка характеризуется неусидчивостью, тревожностью, недостатком внимания, совершением опасных действий, отсутствием контроля двигательной активности.

Дети-интроверты, напротив, страдают угнетением внешней активности, тревогой, страхами, склонностью таить в себе многочисленные переживания.

Совет: давать детям эмоциональную разрядку, на переменах позволять принимать участие в активных играх. Вне школы обязательно посещение спортивных секций, бассейна, танцевальных студий. Дома как можно больше разговаривать и заниматься совместно уроками с ребенком, постепенно формировать усидчивость с помощью настольных игр.

  • Освоение территории.

Своим поведением (негативным как нам кажется) ребенок для себя познает:

- что можно, а что нельзя, т.е. границы дозволенного;

- проверяет реакцию взрослых, учителей, одноклассников на его выходки, шалости и «подвиги».

Совет: пытаться с первого раза пресечь попытки «озорства», сразу ограничить круг разрешенных действий.

  • Отсутствие должного воспитания, культуры общения.

Ребенок:

- перебивает учителя, не выполняет его просьбы,

- «подворовывает» у одноклассников,

- не признается в содеянном, сваливая вину на других,

- ужасно ведет себя в столовой,

- на рабочем месте (парте) беспорядок, вещи разбросаны по всему классу.

Совет: ежедневное кропотливое воспитание в ребенке правил хорошего тона, навыков самообслуживания, правил поведения детей в школе.

  • Лидерские качества ребенка.

В этом случае, плохое поведение – это своеобразный бунт ребенка на различные запреты, указания, приказы, попытки нравоучений со стороны взрослых. Подобным образом ребенок пытается самоутвердиться, показать собственное «я», что он «личность», отличная от других.

Совет: прислушиваться к ребенку, развивать его задатки, проявления характера в лучшую сторону, поощрять инициативу, быть другом и советчиком.

  • Попытка привлечь внимание.

Порой для ребенка плохое поведение в школе - единственный способ привлечь внимание родителей, занятых другими детьми в семье, собственной карьерой, внутренними проблемами между собой и т.д.

Совет: как можно больше уделять времени ребенку, предлагать совместные игры и отдых с другими братьями и сестрами, чаще выбираться вместе на природу, пикник; обсуждать дела в школе, отношения со сверстниками, приглашать друзей в гости.

  • Низкая самооценка ребенка.

Неуверенность в себе, в собственных достижениях порождают отсутствие мотива к учебе («Зачем стараться и пытаться что-то делать, все равно ничего не получится»)

Совет: чаще одобрять положительные поступки, добрые слова и отношения к кому-либо, хвалить за попытки исправиться, за успех в любой сфере деятельности ребенка

  • Подражание.

Это присуще больше всего ребятам в подростковом возрасте 11-16 лет, когда в классе существует неформальный (или формальный) лидер с заработанным авторитетом, который может диктовать свои правила. Ребенок неосознанно пытается ему подражать, чтобы его признали за «своего», за «крутого», самостоятельного. Прежде всего, это касается курения (в т.ч. электронных сигарет), употребления энергетических напитков, наркотиков, алкоголя, посещения различных тусовок, компаний.

Совет:

- быть ближе к ребенку,

- объяснять, что сила и мощь человека в знаниях, образовании,

- рассказать о последствиях употребления вредных веществ, тем более в детском возрасте.

К причинам нарушений школьной дисциплины также можно отнести негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Более серьезной и критической формой плохого поведения является девиантное поведение ребенка в школе. Выделяют два уровня подобной формы поведения:

- до криминогенную (поведение пока еще не представляет серьезной опасности окружающим – хулиганство, распитие спиртных напитков);

- криминогенную (серьезные нарушения, за которые предусматривается уголовная ответственность: распространение и употребление наркотиков, причинение тяжкого вреда здоровью кому-либо, проституция, воровство и т.д.).

Дети с девиантным поведением в школе ставятся на внутришкольный учет. На них заводится дневник поведения в школе или ведется карта наблюдения за поведением в школе. Ребенок обязан периодически приносить домой эти документы для ознакомления родителей.

4. Роль семейного воспитания, как одного из ключевых факторов профилактики "плохого" поведения подростков; способствовать формированию культуры общения родителей и детей

С причинами, приводящими к "плохому " поведению, мы познакомились.

"Правильно поставленный диагноз - половина лечения"

Но от чего зависит проявление тех или иных причин в поведении ребенка?

(Вопрос родителям, выслушать и записать на доске предлагаемые причины. Среди предложенных вариантов обычно чаще всего встречается «воспитание». Остановиться на вопросе воспитания.)

Действительно, поведение детей напрямую связано со стилем воспитания в семье.

Познакомить со стилями семейного воспитания.

(сл.10)

Стили семейного воспитания.

  • Попустительский
  • Состязательный
  • Рассудительный
  • Предупредительный
  • Контролирующий
  • Сочувствующий
  • Гармоничный

(Описание каждого стиля воспитания, с ответным поведением детей, в печатном виде раздать родителям.)

5. Подведение итогов

В норме человек проводит всю свою жизнь в семье. Сначала, с родителями, затем строит свою семью, не прекращая общения с родными, затем дети.
Семья - наша защита, опора, оплот. В семье человек учится любить, защищать, поддерживать, понимать других, учиться в конце концов.

Девять - одиннадцать лет в школе оставляют в жизни любого неизгладимый след. Потому что школа, как и семья, дает нам очень многое: понятия, что такое ответственность, справедливость, отзывчивость, дружба, преданность.

Воспитание ребенка в семье и школе - настолько сложный, интегрированный, переплетенный процесс с крепкими причинно-следственными связями, что одно от другого просто неотделимо.

Духовно-нравственное воспитание в школе начинается со взаимоотношений взрослых друг с другом, а вернее продолжается в школе, начавшись дома.

Ребенок копирует действия родителей, их отношение к другим, природе, животным, их способность быть чуткими, отзывчивыми, отношение к старшему поколению, к истории семьи и родины.

Если мама заставляет ребенка уважать и помогать бабушке, но при этом сама бесконечно с ней ругается и не показывает уважения – ребенок впитывает такое же отношение и реакцию.

Обязанность родителей по воспитанию детей – первостепенная и основополагающая. Школа является всего лишь продолжением и дополнением, но основы закладываются, конечно же, в семье. Кроме того, родители обязаны воспитать интерес детей к обучению в школе. Как говорится, не выучит школа, выучит охота.

Давайте обратимся к русским афоризмам о воспитании детей. Можно читать и изучать уйму статей по педагогике, и не найти для себя однозначного ответа. Но стоит прочитать русские пословицы и афоризмы – и все встанет на свои места.

  • Наказывать легче, воспитывать труднее;
  • Верная указка – не кулак, а ласка;
  • Детей наказывай стыдом, а не грозьбой и бичом;
  • Учение образует ум, воспитание – нравы;
  • Водили за ручку, получили белоручку.

Что касается последнего, то трудовое воспитание ребенка в семье и школе должно быть постепенным и постоянным. В первую очередь, родители, а затем и школа должны прививать ребенку трудолюбие и привычку трудиться. Это необходимо для того, чтобы ребенок смог найти свое место в жизни, смог определиться, умел преодолевать трудности, достиг успеха. А, как известно, (еще один афоризм) «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Воспитанный ребенок, как правило, добивается больших успехов, по сравнению с невоспитанными детьми в школе. К нему более благоприятное и дружелюбное отношение со стороны окружающих, он более аккуратен, организован, интересен. Родителям такого ребенка учителя с удовольствием выносят от школы благодарность за воспитание.

Каковы правила поведения для воспитанных детей в школе?

  • Употреблять вежливые слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста;
  • Пропускать вперед девочек, женщин, учителей;
  • Оказывать помощь учителям и ребятам, если попросят;
  • На уроках внимательно слушать учителя, не перебивая. Если что-то нужно сказать - поднять руку;
  • Быть подготовленным к каждому уроку, это проявление уважения к учителю;
  • Не портить школьное имущество (включая книги, парты, стулья, окна);
  • На переменах громко не разговаривать, не кричать и не окликать другого, если он находится в десятках метров от тебя;
  • Быть опрятным, причесанным;
  • Посещая столовую, не толкаться, не бегать, аккуратно вести себя за столом.

Невоспитанный ребенок в школе вызывает неуважение, и что еще хуже – иногда отвращение.

Таким образом, воспитание ребенка в семье не заканчивается, а продолжается в школе. И наоборот, не стоит перекладывать воспитание на плечи только учителей. Это трудная обоюдная работа.

(сл.13)

Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу.

Попросить родителей сделать детям сюрприз. Оформить доску аппликацией солнышка с лучами, на которых родители напишут свои ласковые, добрые пожелания детям на предстоящий учебный год.

(Заготовки подготовить заранее, чтобы родителям осталось написать пожелания и прикрепить лучи к солнышку.)

Предложить родителям перед уходом вновь ответить на вопрос: "Дисциплина на уроке - это прежде всего проблема учителя", поставив отметку стикером на новой шкале.

После окончания собрания подведенные итоги разместить в группе в мессенджере.

Приложение 1. Стили семейного воспитания

  • Попустительский
  • Состязательный
  • Рассудительный
  • Предупредительный
  • Контролирующий
  • Сочувствующий
  • Гармоничный

Попустительский

Родители: с раннего возраста ребёнку предоставлена бесконтрольная свобода. Взрослые заняты собой, своими делами, работой. Душевное состояние ребёнка их не волнует. Могут наказать и тут же простить, чтобы не расстраивался и не мешал. При детях обсуждают других людей. В трудных ситуациях полностью доверяют ребёнку, не пытаясь разобраться. К недостаткам ребёнка относятся с умилением.

Дети: слывут ябедами, подхалимами. Любят хвастаться, не умеют сопереживать, сочувствовать. Не умеют и не любят трудиться. Учиться не настроены, но хотят получать похвалу и хорошую отметку. При взрослении самоуверенность граничит с хамством.

Состязательный

Родители: с раннего возраста ищут в ребёнке нечто выдающееся, необычное. Активность ребёнка поощряется материально и морально. Постоянно сравнивают своего ребёнка с другими и страдают, если он в чём-то хуже. Дают возможность ребёнку попробовать себя везде, но при этом хвастают его увлечениями. Наказание может быть жёстким, если поведение ребёнка идёт вразрез с нормами, принятыми в семье. Защищают ребёнка от претензий других людей, школы, не обращая внимания, прав ли он.

Дети: учатся на «5», активны, любят участвовать в любых делах, лишь бы их заметили, оценили. Любят командовать. Могут быть агрессивны, если их не оценили по достоинству, или что-то не получилось. Глубоко переживают ошибки. Преувеличивают свои возможности. Не признают критику.

Рассудительный

Родители: предоставляют ребёнку полную свободу, дают возможность приобретать личный опыт путём собственных ошибок. Не упрекают, не кричат, не наказывают. Следят, чтобы достоинство детей не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. Участвуют в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребёнок. Если ребёнок виноват, дают возможность осмыслить поступок.

Дети: участвуют в решении семейных проблем, уважительны со старшими, потому что так поступают родители. Умеют работать без понуканий, легко общаются, любознательны, активны. Испытывают трудности в тех коллективах, где не считаются с мнением других, не позволяют его высказать.

Предупредительный

Родители: чрезмерно опекают ребёнка, ограждают от самостоятельности, лишают возможности самоопределения, удовлетворяют любые прихоти. Мало внимания уделяют нравственному воспитанию. Сами подбирают друзей ребёнку, опасаясь за то, что могут обидеть.

Дети: имеют проблемы, связанные с учебной деятельностью. Стремятся к тому человеку, который сильнее, может заступиться. Имея задатки, не любят трудиться, учиться, так как родители часто за них выполняли уроки. Не способны сами принимать решения.

Контролирующий

Родители: диктуют ребёнку, что надо надевать, что делать, с кем дружить. Активно используют методы наказания: командный тон, крики, физическое наказание. Если даже ребёнка похвалили, то всё равно будут найдены какие-то изъяны. Не прислушиваются к мнению ребёнка, считая, что оно глупое и неуместное. Иногда демонстративно наказывают ребёнка, чтобы показать власть над ним. Всегда недовольны ребёнком.

Дети: лишены возможности демонстрировать свои лучшие стороны. Не уверенны в себе, возникают проблемы в учёбе, так как боятся отвечать, ожидая плохой результат. Жестоки с другими, потому что дома их так воспитывали. Ценят товарищество и дружбу. Внешне отличаются тем, что угрюмы, подозрительны, склонны к конфликтам, поэтому часто одиноки.

Сочувствующий

Родители: ребёнок предоставлен сам себе, так как родители много и активно работают, хотя в семье постоянно недостаток денег, плохие бытовые условия. Возможно, семья неполная. Стараются помочь учителю, доверяют ему воспитание своего ребёнка. Общение с ребёнком доброе, стараются быть для него примером. Хотят научить ребёнка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь даже маленькой победе.

Дети: понимают родителей, сочувствуют им, помогают, не требуют многого. Живут в своём мире, впуская в него только очень близкого человека. В учёбе добросовестны, добиваются поставленной цели, но неинициативны. Стойко переносят тяготы жизни, никого не обвиняя. Чутки, внимательны, вежливы, уравновешены.

Гармоничный

Родители: задолго до рождения ребёнка размышляют над тем, какого человека хотят вырастить и воспитать. Формируют традиции и обычаи своей семьи. Требуют от детей осознания своих поступков. По отношению к ребёнку поступают мотивированно и осознанно. Не лукавят, не лицемерят.

Дети: рассудительны, чутки и внимательны к окружающим. Всегда говорят правду. Умеют дружить, в общении откровенны, правдивы, открыты. На всех уроках стараются быть активными, привнести что-то новое. Не боятся никакой деятельности, а также могут сказать сразу, трудна она для них или нет.

Проявляются волевые качества: уравновешенность, настойчивость, искренность, вежливость.

Приложение 2

Чтобы предъявлять требования к своему ребёнку, необходимо предъявить требования к себе, чтобы стать истинным и положительным примером для своих детей.

Кодекс истинного родителя.

  1. Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал. Они читают сами много и с удовольствием несмотря на недостаток времени.
  2. Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал. Они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребёнку.
  3. Если родители требуют от ребёнка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умений трудиться.
  4. Если родители хотят, чтобы ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в семье (пусть даже по мелочам).
  5. Если родители хотят, чтобы ребёнок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они не должны создавать культ спиртных напитков в семье, ведь даже в детские праздники многие родители не могут без них обойтись.
  6. Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они сами к ним относятся уважительно и бережно.
  7. Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях и учителях с самыми тёплыми чувствами.
  8. Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом.